Основы работы в сети Интернет

Цели курса:

Ознакомление с сетевыми
технологиями, научиться настраивать компьютер
на подключение к сети Интернет, научить
пользоваться наиболее популярными службами,
находить необходимую информацию с помощью
поисковых систем.

Актуальность темы:

С развитием новых информационных и
коммуникационных технологий все больше людей
испытывает потребность в умении пользоваться
возможностями сети Интернет в своей
профессиональной деятельности и получать доступ
к ее информационным ресурсам.

Сегодня уже почти не осталось сфер
человеческой деятельности не затронутых сетью
Интернет. Популярность сети постоянно растет в
связи с увеличением ее информационной емкости,
появлением новых служб и сервисов. Этим и
обусловлена актуальность этого курса.

Содержание обучения и требования подготовки
учащихся

История создания Интернет

Идея теории коммуникационных пакетов. Принципы
работы сети APRAnet. Работа сети NSFnet. Протокол TCP/IP.

Учащиеся должны знать:

  • Историю развития сети Интернет;
  • Основную идею теории коммуникационных пакетов;
  • Характеристику принципа работы сети ARPAnet;
  • На каких принципах работает сеть NSFnet;
  • Почему WWW называют всемирной паутиной.

Сетевые технологии

Компьютерные сети. Сервер. Клиент. Локальная
сеть. Региональная сеть. Корпоративная сеть.
Глобальная сеть. Учетная запись. Сетевая
типология и ее виды. Функции протокола передачи
данных.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие компьютерная сеть;
  • Что представляет собой учетная запись (account);
  • Понятие сетевая топология и ее типы.
  • Функции протоколов передачи данных;
  • Принцип децентрализованного управления Сетью.

Учащиеся должны уметь:

  • Охарактеризовывать основные понятие сетевых
    технологии: сервер, клиент, локальная сеть,
    региональная сеть, корпоративная сеть,
    глобальная сеть;
  • Различать сетевые топологии.

Адресация ресурсов Интернет

Адреса компьютеров. IP-адреса и DNS. Почтовые
адреса. URL-адреса.

Учащиеся должны знать:

  • Представление IP-адреса компьютера;
  • Функции, выполняемые хост-компьютерами;
  • Назначение серверов DNS;
  • Структуры постового адреса;
  • Способы доступа к информации.

Провайдер

Провайдер. Виды провайдеров. Цены и услуги.
Провайдеры нашего региона. Выбор провайдера.

Учащиеся должны знать:

  • Функцию провайдера;
  • Виды провайдеров;
  • Факторы учитывающиеся при выборе провайдера;
  • Провайдеров своего региона.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать наиболее подходящего провайдера по
    ценам и перечню услуг.

Характеристика и конфигурация аппаратной
части

Модем. Подключение модема к телефонной линии.
Установка программного обеспечения модема.

Учащиеся должны знать:

  • Функцию, выполняемую модемом;
  • Показатели, характеризующие
    производительность модема;
  • Назначение протоколов связи и коррекции ошибок;
  • Типы модемов.

Учащиеся должны уметь:

  • Устанавливать программное обеспечение модема;
  • Подключать модем к телефонной линии;
  • Определять характеристики модема.

Подключение сети Интернет

Установка удаленного доступа к сети. Установка
протокола TCP/IP. Установка связи.

Учащиеся должны знать:

  • Последовательность действий для запуска
    удаленного доступа к сети;
  • Знать, как устанавливается протокол TCPIP;

Учащиеся должны уметь:

  • Настраивать компьютер на подключение к сети
    Internet через телефонную линию;
  • Производить установку программы удаленного
    доступа к сети;
  • Устанавливать протокол TCPIP;
  • Устанавливать связь с Internet;

Средства доступа к сети Интернет

Браузеры. Internet Explorer и принципы работы с ним.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие Web-страница;
  • Функцию программ браузеров;
  • Наиболее известные программы браузеры;
  • Как запустить обозреватель Internet;
  • Отличие режима работы on-line от автономного;
  • Назначение основных кнопок на панели
    инструментов Internet Explorer;
  • Как решается проблема воспроизведения на
    Web-страницах разнообразны объектов;

Учащиеся должны уметь:

  • Запускать браузер;
  • Настраивать панель инструментов;
  • Работать со строкой адреса;
  • Просматривать содержимое Web-страниц;

Работа с содержанием Web-страниц

Отображение Web-страницы. Сохранение Web-страниц.
Печать Web-страниц. Загрузка файлов. Настройка
работы обозревателя. Меню Избранное.
Использование Журнала.

Учащиеся должны знать:

  • Как сохранять Web-страницу на внешнем носителе;
  • Как распечатывать содержимое Web-страницы;
  • Как производить настройку свойств
    обозревателя;
  • Для чего нужен пункт меню Избранное в Internet
    Explorer;
  • Каково назначение средств Журнала.

Учащиеся должны уметь:

  • Сохранять Web-страницу на внешнем носителе;
  • Распечатывать содержимое Web-страницы;
  • Загружать файлы из Internet;
  • Производить настройку свойств обозревателя;
  • Добавлять Web-страницы в Избранное;
  • Очищать список Журнала.

Работа с электронной почтой

Служба электронной почты. Регистрация
постового ящика на сервере. Работа с электронной
почтой с помощью почтовой программы. Настройка
программы Outlook Express и(или) The Bat. Работа с почтовой
программой. Спам. Концепция безопасности
сообщений.

Учащиеся должны знать:

  • Преимущества электронной почты перед обычной;
  • Как зарегистрировать почтовый ящик на сервере
    бесплатной почты;
  • Назначение полей ввода Имя, Пароль,
    Подтверждение пароля
    ;
  • Программы, использующиеся для работы с
    электронной почтой;
  • Отличия работы с почтой через Web-интерфейс от
    работы с почтовой программой;
  • Основные элементы окна программы Outlook Express и(или)
    The Bat;
  • Как забрать письма с почтового сервера;
  • Как удалять и восстанавливать письма;
  • Как создавать и отправлять сообщения;
  • Отличия написания ответа от создания нового
    сообщения;
  • Назначение адресной книги;
  • Что такое спам и как с ним бороться;
  • Способы защиты информации в электронных
    сообщениях.

Учащиеся должны уметь:

  • Зарегистрировать почтовый ящик на сервере
    бесплатной почты;
  • Программы, использующиеся для работы с
    электронной почтой;
  • Использовать основные элементы окна программы
    Outlook Express и(или) The Bat;
  • Забирать письма с почтового сервера;
  • Удалять и восстанавливать письма;
  • Создавать и отправлять сообщения;
  • Добавлять в Адресную книгу информацию об
    индивидуальном адресате;
  • Осуществлять поиск адресов с помощью службы
    каталогов Internet и в Адресной книге;
  • Бороться со спамом;

Поиск информации в сети Интернет

Наиболее популярные поисковые службы. Критерии
эффективности работы поисковой службы. Система
поиска Яndex. Языки запросов.

Учащиеся должны знать:

  • Две группы поисковых служб Internet;
  • Наиболее распространенные поисковые системы;
  • Критерии эффективности работы поисковой
    службы;
  • Назначение расширенного поиска;
  • Как осуществлять поиск в категориях;
  • Параметры подписки на запрос;
  • Для чего нужен Яндекс.Бар.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять поиск информации в Яndex;
  • Организовывать расширенный поиск;
  • Осуществлять поиск в категориях;
  • Оформлять подписку на запрос.

Общение

Гостевые книги и доски обсуждений. Чат.

Учащиеся должны знать:

  • Для чего нужны гостевые книги и доски
    обсуждений;
  • Что такое чат и его назначение;
  • Отличие приватного способа обращения в чате от
    персонального;
  • Организацию общения в Web-чате.

Учащиеся должны уметь:

  • Помещать сообщения на доске обсуждений или в
    гостевой книге;
  • Работать в чате.

Служба почтовых рассылок

Принципы работы службы постовых рассылок.
Отказ от подписки.

Учащиеся должны знать:

  • Принципы работы служб почтовых рассылок;
  • Наиболее популярные адреса почтовых рассылок.

Учащиеся должны уметь:

  • Оформлять подписку на рассылку;
  • Отказываться от подписки.

Связь: телефон, факс и пейджер в одном

Регистрация виртуального телефона. Отправка
сообщений на виртуальный телефон. Сообщение на
пейджер и сотовый телефон.

Учащиеся должны знать:

  • Основные возможности систем унифицированного
    обмена сообщениями;
  • Принципы работы “виртуального телефона”;
  • Технологию отправки сообщения на обычный и на
    “виртуальный телефон” с помощью системы Inter-VPost.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с виртуальным телефоном;
  • Отправлять сообщения на обычный и на
    “виртуальный телефон” с помощью системы Inter-Vpost.

Безопасность в Интернет

Троян. Antiviral Tookit Pro. Dr. Web. Патчи и SSL. Меры
предосторожности. Ввод паролей. Доступ к файлам и
папкам. Межсетевые экраны.

Учащиеся должны знать:

  • Что такое “трояны”;
  • Назначение программы Antiviral Toolkit Pro;
  • Для чего и в настройках браузерах отключать
    возможность выполнения скриптов;
  • Назначение патчей и Secure Sockets Layer (SSL);
  • Меры предосторожности следует предпринимать
    при работе с электронной почтой;
  • Способы составления паролей;
  • Назначение межсетевых экранов (файерволы).

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с программой Antiviral Toolkit Pro;
  • Отключать возможность выполнения скриптов в
    настройках браузера;
  • Открывать и отключать доступ к файлам и папкам
    компьютера.

Компьютерная поддержка.

  • Microsoft Windows;
  • Internet Explorer;
  • Outlook Express;
  • The Bat;
  • Antiviral Toolkit Pro;
  • Dr. Web;
  • Inter-VPost.

Приложение

Рекомендуемая литература

  1. Вильховченко С.Д. Модем 96. Выбор, настройка и
    использование. Сопутствующий справочник по
    телекоммуникациям. — М.: ABF.
  2. Глушаков С.В., Ломотъко Д.В., Мельников И.В. Работа
    в сети Internet: Учебный курс. — Харьков: Фолио; М.: ACT,
    2000.
  3. Москвитин Ю. Почтовый ящик или корзина для
    мусора? // Планета Internet. — 2000. — №38.- С. 50-51.
  4. Соломенчук В. Интернет: краткий курс. — СПб:
    Питер, 2000.
  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.;
    Лаборатория базовых знаний, 1998.

Следующий: