Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе


Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений
и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных
практических задач современного образования. Проблема исследования заключается в
том, что технология проектной деятельности не проработана в методике начального
обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию
для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.

Цель работы: определить особенности использования технологии
проектного обучения в начальной школе.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

– Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения.
– Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе.
– Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных
классов.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных
школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической
педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон
Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно
людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он
считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания
окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916
гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями –
американскими педагогами Е. Паркхерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения
идей Дьюи стало обучение по “методу проектов”. Дети выполняли “проекты” –
конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем
теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация
деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения
жизненного опыта учащихся.

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х
г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать
П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался
реализовать на практике другой русский ученый– педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из
того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте,
С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его
самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов,
который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный
баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности
согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает
“брошенный вперед”.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и
опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует
технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения
проектов по созданию культурных ценностей

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся
имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного
(практического) результата и его публичного предъявления.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного
обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем
учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной,
имеющих практическую значимость.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному
исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и
объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации,
выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов,
обозначение новых проблем.



Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются
жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются
в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных
лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются
их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат
деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют
распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают
телекоммуникационные проекты
. Они стали возможны с появлением в начале 80-х
гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран
общаться друг с другом.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно
выделить:

краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска
материала, его анализа и т. д.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие
этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный

(учитель: заявляет общий замысел, создает
положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают
собственные идеи);



  • планирующий
  • – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
    формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии
    оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной
    деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием
    ученической самостоятельности);



  • информационно-операционный
  • (ученики: собирают материал, работают с
    литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
    учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным
    источником);

  • рефлексивно-оценочный
  • (ученики: представляют проекты, участвуют в
    коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса
    работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает
    участником коллективной оценочной деятельности).

    Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной
    школе.

    Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с
    начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично
    дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические
    особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в
    начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания
    учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы
    над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения,
    социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование
    учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

    Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного
    обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения
    учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока)
    однопредметных
    проектов к долговременным, межпредметным, от
    личных
    проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с
    начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного
    возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной
    деятельности – презентация (защита) проекта.

    Приложение

    Необходимо:

    – помочь ученикам произвести самооценку проекта;
    – оценить процесс проектирования;
    – подготовить проект к презентации.

    Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том,
    что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами
    школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии
    проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств
    личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность,
    инициативность, настойчивость, толерантность.

    Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная
    деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:

    • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
    • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
      деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за
      ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
    • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
      других);
    • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
      выявлять, какой информации или каких умений недостает);
    • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на
      незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности;
      демонстрировать артистические возможности);
    • рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне
      необходимо научиться?”);
    • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время,
      ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении
      коллективного дела).

    Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники
    демонстрируют:

    – готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами
    (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных,
    научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем,
    гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
    – готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с
    аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
    – владение коммуникативными навыками, толерантностью;
    – умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для
    решения познавательных задач.

    Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной
    школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта,
    определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации
    деятельности учащихся при работе над проектом.

    В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы
    продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в
    начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему
    новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно
    продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый
    образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную,
    способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

    Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
    надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным:
    сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных
    ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к
    меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может
    пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять
    достижения отечественного образования.

    Библиография.

    1. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми
      младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. – № 3. –
      С.42–45.
    2. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе
      / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. – № 4. – С.13–15.
    3. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская
      //Директор школы. – 2004. – № 9. – С.33–40.
    4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская
      //Начальная школа. – 2005. – № 9. – С.55–59.
    5. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного
      метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. – № 2. –
      С.96–101.
    6. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней,
      Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании.
      – 2004. – № 4. – С.21–26.
    7. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное
      состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. – № 1. –
      С.17–27.
    8. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для
      учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф,
      2007. – 112 с.
    9. Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/
      Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С.68–71.
    10. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и
      взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.– № 5. – С. 34–38.
    11. Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении
      природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. – №
      1. – С.94–99.
    12. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в
      проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. – №
      3. – С.28–33.
    13. Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной
      деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина
      //Учитель. – 2004. – № 3. – С. 23–25.
    14. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова
      //Школьные технологии. – 2004. – № 4. – С. 93–96.
    15. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю.Пахомова
      //Методист. – 2004. – № 1. – С.39–46.
    16. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном
      процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. – № 4. – С. 44–49.
    17. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности
      школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова
      //Начальная школа. – 2007. – № 7. – С.40–43.
    18. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
      интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ
      школьных технологий, 2005. – 288 с.
    19. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
      Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.
      Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80 с.
    20. Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя
      начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. – № 4. – С. 9–11.
    21. Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших
      школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 51–56.
    22. Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе
      интегрированных уроков /О.Шарапова, Т.Афанаскина, К.Антипова //Учитель. –
      2006. – № 2. – С. 60–64



    Следующий: