Особенности моделирования целостного педагогического процесса в условиях современных частных школ


Вопреки кризисам и тяжелому экономическому
положению страны количество негосударственных
(частных) школ не только не сокращается, но и
постоянно растет. Данный процесс происходит,
несмотря на отсутствие комплексной
концептуальной системы становления и развития
образовательных учреждений нового типа.

Существенным побудительным мотивом
возрождения частных школ является наличие
спроса на услуги, предоставляемые сегодня этими
учреждениями.



Увеличение числа детей и молодежи, желающих
приобретать общеобразовательные специальные
знания и социальный опыт, прибегая к
рассматриваемому виду образовательных услуг,
обусловлено в значительной степени наличием в
условиях современных частных учебных учреждений
особой социокультурной образовательной
ситуации, компенсирующей дефицит общения и
социального доверия, в муниципальных
общеобразовательных учреждениях, так
необходимых для развития личности, способной к
максимальной самореализации в современных
условиях.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о
том, что в основе управления новыми типами
учебных заведений руководители видят создание
условий для удовлетворения изменяющихся
образовательных потребностей населения. Поэтому
в их деятельности важную роль играет анализ
социального заказа на образовательные услуги,
что безусловно меняет сами основы
управленческой деятельности.



В связи с этим важное место в системе работы
многих современных частных школ отводится
моделированию целостного педагогического
процесса, одного из основополагающих условий
эффективного решения проблем воспитания и
обучения подрастающего поколения.

В ходе моделирования для всех компонентов
целостного педагогического процесса (целевого,
мотивационного, содержательного,
операционно-деятельного,
оценочно-результативного) предусматривается
чрезвычайная структурная и функциональная
гибкость, мобильность, способность
прогнозировать и адекватно реагировать на
изменения конъюнктуры рынка образовательных
услуг.

Заслуживают внимания разрабатываемые в
процессе моделирования критерии эффективности
деятельности, как самого учителя, так и ученика в
условиях целостного педагогического процесса.
Предусматривается многопрофильная,
адаптационная образовательная среда для каждого
ученика, позволяющая реально обеспечить условия
для индивидуального самовыражения каждого
ребенка, становление у него таких необходимых
умений, как а) самостоятельно организовать себя
на поиск и приобретение новых знаний, б)
принимать ответственные решения, в)
диагностировать и прогнозировать собственные
дела и поступки, г) своевременно приходить на
помощь близким и окружающим людям, д) выстраивать
взаимоотношения с другими людьми и др.

В ряде частных школ г. Новороссийска для
осуществления индивидуального подхода
разрабатываются индивидуальные планы учебной и
воспитательной работы с учащимися.
Предварительно составленные индивидуальные
программы в процессе самой работы в дальнейшем
непрерывно контролируются и корректируются по
особой технологии. Помимо одинакового для многих
частных школ набора услуг с обязательным
изучением иностранного языка, обучением и
пользованием, компьютера с первого класса,
множества кружков и факультативов, каждая школа
имеет свои особенности. Определяя профили
каждого учебного заведения, можно выделить
физико-математический (гимназия № 1),
проектно-исследовательский (“Личность”),
правовой, экономический (гимназия “Гармония”),
информационный (“Школьник”).

Наличие огромного, безграничного
информационного пространства (интернет) в
условиях частных школ и постепенное включение в
него детей позволяет научить их оперировать
информационными потоками и использовать для
достижения поставленных целей.

Очень интересен опыт ННОУ гимназии “Гармония”
по обучению экономике с первого класса по
специальной программе “Достижения молодых”,
предусматривающий интерактивный, практический
курс по предпринимательству. Учащиеся получают
знания о том, как организовывать собственное
дело, оформлять и вести соответствующую
документацию, как вести маркетинговую работу для
продвижения своей продукции, как выгодно и
правильно предложить свои услуги на рынке труда.

Важным является и тот факт, что целый ряд
частных школ сегодня в ходе реализации всех
компонентов целостного педагогического
процесса ориентирует своих воспитанников на
приобщение к общечеловеческим ценностям,
поскольку в опоре на прочный фундамент
культурных и нравственных ценностей черпаются
силы и уверенность в стабильном развитии
общества.



Возникнув как альтернативные учебные
заведения в конце XX века, в начале нового
столетия частные учебные заведения вполне могут
поддержать среднюю общеобразовательную школу в
решении актуальных вопросов воспитания и
образования подрастающего поколения.




Следующий: