Основы программирования в среде Visual Basic

Используемый УМК:

  • Учебник “Информатика и информационные
    технологии. 10-11”: Глава 4. Основы алгоритмизации и
    объектно-ориентированного программирования.
  • Практикум по информатике и информационным
    технологиям: Глава 5. Объектно-ориентированное
    программирование на языке Visual Basic.

Форма урока: презентация проектов
учащихся, защита выполненных проектов,
оценивание проектов.

Тип урока: урок повторения и обобщения
темы “Основы программирования в среде Visual Basic”.

Цели урока:

Образовательные: закрепить и повторить
знание базовых понятий
объектно-ориентированного программирования,
основные этапы создания проекта в среде Visual Basic..

Развивающие:

1. Формирование социально-коммуникативных
способностей:

  • развивать логическое мышление;
  • умение публично выступать;

2. Формирование информационной компетентности.

Воспитательные:

1. Прививать сознательное отношение к учебному
труду.
2. Повышать уровень информационной культуры,
развитие познавательного интереса.
3. Воспитывать целеустремленность в достижении
результатов своей деятельности.

Задачи урока:

1. Применение метода проектов на уроке
информатики.

2.Развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном
пространстве.

3.Достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию),
которая должна завершиться практическим
результатом, оформленным тем или иным образом.
Этот результат можно увидеть, осмыслить,
применить в реальной практической деятельности.

4.Научить детей самостоятельно мыслить,
привлекая для этой цели знания из разных
областей, способность прогнозировать результаты
и возможные последствия разных вариантов
решения, умения устанавливать
причинно-следственные связи.

Ход урока

  1. Орг. момент. — объявление темы и задач урока.
  2. Повторение изученных тем (устный опрос с
    использованием презентации). Приложение1
  3. Обобщение и комментарий учителя по теме:
    “Система программирования Visual Basic” (презентация
    Приложение1)
  4. Защита проектов, выполненных учащимися
    (демонстрация проектов на экран Приложение2)
    1. Первый ученик – проект “Поиск в числовом
      массиве”.
    2. Второй ученик – проект “Решение квадратных
      уравнений”.
    3. Третий ученик – проект “Часы”.
    4. Четвертый ученик – проект “Построение
      графиков функций”.
    5. Пятый ученик – проект “Мультисистемный
      калькулятор”.
    6. Шестой ученик – проект Игра “Счастливая
      семерка”.
    7. Седьмой ученик – проект “Движение тела,
      брошенного под углом к горизонту” (исследование
      физической модели).
  5. Подведение итогов (оценка результатов
    Приложение3).
  6. Задание на дом: подготовиться к тесту.

Защита проектов, выполненных учащимися:
Приложение 2.

1. Первый ученик

Проект. “Поиск в числовом массиве”.


Разработаем проект, который позволит заполнять
числовой массив целыми случайными числами, а
затем предоставит возможность сортировать
массив различными способами.

Заполнение массива случайными числами. Для
генерации последовательности случайных чисел
используем функцию Rnd. При запуске программы
функция Rnd дает равномерно распределенную
псевдослучайную (т.е. каждый раз повторяющуюся)
последовательность чисел в интервале 0 Х<1. Для того чтобы
генерировались различающиеся между собой
последовательности, можно использовать оператор
Randomize.

Для получения последовательности случайных
чисел в заданном интервале А Х < В необходимо использовать следующую формулу:

А+(В-А)*Rnd

Тогда, получение целочисленной
последовательности случайных чисел на интервале
0 Х < 10 достигается использованием функции выделения целой части числа:

Int(Rnd * 10)

Заполнение массива bytA, состоящего из 10
элементов, реализуем с помощью цикла со
счетчиком. В целях визуального контроля
предусмотрим его вывод в текстовое поле txtDim c
использованием функции Str (преобразования
числа в строковую форму).

Поиск минимального элемента. Будем считать
сначала, что минимальный элемент равен первому
элементу массива bytA(1) и присвоим переменной bytMin
его значение.

Затем в цикле сравним последовательно элементы
массива со значением переменной bytMin, если
какой-либо элемент окажется меньше, присвоим его
значение переменной bytMin, а его индекс присвоим
переменной bytN. Распечатаем результаты.

Сортировка массива по возрастанию методом
перестановок. Идея алгоритма сортировки по
возрастанию массива, состоящего из N элементов,
методом перестановок элементов состоит в
последовательном поиске минимальных элементов и
их перемещении к началу массива с помощью
перестановок с элементами, имеющими меньший
индекс.

На первом шаге находим минимальный элемент
массива и меняем его местами с первым элементом
массива. Остаются неупорядоченными N-1 элемент.
Проводим поиск минимального элемента среди
элементов с индексами от 2 до N и делаем
перестановку.

Повторяем процедуру поиска минимального
элемента среди оставшихся неупорядоченных
элементов многократно. Повторение реализуем с
помощью цикла со счетчиком, максимальное
значение которого составляет N-1. В результате
массив сортируется по возрастанию.

Так как, поиск минимального элемента массива
проводится многократно, реализуем рассмотренную
ранее событийную процедуру cmdMin_Click() как общую
процедуру МинЭлемент (bytI, bytN As Byte), где bytI –
является входным параметром, а bytN – выходным
параметром.

Событийная процедура, реализующая сортировку
массива, будет включать в себя вызов общей
процедуры поиска минимального элемента и код
перестановки элементов.

Процесс сортировки массива можно сделать
наглядным, если в текстовое поле выводить
состояние массива на каждом шаге сортировки.

2. Второй ученик Проект “Решение
квадратных уравнений”.

Я создал проект для решения квадратных
уравнений.

На форму поместил 3 текстовых поля, 5 надписей. 2
кнопки. При написании программного кода я
использовал разветвляющийся алгоритм. В начале
программы объявляется массив состоящий из
переменных типа Single (десятичные числа одинарной
точности). Числовым коэффициентам квадратного
уравнения присваивается значение текстовых
полей Text1, Text2, Text3. Вводится формула для
вычисления дискриминанта. Если D>0, то корни
уравнения находим по формуле, если D=0 то корень у
уравнения один. Иначе на надпись выводится
сообщение “Действительных корней нет”.

Мой проект можно использовать для проверки
правильности решения домашнего задания

Для учащихся 8-х классов при изучении темы
“Решение квадратных уравнений”.

3. Третий ученик проект “Часы”

Я создал Проект “Стрелочные часы” с
использованием анимации.

Для создания анимации( иллюзии движения на
экране какого-либо объекта) применяется принцип
смены кадров (изображений), как это делается в
мультипликации. Программа имитирующая движение,
должна реализовывать следующие этапы:

- создание изображения на экране

- реализация временной паузы для того, чтобы
глаз зафиксировал изображение;

- проведение коррекции изображения.

Анимация часто используется для изображения
движения объектов. Для регулирования скорости
движения используется пустой цикл, чем большее
количество раз он будет выполняться, тем
медленнее будет двигаться объект.

На форме я разместил графическое поле, кнопки,
текстовое поле и ползунок для регулирования
скорости хода часов. Создал программный код для
проекта используя оператор цикла. Для того чтобы
завести часы, нужно в текстовое поле ввести
число, определяющее продолжительность хода
часов.

С помощью ползунка установить скорость хода
часов.

Настроить скорость хода часов (скорость
анимации), которая зависит от быстродействия
компьютера и, поэтому, положение ползунка,
реализующего точный ход, будет на разных
компьютерах различным.

4. Четвертый ученик проект
“Построение графиков функций”

Проект. “Построение графика функции”.
Разработаем проект построения графиков функций.
В качестве примера рассмотрим построение
графика функции y = tgx.

5. Пятый ученик проект
“Мультисистемный калькулятор”

Мой проект называется “мультисистемный”
калькулятор. Для создания мультисистемного
калькулятора воспользуемся возможностью
проведения арифметических операций в десятичной
системе счисления и функциями преобразования
типов данных, позволяющими осуществлять перевод
чисел из десятичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную системы и
наоборот.

Сначала я создал калькулятор для работы в
десятичной системе. На форме разместил три
текстовых поля: два поля для ввода числовых
данных и одно для вывода результата. Пять кнопок
для реализации событийных процедур: сложения,
вычитания,умножения,деления, и завершения
работы. Для преобразования строковых значений,
вводимых в текстовые поля, в десятичное число, я
воспользовался функцией Val.

Для перевода чисел из десятичной системы
счисления в восьмеричную я воспользовался
функцией Oct, аргументом которой являются
десятичные числа, а значением восьмеричные числа
в строковой форме.

При запуске проекта нужно ввести числа в два
первых текстовых поля десятичной системы.
Щелкнуть по кнопке “+”, а затем Dec-Oct. Будет
выполнено сложение десятичных чисел и их перевод
в восьмеричную систему счисления.

Перевод целых положительных чисел из
десятичной системы счисления в восьмеричную с
помощью функции Oct. Для перевода чисел из
десятичной системы счисления в восьмеричную
воспользуемся функцией Oct, аргументом которой
являются десятичные числа, а значением
восьмеричные числа в строковой форме.

Введенные в десятичные поля числа переведем
сначала из строковой формы в числовую с помощью
функции Val, а затем из десятичной числовой
переведем в строковую восьмеричную с помощью
функции Oct. Создадим кнопку cmdDecOct и запишем для
нее событийную процедуру перевода чисел:

Private Sub cmdDecOct_Click()

txt1Oct.Text = Oct(Val(txt1Dec.Text))

txt2Oct.Text = Oct(Val(txt2Dec.Text))

txt3Oct.Text = Oct(Val(txt3Dec.Text))

End Sub

Перевод целых положительных чисел из
восьмеричной системы счисления в десятичную с
помощью функции Val. Для перевода чисел из
восьмеричной системы счисления в десятичную
воспользуемся функцией Val, аргументом которой
являются восьмеричные числа в строковой форме, а
значением десятичные числа.

Введенные в восьмеричные поля в строковой
форме числа переведем сначала в восьмеричное
представление добавлением приставки «&O»
с помощью операции конкатенации строк.
Полученное восьмеричное число в строковой форме
переведем в десятичную числовую с помощью
функции Val. Создадим кнопку cmdOctDec и запишем для
нее событийную процедуру перевода чисел:

Private Sub cmdOctDec_Click()

txt1Dec.Text = Val(«&O» + txt1Oct.Text)

txt2Dec.Text = Val(«&O» + txt2Oct.Text)

txt3Dec.Text = Val(«&O» + txt3Oct.Text)

End Sub

Шестой ученик проект игра
“Счастливая семерка”

Седьмой ученик проект “Исследование
физических моделей”

5. Подведение итогов (оценка
результатов) — Приложение3. (Таблица1.
Лист оценки проектов.)

6. Задание на дом: подготовиться к
тесту по изученным темам.

Программное обеспечение:

1.Система объектно-ориентированного
программирования Visual Basic 5.0 ССЕ

2. Microsoft PowerPoint

3. Windows2000/XP

Литература

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые
    педагогические и информационные технологии в
    системе образования: Учебн. пособие – М.: 2001. .
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные
    технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.:
    БИНОМ, 2007.
  3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и
    информационным технологиям. Учебное пособие. –
    М.: БИНОМ, 2006.
  4. Адреса в Интернет:
  • http://mega.km.ru/pc
  • http://relib.com/
  • http://progs.biz
  • http://www.infoschool.narod.ru
  • http://www.rusedu.ru

Следующий: