Основы туризма



Пояснительная записка

Омская область располагает огромными
возможностями для развития туризма. Туризм
является наиболее динамичной отраслью
третичного сектора. Познавательные возможности
туризма создают благоприятные условия для
развития и совершенствования образовательного и
воспитательного пространства.

Вместе с тем современная ситуация в
географическом образовании обнаруживает острую
потребность в регионализации, которая
представляет становление развитого
регионального образовательного пространства. А
идеология образования ориентирует на развитие
личности учащихся, на оказание помощи каждому
выпускнику школы в выборе жизненного пути.

В этой связи разработка программы
элективного курса по географии “Основы
туризма”, объектом изучения которого станет
неповторимая, многообразная, находящаяся в
постоянном взаимодействии и развитии природа
Омской области, а активным ее исследователем
школьник, привлеченный к
туристско-краеведческому делу, является
достаточно значимым.

Актуальность программы обусловлена и
тем, что предложенный курс является составной
частью социального развития учащихся.
Разработанный курс направлен на повышения
качества географического образования, улучшения
здоровья и отдыха и дает реальную возможность
успешной самореализации подростка в будущей
профессии, заранее ориентированного в смежных
областях деятельности.

Целью курса является:

Повышение
уровня общего географического образования путем
углубленного изучения своего края: расширения
знаний школьников по краеведению Омской области,
совершенствованию картографических умений,
навыков ведения наблюдений, обработки и анализа
результатов исследований, понимания сущности
природных процессов и их роли в жизни и
деятельности человека, через привлечение
внимания школьников к
туристстско-экскурсионному делу.

Общие задачи:

1. Образовательные задачи:



– Обеспечивать
личностно-ориентированный характер образования,
создавать условия для ценностного,
социокультурного самоопределения и
саморазвитития личности.

– Способствовать самоопределению
личности в системе социальных, межличностных
отношений к природной, социокультурной среде.

– Способствовать развитию творческих
исследовательских способностей учащихся,
целенаправленно удовлетворять и развивать их
образовательные потребности в исследовании и
преобразовании.

– Развивать гибкость мышления и
поведения как необходимых условий непрерывного
общего и профессионального образования и
самообразования.

2. Предметные задачи:

– Определить значения и выявления
основных видов туризма на территории Омской
области

– Формировать системное
представление об Омской области как целостном
регионе и одновременно как о субъекте Российской
Федерации

– Развивать представление о туризме в
омской области как о сложном, динамически
развивающемся пространстве, в котором
осуществляется жизненное и профессиональное
самоопределение и саморазвитие личности.

– Формировать культуру учащихся через
приобщение к конкретным знаниям о родном крае,
развивать умения работать с источниками
информации.

– Подготовить учащихся к практическим
применениям навыкам ориентирования и выживания
в природе, и выделение основных правил поведения
в природе



– Показать практическое значение
взаимосвязи природных, экономических,
социокультурных, демографических,
этнокультурных, геоэкологических явлений в
природе.

В результате изучения курса учащиеся
получат теоретическую подготовку к практическим
выходам на природу и должны научиться следующим
видам деятельности:

Понимать:

значение туризма в досуге
населения; сущность природных процессов;
принципы классификации туризма и уметь
характеризовать объекты природы; научные основы
познания родного края

Определять:

виды туризма; стороны
горизонта по местным признакам.

Знать:

особо охраняемые территории
своей местности; основные черты сходства и
различия заповедников и национальных парков;
лекарственные и ядовитые растения;
классификацию гор по высоте.

Уметь:

пользоваться природным
материалом в походных условиях; определять
животных и птиц, живущих в Омской области;
применять полученные знания для решения задач
личной и общественной практики;

Соблюдать:

правила поведения в
природе.

Применять:

усвоенные практические и
научные знания в различных областях учебной
деятельности.

В программе предлагается вариант
изучения родного края, основанной на основных
принципах преподавания предмета:
демократизации, гуманизации, экологизации,
комплектности, интеграции. Используются
методологические принципы конструирования
национально – регионального компонента
краеведческого образования: структурность,
системность, динамичность.

Сильной стороной программы является
её прикладная направленность. Реализация
регионального компонента ориентирует учащихся
на организацию личностного познания родного
края от непосредственного восприятия, изучения,
ощущения к осмыслению.

Изучение данного курса предполагает
проведение лекционных, групповых,
индивидуальных и практических занятий.
Обязательное условие работы – выполнение
творческих заданий, выработка навыков
поисково-исследовательской и учебно-проектной
деятельности. Проекты учащихся могут быть
представлены на конференциях и конкурсах
различных уровней.

Данный курс предназначен для учащихся
9-х классов. Программа курса рассчитана на 17
учебных часов (1 час в неделю), при этом на
проектно-исследовательскую деятельность
отводится 2 часа. В программе специально отведено
время для практических работ и экскурсии на
природу.

В содержании тем указаны основные
требования к знаниям и умениям учащихся, а также
отражены наиболее существенные вопросы
конкретного урока.

Качественно оценить успехи в изучении
данного курса позволят критерии:

Тематический контроль:


тестирование; собеседование; творческие работы
учащихся; проблемные вопросы и задания,
предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие
выявить степень усвоения материала.

Итоговый контроль:

тестирование;
творческие работы учащихся; написание рефератов
и мини проектов по теме курса

Благоприятные условия для реализации
учебной программы обеспечит применение
отдельных технологических элементов: игровой,
эвристической, проектной, групповой,
личностно-ориентированной.

Содержание элективного курса по
географии “Основы туризма” –



Приложение
1

Календарный план изучения элективного
курса по географии “Основы туризма” – для
учащихся 9 классов – 17 часов (1 час в неделю)

Приложение 2

Список литературы для учителя и учащихся

Приложение 3




Следующий: