Основные закономерности явлений наследственности

В своей работе я хочу представить конспект урока с использованием
компьютерных технологий, а именно компьютерной презентации. Урок «Основные
закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы
«Наследственность» и содержит большой объём информации, связанной с изучением
новой для школьников науки – генетики.

Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать
внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Увеличить
объём иллюстративного материала и эффективность его использования. При
использовании анимации – показать процессы в динамике (в данном случае это
процесс образования гамет и генотипов гибридов первого поколения). При
знакомстве с терминологией подключение не только слуховой, но и зрительной
памяти.

Цель урока:

  • сформировать представление о генетики как о науке, изучающей явления
    наследственности;
  • начать формирование представлений об основных генетических
    закономерностях.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о наследственности. Обеспечить
    усвоение основных методов генетики и их особенностей, показать многообразие
    методов генетики.
  2. Начать формирование умения решать генетические задачи.
  3. Развивать умение обобщать и делать выводы на основе имеющийся
    информации.

Ход урока

С незапамятных времен людей волновал вопрос о причинах сходства потомков и их
родителей.

Видеофрагмент «Грегор Мендель».

Так родилась новая наука – генетика. Наука о закономерностях явлений
наследственности.

Давайте вспомним, каковы основные этапы развития генетики.

Мендель разработал и применил 1 и основной метод генетики –
гибридологический. Современная генетика включает в себя большое многообразие
методов.

I. Специфические методы генетики.

Перед тем, как комментировать метод учащимся предлагается самостоятельно (на
основе названия метода) предположить, в чем заключается сущность данного метода,
и для чего он используется Указанные методы (кроме гибридологического, который
изучается на уроке подробно) проиллюстрированы на скрытых слайдах.)

1. Гибридологический метод (открытый Менделем). Основные черты метода:

а) Мендель учитывал не весь многообразный комплекс признаков у родителей и их
потомков, а выделял и анализировал наследование по отдельным признакам (одному
или нескольким);

б) Менделем был проведен точный количественный учет наследования каждого
признака в ряду последующих поколений;

в) Менделем исследовался характер потомства каждого гибрида в отдельности.

2. Генеалогический метод. В основу метода положено составление и
анализ родословных.

II. Неспецифические методы генетики.

1. Близнецовый метод. Используется прежде всего для оценки
соотносительной роли наследственности и среды в развитии признака.

2. Цитогенетический метод. Заключается в изучении хромосом с помощью
микроскопа.

3. Популяционный метод. Позволяет изучить распространение отдельных
генов или хромосомных аномалий в популяциях.

4. Мутационный метод. Метод обнаружения мутаций в зависимости от
особенностей объекта — главным образом способа размножения организма.

5. Рекомбинационной метод. Основан на частоте рекомбинаций между
отдельными парами генов, представленных в одной хромосоме. Позволяет составлять
карты хромосом, на которых Указывается относительное расположение различных
генов.

На основании проведенных опытов Мендель сформулировал ряд законов. Сегодня мы
изучим первый из них.

При рассмотрении закона мы столкнулись с большим количеством терминов.
Запишите основные.

В конце урока проводится фронтальный опрос с целью закрепления знаний.

  1. Наука о наследственности и изменчивости? (Генетика.)
  2. Элементарная единица наследственности? (Ген.)
  3. Способности организма передавать общие признаки от поколения к
    поколению? (Наследственность.)
  4. Скрещивание по одному признаку? (Моногибридное.)
  5. Потомки скрещиваний (Гибриды.)
  6. Гены ответственные за развитие одного признака? (Аллельные.)
  7. Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена? (Гомозиготный.)
  8. Организм, содержащий два разных гена? (Гетерозиготный.)

Следующий: