Основные свойства компьютера

Тип урока: комбинированный
(обобщения и систематизации знаний, умений и
навыков и проверки, оценки, и коррекции знаний и
навыков).

Форма проведения: деловая игра.

Технология: игровая

Цель: обобщить,
систематизировать и закрепить знания, умения и
навыки по теме “Основные устройства
компьютера”.

Задачи:

  • образовательные: обобщить и применить
    знания основных устройств компьютера, их функций
    и информационного взаимодействия в реальной
    ситуации;
  • развивающие: развитие и активизация
    творческого мышления учащихся, познавательного
    интереса, памяти, речи.
  • воспитательные: приобретение учащимися
    навыков общения при совместной работе; усиление
    личностной заинтересованности учеников;
    воспитание ответственного отношения к учебной
    деятельности.

Оборудование и инструменты:

  • компьютерный класс с операционной системой
    WINDOWS XP (с инсталлированным пакетом Microsoft Office);
  • локальная сеть;

Дидактический материал:

  • таблица компьютерных терминов;
  • памятка по ведению беседы с заказчиком;
  • памятка по ведению беседы с работниками фирмы;
  • файл “кроссворд “Аппаратное обеспечение ПК”;
  • презентация “Аппаратное обеспечение ПК”;
  • файл “профессиональный портрет “Мастера по
    компьютерам”;
  • файлы с правилами игры, системой оценивания;
  • файл заказа к заданию №2 (каждой команде).

Идея урока

Учащимся предлагается следующая ситуация
деловой игры:

“В городе работают несколько фирм — обществ с
ограниченной ответственностью (ООО) — по сборке
компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в
течение одного конкретного дня протекает
следующим образом. Начинается рабочий день. С
утра, пока ещё нет заказов, после обеденного
перерыва, чтобы настроиться на рабочий лад, можно
заняться чем-нибудь в свободную минутку,
например, заполнить таблицу компьютерными
терминами, разгадать кроссворд на компьютерную
тему. Затем поступает заказ: заказчик хочет
купить компьютер, но точно не знает, какой
конфигурации должен быть этот компьютер и какое
дополнительное оборудование к компьютеру ему
понадобится. Надо ему в этом помочь: выбрать
необходимую аппаратную конфигурацию компьютера
и собрать системный блок”.

  • Имитационной моделью в данном случае
    выступает работа фирмы по сборке и продаже
    компьютеров.
  • Игровой моделью является рабочий день такой
    фирмы.

Урок содержит три основных этапа, на каждом
из них выполняется определенное задание.

Задание 1. Разминка.

Учащиеся приводят в соответствие таблицу
наиболее распространённых компьютерных
терминов-словосочетаний, обобщая полученные
знания.

Задание 2. Определение аппаратной
конфигурации компьютера по заказу.

Выполняя данное задание, учащиеся обобщают и
применяют знания основных устройств компьютера,
разновидностей комплектующих и их
функциональных возможностей. Прайс-лист
необходимо взять на сайте www.Stibor.ru. В конце
выполнения задания учащиеся должны представить
вариант конфигурации компьютера с обоснованием,
почему они предлагают именно такой вариант.

Задание 3. Кроссворд.

При разгадывании кроссворда учащиеся
закрепляют определения составляющих компьютера
и их назначение.

Организация урока

Рабочая группа разбивается на 2 игровые группы
(команды) по 4–5 человека в каждой. Один из членов
группы выбирается на роль инженера (капитана
команды), остальные выступают в роли техников.
Оставшиеся ученики будут помогать как игрокам,
так и ведущему в процессе игры: выполнять роли
заказчиков, экспертов, давать консультации,
проверять выполнение заданий, следить за
правильностью ответов и оценивать работу групп.
Ведущим является сам преподаватель.

Обязательно до начала игры нужно решить, как
будут размещаться участники игры в кабинете: кто
и где будет находиться.

Оснащение урока

Каждая игровая группа должна иметь доступ к
папке “Для команд”, в которой представлены
файлы с правилами игры, системой оценивания,
презентацией “Аппаратное обеспечение ПК” (с
изображениями комплектующих, периферийных
устройств и их назначением), заказ, памятку по
ведению беседы с заказчиком и выход в Интернет
для скачивания прайс-листа.

Эксперты и заказчики

должны иметь доступ к
папке “Эксперты”, в которой представлены
файлы папкам с правилами игры, системой
оценивания, памяткой по ведению беседы с
работниками фирмы. Необходим доступ к принтеру
для распечатки необходимых документов, а также
выход в Интернет для скачивания прайс-листа.

Кроме того, должны быть подготовлены файл с
таблицей со словосочетаниями — компьютерными
терминами, файл в Microsoft Word для разгадывания
кроссворда, презентация “Аппаратное
обеспечение ПК”
с изображениями
комплектующих, периферийных устройств и их
назначением.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между
игровыми группами, задача которых — набрать
максимальное количество баллов, которые
начисляются за правильно выполненные задания и
тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к
экспертам.

Ведущий может влиять на ход игры, участвовать
в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие
баллы, набранные группами за всю игру, и
группа-победитель поощряется призом.

Система оценивания

Правильность выполнения заданий оценивается
по следующим критериям:

Задание 1:

  • правильность;
  • быстрота;

За каждое правильное словосочетание
начисляется 1 балл (18 баллов максимум) от команды.

Задание 2:

  • ориентация в материале;
  • культура речи;
  • краткость;
  • логичность и убедительность;
  • выделение существенного;
  • умение заинтересовать слушателей.

Максимальное количество за выполнение задания
— 5 баллов.

Задание 3:

  • правильность;
  • быстрота;

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (9
баллов максимум) от каждого игрока команды.

Поведение участников игры оценивается по
следующим критериям:

  • взаимопомощь в группе;
  • умение общаться с коллегами;
  • умение организовать работу в группе;
  • умение уложиться во времени при решении задач;
  • умение слушать выступление своего докладчика и
    докладчика другой группы.

Количество баллов, которое начисляется за
тактичное поведение во время игры, 5, и еще 2 балла
могут быть добавлены на усмотрение ведущего и
экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • каждое замечание ведущего или
    эксперта-консультанта — 1 балл;
  • несоблюдение правил игры — 2 балла;
  • грубое нарушение — до 5 баллов.

План урока

  1. Подготовительный этап
  2. Разминка
  3. Определение аппаратной конфигурации
    компьютера по заказу
    (для каждой группы: выбор комплектующих и
    устройств по прайс-листу; разговор с заказчиком).
  4. “Перерыв на обед” — Физкультминутка
  5. Кроссворд
  6. Подведение итогов занятия
  7. Завершающий этап занятия

Ход занятия

1. Подготовительный этап

Мы изучили большой раздел “аппаратное
обеспечение компьютера”. Сегодня
заключительный урок по этой теме, предлагаю
провести его в виде деловой игры “Сборка
компьютера”
.

Сейчас сформируем 2 игровые группы (команды) по 5
человек в каждой. Один из членов группы
выбирается на роль инженера (капитана команды),
остальные выступают в роли техников.

Остальные будут помогать игрокам и ведущему в
процессе игры: выполнять роли заказчиков,
экспертов, давать консультации, проверять
выполнение заданий, следить за правильностью
ответов и оценивать работу групп. Ведущим
является сам преподаватель.

“В городе работают несколько фирм — обществ с
ограниченной ответственностью (ООО) — по сборке
компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в
течение одного конкретного дня протекает
следующим образом. Начинается рабочий день. С
утра, пока ещё нет заказов, после обеденного
перерыва, чтобы настроиться на рабочий лад, можно
заняться чем-нибудь в свободную минутку,
например, заполнить таблицу компьютерными
терминами, разгадать кроссворд на компьютерную
тему. Затем поступает заказ: заказчик хочет
купить компьютер, но точно не знает, какой
конфигурации должен быть этот компьютер и какое
дополнительное оборудование к компьютеру ему
понадобится.

Цель игры:

“Необходимо помочь заказчику выбрать
необходимую аппаратную конфигурацию
компьютера”.

Правила игры.

Игра проходит в три этапа в форме соревнования
между игровыми группами, задача которых —
набрать максимальное количество баллов, которые
начисляются за правильно выполненные задания и
тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к
экспертам.

Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в
дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы,
набранные группами за всю игру.

Обратите внимание! За тактичное поведение во
время всей игры начисляется 5 баллов, и еще 2 балла
могут быть добавлены на усмотрение ведущего и
экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • каждое замечание ведущего или
    эксперта-консультанта — 1 балл;
  • несоблюдение правил игры — 2 балла;
  • грубое нарушение — до 5 баллов.

Команда-победитель поощряется призом. Все
участники игры получат оценки за урок.

Участники занимают места в зависимости от
распределенных ранее ролей: игровые группы,
эксперты-консультанты, ведущий.

Ведущий.

Каждая из ваших групп организовала
общество с ограниченной ответственностью.
Придумайте, пожалуйста, название своему
предприятию – это и будет название вашей команды
(1 минута).

Ребята придумывают названия своих
фирм-команд.

Ведущий.

Познакомимся с профессиональным
портретом “Мастера по компьютерам” (Зачитывают
помощники).

Ведущий.

У вас начинается первый рабочий
день. Пока заказы не поступили, можно провести
свободное время с пользой — попробовать
заполнить таблицу компьютерных терминов. Время
– 5 минут – максимальное количество — 18 баллов.
Откройте соответствующий файл в вашей папке и
приступайте к выполнению задания.

2. Разминка.

Команда группируется и по сигналу ведущего
начинает работать с таблицей (файлы для команд
находятся в соответствующих папках).

По истечении времени, отведенного на
выполнение данного задания, ведущий сообщает о
завершении этапа (сигнал). Заполненную таблицу
команды сохраняют. Эксперты проверяют файлы
команд во время выполнения игроками задания
следующего этапа, оценивают работу команды и
подсчитывают баллы.

З. Определение конфигурации компьютера
по заказу.

Ведущий. Разминка закончилась. Начинается
трудовой день.

В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит
вас собрать для него компьютер, но точно не знает,
какой конфигурации должен быть этот компьютер и
какое дополнительное оборудование ему
понадобится. Этот компьютер заказчик хочет
использовать как для работы, так и для игр. Он
может заплатить определённую сумму (особенности
заказа оговорены для каждой команды).

Ваша задача: помочь заказчику в определении
конфигурации компьютера, т. е. помочь ему
определить мощность компьютера, объем жесткого
диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и
размер монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и
клавиатуры, тип принтера, наличие колонок,
сканера, цифровой камеры и т. п. Условия
выполнения заказа следующие: с одной стороны,
заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т. е.
если работник фирмы считает, что сам заказчик
выбрал какой-то предмет, который ему на самом
деле не пригодится, то работник должен толково и
убедительно это доказать; с другой стороны, надо
столь же толково и убедительно доказать
заказчику, что ему потребуется именно такой-то
предмет.

У каждой команды в распоряжении прайс-лист.
Игроки, пользуясь материалами презентации
“Аппаратное обеспечение ПК”, должны
подготовиться к тому, чтобы вразумительно
рассказать о том, является ли устройство
необходимым для работы компьютера, представить
его функциональные возможности и разновидности.

Разговоры представителей фирм- команд с
заказчиками происходят по очереди, друг за
другом. Другая команда может вносить предложения
или замечания после окончания беседы заказчика с
фирмой.

В качестве заказчиков выступают эксперты. С
каждой командой беседует один заказчик. У него
есть памятка о том, как себя вести, о чем
спрашивать и для каких целей требовать
компьютер. Заказчик должен общаться со всеми
членами игровой группы, каждый должен что-то ему
объяснить. В конце данного этапа заказчик
объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной
фирмы.

Время на задание для каждой группы: выбор
комплектующих и устройств по прайс-листу — около
20 минут; разговор с заказчиком – 5 минут.
Максимальное количество – 5 баллов.

Далее команды предлагают вариант конфигурации
компьютера на заданную сумму (используются
реальные прайс-листы – ссылка в Интернете
www.stibor.ru, можно выбрать другие ссылки ) и убеждают
заказчика приобрести компьютер именно такой
конфигурации

(файлы для команд и экспертов
находятся в соответствующих папках).

Эксперты оценивают работу команды и
подсчитывают общий балл за выполненные задания.

4. “Перерыв на обед” – физкультминутка.

Во время переменки Ведущий предлагает
учащимся отдохнуть:

— Сейчас предлагаю сделать небольшой перерыв и
немножко отдохнуть! Итак, начинаем:

  • “Винт”

Цель:

снять мышечные зажимы в
области плечевого пояса.

Инструкция:

Ребята, давайте
попробуем превратиться в винт. Для этого
поставьте пятки и носки вместе. По моей команде
“Начали” будем поворачивать корпус то влево, то
вправо. Одновременно с этим руки будут свободно
следовать за корпусом в том же направлении.
Начали!… (1-2 минуты) Стоп!

  • “Достань звезду!”

Цель:

снятие усталости глаз,
разминка мышц рук, спины и груди, а также
позволяет детям набраться оптимизма и укрепить
свою уверенность, что они способны достигать
цели.

Инструкция:

Встаньте поудобнее и
закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и
выдоха… Представь себе, что над тобой ночное
небо, усыпанное звёздами. Посмотри на
какую-нибудь особенно яркую звезду, которая
ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием
что-либо иметь или кем-либо стать … (15 секунд.)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы
дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех
сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою
звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед
собой в красивую просторную корзинку. Советую
вам дышать так: делать глубокий вдох, когда вы
тянетесь за звездой, и выдох, когда достаёте ее и
кладёте в корзинку. (Когда у всех детей
«звезды будут лежать в корзинках», можно
продолжить дальше).

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя
над головой другую сверкающую звездочку, которая
напоминает тебе о другой твоей мечте… (10 секунд).

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как
можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с
неба и положи в корзинку к первой звезде…

Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать
с неба еще несколько звезд.

Ведущий.

Обеденный перерыв закончился и
чтобы настроиться на рабочий лад предлагаю
каждому игроку команд выполнить следующее
задание: разгадать кроссворд “Аппаратное
обеспечение ПК”.
Правильно или нет вы его
разгадали поможет узнать ключевое слово. Время –
3 минуты, максимальное количество — 9 баллов
каждому игроку. Все баллы суммируются.

5. Кроссворд “Аппаратное обеспечение
ПК”.

Игроки каждой команды сидят около своего
компьютера. По команде ведущего учащиеся
открывают файл и разгадывают кроссворд.

По истечении времени, отведенного на
выполнение данного задания, ведущий сообщает о
завершении этапа (сигнал). Своё решение
кроссворда участники команды сохраняют в файлах.
Эксперты проверяют кроссворд во время
выполнения игроками задания следующего этапа,
оценивают работу каждого игрока, подсчитывают
общий балл команды и сумму баллов по предыдущим
заданиям (файлы для команд находятся в
соответствующих папках).

6. Подведение итогов занятия.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры
и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры,
акцентируя внимание на удачных и неудачных
решениях; оценивает общую манеру поведения
участников игры — интерес, взаимопомощь,
нестандартность мышления, дисциплину и т. д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки
высказали свое мнение об игре — о ее содержании,
организации, а также внесли предложения.
Объявляются итоги соревнования. Награждается
команда-победитель, выставляются оценки

7. Завершающий этап занятия.

Итак, аппаратная конфигурация компьютера – это
очень важно, но вы уже знаете, что аппаратное
обеспечение – это всего лишь груда железа без …
(программного) обеспечения. Сегодня вы убедились
в этом, пользуясь различными программными
продуктами.

На сегодня всё, мне было приятно с вами
работать. Раздаточный материал, пожалуйста,
сдайте мне. До свидания.

ЖелаВсе материалы, которые необходимы для
проведения урока представлены на диске в
дополнительных папках (папка Приложение 1).

Следующий: