Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики


На данный момент одной из главных задач
обучения школьника является получение «на
выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне
развитой личности. Для того чтобы решить такую
задачу, в ребенке должен проснуться создатель,
творец. У него должно появиться желание познать
себя, свои внутренние возможности. Главное он
должен почувствовать, что может реализовать свои
возможности не только для личного интереса, но и
с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом
может учитель.

Для создания творческой обстановки в классе я
использую следующие приемы:

В процессе развития творческих способностей у
учащихся среднего и старшего звена была выделена
группа учеников, которые выполняют задания
быстрее и качественнее остальных, всегда
подходят к выполнению заданий творчески, с
интересом. Все учащиеся группы прошли
тестирование по методике Айзенка. Данная
методика представляет собой два субтеста
числовой и словесный. На прохождение теста
суммарно отводится 1,5 часа.
Проведение диагностического исследования среди
учащихся, отобранных в ходе наблюдения, показало,
что низкий уровень словесно-логического
мышления имеют 0 человек из 11, средний – 7
учащихся и высокий – 4 человека.
По результатам диагностического исследования
было выделено 4 учащихся, с которыми было принято
работать по индивидуальной для каждого
траектории. Данных учащихся можно отнести к
группе одаренных детей.

Рисунок 1

Одаренность – это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.

Выделяют шесть основных типов одаренности:

  • Интеллектуальный тип одаренности: эти
    школьники, как правило, обладают весьма
    значительными, глубокими знаниями, очень часто
    они умеют самостоятельно их получать – сами
    читают сложную литературу, могут даже критически
    отнестись к тем или иным источникам. Ученики
    этого типа одаренности точно и глубоко
    анализируют учебный и выходящий за рамки
    учебного материал, нередко склонны к
    философскому осмыслению материала.
  • Академический тип одаренности: учащиеся
    этого типа одаренности прежде всего умеют
    блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности
    их познавательной сферы – мышления, памяти,
    внимания, некоторые особенности их мотивации
    таковы, что делают учение для них достаточно
    легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты,
    те ученики, которых принято называть гордостью
    школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу
    одаренности. Этот тип одаренности нельзя
    недооценивать. Именно из этих учащихся
    получаются впоследствии замечательные
    профессионалы, настоящие мастера своего дела.
  • Художественный тип одаренности: этот вид
    одаренности, как правило, проявляется в высоких
    достижениях в художественной деятельности – в
    музыке, танце, живописи, скульптуре, в
    сценической деятельности. Учитель должен видеть
    эти способности, способствовать их развитию и в
    случае действительно высокого уровня их
    проявления позаботиться о том, чтобы такой
    ребенок как можно скорее попал к
    соответствующему специалисту, который смог бы
    профессионально заниматься с этим учеником.
  • Креативность: главная особенность этого
    типа одаренности в нестандартности мышления, в
    особом, часто непохожем на других взгляде на мир.
    Этот тип одаренности с большим трудом
    обнаруживается в школьной практике, так как
    стандартные школьные программы не дают
    возможности этим детям выразить себя.
  • Лидерская, или социальная одаренность: эта
    одаренность характеризуется способностью
    понимать других людей, строить с ними
    конструктивные отношения, руководить ими.
    Лидерская одаренность, по мнению многих
    исследователей, предполагает достаточно высокий
    уровень интеллекта, однако наряду с этим
    необходима и хорошо развитая интуиция, понимание
    чувств и потребностей других людей, способность
    к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим
    типом одаренности наблюдается и яркое чувство
    юмора, помогающее им нравиться другим людям.
  • Психомоторная или спортивная одаренность:
    учащиеся этого типа одаренности часто не очень
    хорошо учатся, это связано прежде всего с
    недостатком времени и соответствующего желания.
    Если у школьников, увлекающихся спортом, создать
    соответствующую мотивацию, то они, как правило,
    могут превосходно учиться.

Основные цели работы с одаренными детьми:

  • Создание индивидуальной траектории развития
    каждого одаренного ребенка
  • Развитие и выработка социально ценных
    компетенций у учащихся (развитие чувства
    гражданина)

При работе с одаренными детьми рекомендовано
придерживаться следующих принципов:

  • принцип максимального разнообразия
    предоставленных возможностей для развития
    личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной
    деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации
    обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы
    учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных
    образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными детьми:

  • объединения дополнительного образования
  • групповые занятия по параллелям классов с
    сильными учащимися
  • факультативы
  • заочные, очно-заочные, дистанционные школы
  • конкурсы и конференции
  • участие в олимпиадах
  • спецкурсы
  • занятия в классах с углубленным изучением
    отдельных предметов

Работа с одаренными детьми на уроках
информатики ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход
  • проблемное обучение
  • проектная деятельность
  • происходит активизация обучения
  • обучение приобретает творческий,
    исследовательский характер
  • происходит передача учащимся инициативы в
    организации своей познавательной деятельности
  • происходит дальнейшее развитие
    коммуникативных навыков

Дифференцированное обучение – это
форма организации учебного процесса, при котором
максимально учитываются возможности и запросы
каждого ученика или отдельных групп школьников.



Цель дифференцированного обучения
создание комфортной среды для обучения и
развития личности с учетом
индивидуально-психологических особенностей.



Дифференциацию можно проводить по
следующим критериям
:

  • по содержанию задания
  • по форме организации работы на уроке
  • по способу педагогической поддержки
  • по способу восприятия информации

Например, при изучении темы «Информационные
модели», рассматривая примеры моделирования в
предметных областях разными инструментальными
средствами, класс можно дифференцировать по
способу педагогической поддержки на три группы.
Первая группа выполняет задания без помощи
учителя, в нее входят одаренные дети и дети с
высоким уровнем интеллектуального развития;
вторая – имеет возможность получить помощь
два раза за урок, а третья – работает полностью
под руководством учителя.

При изучении темы «Алгоритмизация и
объектно-ориентированное программирование»,
выполняя практическое задание с использованием
графических операторов, возможна дифференциация
по содержанию задания. Учащиеся получают
раздаточный материал с заданиями разного уровня
сложности. Пример карточек приведен на рисунке 2.

Рисунок 2

Проблемное обучение — система
методов и средств обучения, основой которого
выступает моделирование реального творческого
процесса за счет создания проблемной ситуации и
управления поиском решения проблемы. Усвоения
новых знаний при этом происходит как
самостоятельное открытие их учащимися с помощью
учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не
мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся
знания, но достаточными для самостоятельного
анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Обработка текстовой
информации» учащиеся не получают от учителя
инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись
с проблемой набора текста, содержащего римские
цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти
выход из проблемной ситуации. Учитель не
оказывает поддержки в решении данной проблемы.

Проектная деятельность – это способ
достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или
иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит
в предоставлении учащимся возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем,
требующего интеграции знаний из различных
предметных областей. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта
технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это
самостоятельная работа, осуществляемая учащимся
на протяжении длительного периода, возможно в
течение всего учебного года. Приступая к такой
работе, автор проекта самостоятельно или с
небольшой помощью педагога составляет план
предстоящей работы.

Возможен следующий вариант реализации
проектной деятельности на уроках информатики.
В начале полугодия учитель вывешивает на стенде
в классе и на сайте школы перечень тем для
персональных проектов. Каждый учащийся должен
выбрать тему для самостоятельного изучения и по
окончании полугодия представить персональный
проект к защите. В него должны входить: реферат,
плакат или буклет, презентация,
контрольно-измерительные материалы по теме
исследования.

Примерный перечень тем для 10-11-х классов может
выглядеть так:

  • Смешанные системы счисления
  • Методы сжатия цифровой информации
  • Булевы функции
  • Полные системы булевых функций
  • Машина Тьюринга
  • Машина Поста
  • Способы описания линий на плоскости
  • Решение систем логических уравнений
  • Системы счисления и архитектура компьютеров
  • Задачи компьютерной графики на взаимное
    расположение точек и фигур
  • Леонардо Фибоначчи
  • Чарльз Беббидж
  • Конрад Цузе

Используя на уроках информатики все
вышеописанные подходы, можно добиться высоких
результатов обучения школьников, а также придать
обучению творческий, исследовательский
характер, позволить обучающемуся стать активным
участником образовательного процесса.
Доказательством этому является тот факт, что
учащиеся нашей школы являются активными
участниками и призерами смотров, конкурсов,
конференций, фестивалей.

Данные за последние три года работы
представлены в таблице:




Год Всего обучающихся Количество участников научных
конференций, смотров, конкурсов, фестивалей
Доля участников научных
конференций смотров, конкурсов, фестивалей
Количество победителей научных
конференций смотров, конкурсов, фестивалей
2008 – 2009 418 6 1,43% 5
2009 – 2010 430 25 5,81% 8
2010 – 2011 418 50 11,9% 14

Список использованной литературы:

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
  2. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и
    подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
    – 416 с.
  3. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М.
    Слуцкого. М., 1991.
  4. Психология одаренности детей и подростков / Под
    ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  5. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома.
    М., 2000.
  6. Савенков А.И. Что такое детская
    одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.



Следующий: