Основные положения метода проектов

Проектная методика является одной из важнейших педагогических технологий,
используемых при личностно-ориентированном обучении. Сущность проектной методики
состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться
самим учащимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей,
потребностей, мотивов, способностей. Общий принцип, на котором базируется метод
проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с
жизненным опытом обучающихся [Сокол И.А., 2008]. Иными словами проект можно
определить, как вид расширенной работы над определенной темой, в которой
содержание и способ представления определяются самими обучаемыми. Проект
представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую обучаемым (-ыми)
работу, в которой речевое общение органично вплетается в
интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования,
выпуска журнала, поисковой деятельности и др.).

Создается такая ситуация, в которой употребление обучаемыми иностранного
языка является естественным, таким, каким оно выступает в родном языке.
Использование метода проектов превращает обучаемого из объекта обучения в
субъект учебной деятельности, при этом преподаватель выступает в роли помощника,
наблюдателя и консультанта. Для организации проектной работы формируется группа
обучаемых, объединенная общим уровнем обученности, интересом к рассматриваемой
теме, психологической совместимостью, а также отбирается материал, который
требует решения проблемы и имеет практическую, теоретическую и познавательную
значимость. Выполнение проектов проходит несколько этапов, начиная с этапа
постановки цели и определение темы работы. Далее выдвигаются и обосновываются
разные гипотезы. Затем выбираются методы проверки принятых гипотез, обсуждаются
возможные источники информации. На следующем этапе происходит поиск необходимой
информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу, синтезируются и
анализируются идеи, делаются определенные выводы, оформляется проектная работа.
Работа завершается защитой проекта, представлением результатов исследования,
оценкой результатов. [Полат Е.С., 2000, 2008]

Материал и задачи исследования выбираются группой в целом, но при его
выполнении происходит распределение ролей. Каждый отдельный участник проекта
получает самостоятельный участок работы, таким образом, в процессе реализации
проекта обучаемые приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего
дела. Работая над проектом, обучаемые учатся работать в “команде”, ответственно
относится к выполнению своего конкретного задания, адекватно оценивать
результаты своего труда и достижения других членов команды. Участвуя в
выполнении проектных заданий, обучаемый учится творчески мыслить, самостоятельно
планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих
перед ним задач.



Гальскова Н.Д. предлагает использовать и мини-проект, рассчитанный на одно
занятие или его часть, причем проект может быть как коллективным, так и
индивидуальным. Однако и в том, и в другом случае конечный результат должен
защищаться либо в своей группе, либо перед другими группами.

По своему характеру проект может быть информационным, исследовательским или
прикладным (практико-ориентированным). Проект может иметь форму радио- или
телепередачи, статьи на английском языке самого разного жанра и стиля. Конечным
продуктом прикладного проекта может быть справочный материал по теме, словарь,
наглядное пособие и т.п. [Шишова И.Е., 2008].

В целом проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью,
активным включением обучаемых в учебную деятельность, принятием персональной
ответственности за достижение успеха в обучении, созданием условий для развития
личности и прочной языковой базы обучаемых. Работая над проектом, каждый
обучаемый, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в
психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и
креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет
исключить формальный характер изучения языка (по принципу “Надо знать”) и
активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения
языку.

Список литературы:

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка./
    /Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2, 3. – с. 3–10.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
    системе образования. – М.: Издательский цент Академия, 2008. – 272 с.
  3. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в
    обучении иностранному языку.// Иностранные языки в школе, 2008 – № 1,
    С.16–21.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
    Пособие для учителя. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.
  5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам:
    Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических
    университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных
    заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 336 с.
  6. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей
    иностранному языку.// Иностранные языки в школе – 2008. № 1, С. 21–27.



Следующий: