Основы технологии исследовательской деятельности


Пояснительная записка

В современной педагогике сегодня ярко
просматривается ориентация на гуманитарную
методологию, что в реальной практике позволяет
дать возможность обучащимся приобщиться к
духовному, исследовательскому, научному опыту
предшествующих поколений. Такую возможность
дает правильно организованная
исследовательская деятельность, которая может
послужить отправной точкой к возникновению
интереса к науке в широком смысле этого слова.
Нестандартные ситуации исследования
активизируют деятельность обучащихся, делают
восприятие информации более активным, целостным,
эмоциональным, творческим. Исследовательская
деятельность вносит разнообразие в учебную
работу, снимает утомление, развивает внимание,
сообразительность, взаимопомощь, способствует
становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Современная школа призвана обеспечить
функциональную грамотность и социальную
адаптацию обучающихся на основе приобретения
ими компетентностного опыта в сфере учения,
познания, профессионально-трудового выбора,
личностного развития, ценностных ориентаций. В
связи с этим главная цель курса заключается в
развитии познавательных интересов,
интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей учащихся.

Программа данного курса позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно- ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют следующие задачи:

  • Приобретение знаний о структуре
    учебно-исследовательской деятельности; о
    способах поиска необходимой для исследования
    информации; о способах обработки результатов и
    их презентации.
  • Овладение способами деятельности:
    учебно-познавательной,
    информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  • Формирование и развитие ключевых
    компетентностей: ценностно-смысловой,
    учебно-познавательной, информационной,
    коммуникативной.
  • Содержание курса объединяет три тематических
    модуля. Все образовательные модули имеют
    деятельностно-практический характер, так как
    система занятий сориентирована на мотивацию к
    самообразованию, самостоятельному поиску,
    отбору, анализу и использованию информации.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 1
час — резервный.

В результате работы по программе курса «Основы
технологии исследовательской деятельности » учащиеся
должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской
    деятельности;
  • основное отличие цели и задач
    исследовательской работы, объекта и предмета
    исследования;
  • структуру речевых конструкций гипотезы
    исследования;
  • основные информационные источники поиска
    необходимой информации; правила оформления
    списка используемой литературы; способы
    обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять характеристику объекта познания,
    поиск функциональных связей и отношений между
    частями целого;
  • разделять исследовательскую деятельность на
    этапы;
  • самостоятельно организовывать деятельность по
    реализации исследовательских проектов
    (постановка цели, определение оптимального
    соотношения цели и задач и др.)
  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
  • планировать и координировать совместную
    исследовательскую деятельность по реализации
    проекта в микрогруппе (согласование и
    координация деятельности с другими ее
    участниками; объективное оценивание своего
    вклада в решение общих задач группы; учет
    особенностей различного ролевого поведения -
    лидер, подчиненный);
  • пользоваться ресурсами интернет, библиотечными
    каталогами, специальными справочниками,
    универсальными энциклопедиями для поиска
    информации.

Оценивание происходит по результатам защиты
исследовательских работ, которые выполняются в
течение изучения курса.

Критерии оценивания




Критерий Что включает Количество баллов
Оформление работы Титульный лист 1
Наличие тезисов 1
Содержание 1
Введение 1
Выводы 1
Список литературы 1
Приложения 1
Структура работы Цель работы:

сформулирована четко

сформулирована не конкретно

не сформулирована

2

1

0

Задачи:

сформулированы четко

сформулированы не конкретно

не сформулированы

2

1

0

Формулировка проблемы
Объект исследования
Предмет исследования
Логика изложения, убедительность
рассуждений
Выводы

сформулированы четко

сформулированы не конкретно

не сформулированы

2

1



0

Оценка достижений автора Использование знаний за пределами
школьной программы
0-3
Научное и практическое значение
результатов работы

результаты заслуживают
практического применения

результаты можно использовать в учебной работе

результаты не заслуживают внимания

3

2

0

Новизна

получены новые теоретические
результаты

разработан и выполнен эксперимент



имеется новый подход к решению известной
проблемы

ничего нового

5

3

2

0

Эрудированность автора в
рассматриваемой области
Использование известных результатов и
научных фактов
2
Знакомство с состоянием проблемы 2
Использование научных источников
литературы
3
Четкость и логичность
изложения
Доклад выстроен четко и в пределах
регламента
3
Доклад четкий, но растянут по времени 2
Доклад не четкий 1
Доклад сумбурный, не раскрывает хода
работы
0
Умение отвечать на вопросы 0-3
Демонстрационный материал Выполнен четко и используется в ходе
доклада
3
Выполнен четко, но не используется в
ходе доклада
2
Выполнен не четко, не аккуратно 1
Отсутствует 0
Итого 50

  • 45-50 баллов — «Отлично»;
  • 40-44 балла — «Хорошо»;
  • 30-39 баллов — «Удовлетворительно»;
  • Менее 30 баллов — «Неудовлетворительно»

Тематическое планирование курса


№ п/п Содержание Общее кол-во часов В том числе
теория практика
Введение 2
1. Знакомство с деятельностью «Школьной
магистратуры»
1
2. Цель, задачи курса; специфика занятий 1
Структура, содержание, этапы
выполнения исследовательской деятельности
21
3. Реферат. Виды рефератов: продуктивные и
репродуктивные, монографические и обзорные;
автореферат
1
4-5. Требования к реферату: композиция,
методологический уровень, содержание,
библиография, язык изложения, представление
материала, оформление, объем.
1
6-7. Работа в группах: определение
соответствия предложенных рефератов основным
требованиям.
2
8. Структурные элементы
исследовательского проекта: титульный лист,
оглавление/план/содержание, перечень сокращений,
терминов
1
9-10. Вводный фрагмент введения. Структура
доказательств актуальности темы. Описание
проблемной ситуации, ее идентификация.
2
11. Работа в группах: по предложенным темам
мини-проектов описать актуальность темы и
идентифицировать проблемную ситуацию.
1
12-14. Научный аппарат введения: формулировка
противоречия, проблемы, темы, цели, объекта,
предмета, задач исследования.
3
15-16. Работа в группах: по заданным темам
определить цель, объект, предмет, задачи
исследования.
2
17. Методы и этапы исследования,
практическая и теоретическая значимость,
научная новизна.
1
18. Заключительный фрагмент введения:
общая характеристика структуры и содержания
работы.
1
19. Основной текст работы с разбивкой на
разделы. Заключение.
1
20. Основные источники получения
информации.
1
21. Определение информационного запроса. 1
22. Поиск информации по ключевому слову в
библиотечных каталогах.
1
23. Поиск информации в Интернет 1
Представление результатов
исследования
10
24-25. Оформление списка литературы 2
26-27. Оформление текста и графической
информации.
2
28-29. Язык и стиль научного изложения. 2
30-31 Устное выступление: структура,
содержание.
2
32-33 Защита проектов. Научно-практическая
конференция.
2
Резервное время 1

Литература для учителя.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную
    деятельность учащихся: практическое пособие для
    работников общеобразовательных учреждений. — 3-е
    изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006.
  2. Система работы образовательного учреждения с
    одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. -
    Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Учителю и ученику о реферате: методическая
    разработка/ авт.-сост. Н.П.Викулова — УрГПУ, 2001.
  4. Формирование проектных умений школьников:
    практические занятия/ авт-сост. С.Г.Щербакова. -
    Волгоград: Учитель, 2009
  5. Чуракова Н.И. Основы технологии самостоятельной
    учебной деятельности: учебно-методические
    материалы. — УрГПУ, Екатеринбург, 2007.



Следующий: