Органы пищеварения. Урок биологии в 7-м классе


Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения
    пищеварительной системы разных групп животных;
    показать отличия связанные со способами питания;
  • продолжить развивать умения сравнивать
    различные биологические объекты и делать выводы
    об их эволюционном развитии;
  • продолжить формирование умений работать с
    учебником: находить материал и отвечать на
    вопросы; пользоваться планом, заполнять таблицы
    по теме; применять алгоритм действий;
    использовать опорные схемы и рисунки в качестве
    источника знаний.

Оборудование: демонстрационное –
таблицы “Простейшие”, “Кишечнополостные”,
“Внутреннее строение рыбы”, “Внутреннее
строение лягушки”, “Внутреннее строение
птицы”, “Внутреннее строение млекопитающих”.

Ход урока

I. Организационная часть урока

  1. знакомство учащихся с темой и целью урока.
  2. инструктаж по пользованию модульной карточкой
    (УЭ)

II. Работа с модульной карточкой

Действия учителя и
вопросы, подлежащие рассмотрению
Действия учащихся и
пошаговый контроль
1. Проверка знаний УЭ 1 1. Записать в тетрадь тему урока.

2.
Выполнить задания

2.1. Для первой группы (учащиеся с низким уровнем
подготовленности) программированное задание.
Ответы (раздаются учащимся на карточках после
выполнения) —


1 2 3
1 4 3
2 5 1
3 3 2
4 1 2
5 2 2

10 прав. ответов – 3 балл.

9-8 прав. ответов – 2 балл.

7-6 прав. ответов – 1 балл.

2.2. Для второй группы (учащиеся со средним и
высоким уровнем подготовленности) вставить
пропущенные слова


Пропущенные слова Баллы
1 всей поверхностью тела 1
2 перистые жабры 1
3 трахеи, жабры, листовидные
легкие
3
4 жабры, жаберные дуги с жаберными
лепестками
3
5 легкие 3
6 двойное дыхание, воздушными
мешками
2
7 бронхам, альвеолы 2
8 диафрагма 1

Результаты суммируется и при сумме 14-12
(высший уровень) в тетрадь выставляется 4 балла,
при сумме 11-10 (средний уровень) – 3 балла, 9 и менее
– 1 балл. Возможна взаимопроверка.

2. Изучение нового материала УЭ 2

Рассказ
учителя по плану:

1) деление животных на группы по способу и
характеру питания;

2) обработка пищи

3) пищеварение

4) способы пищеварения

5) эволюционное изменение пищеварительной
системы

одноклеточные
кишечнополостные
круглые и кольчатые черви

6) органы пищеварительной системы позвоночных

7) отличия систем пищеварения разных групп
животных (демонстрация таблиц)

1. Подготовка к восприятию нового
материала – ответить на вопрос учителя:

Что
на ваш взгляд служит источником энергии для
отправления всех жизненных функций, а так же
источником строительного материала для роста и
развития.

2. Возможно выполнение учащимися записей в
тетрадь по ходу рассказа учителя (составление
плана содержания).

3. Изучение нового материала УЭ 3.

Дается
установка по выполнению данного учебного
элемента

1. Прочитать только стр. 209

2. Работа
учащихся в парах по вопросам (вопросы в модульной
карточке)

4. Дается установка по выполнению данного
учебного элемента УЭ 4
1. Прочитать материал на стр. 210-212.

2.
Выполнить задания по уровнями



Первая группа:

№ 1 – 1,2,3,5,6

№ 2 – 3

№ 3 – 1,2,3

№ 4 – 1,4,5

№ 5 – 1,4,3,4,5

№ 6 – 3,4,9,10

№ 7 – 1,3,6,9,10

№ 8 – 3,7,9,10,12



Вторая группа:

Класс животных Отделы и органы
пищеварительных систем
1 Кольчатые черви Пищеварительная трубка – рот, глотка,
пищевод, зоб, желудок, кишка, анальное отверстие.
2 Членистоногие Рот, роговые зубчики, глотка, пищевод,
желудок, кишка, печень, анальное отверстие.
3 Рыбы Рот с челюстями и зубчики, глотка,
пищевод, желудок, кишка, печень, анальное
отверстие.
4 Земноводные Рот с зубами, слюнные железы, глотка,
пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, печень,
клоака, анальное отверстие.
5 Пресмыкающиеся Рот с зубами и ядовитыми, слюнными
железами, глотка, пищевод, желудок, тонкая и
толстая кишка, печень, анальное отверстие.
6 Птицы Рот с клювом, зубов нет, глотка, пищевод,
зоб в пищеводе, желудок состоящий из двух отделов
– железистый и и мускулистый, тонкая и толстая
кишка, печень, анальное отверстие.
7 Млекопитающие Рот, зубы, глотка, пищевод, желудок,
печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая
кишка, слепая кишка, заднепроходное отверстие.
4. Первичная проверка понимания и
усвоения нового материала УЭ 5
1. Ответить на вопрос:

Какие
особенности пищеварительной системы позволяют
утверждать, что строение и функции органа
взаимосвязаны (ответ 3 балла)

1. Решить биологическую задачу:

У хищных млекопитающих кишечник длиннее тела
в 2,5 раза (ласка), 6,5 раза (собака). У грызунов – в 5
раза (песчанка), в 11 раз (морская свинка), у лошади
– в 12 раз, у овцы в 29 раз. Как объяснить такие
различия. (3 балла)

3. Делают вывод об эволюционном изменении
системы.



5. Диагностический контроль УЭ 6

Проверка под диктовку учителя.

Коррекция

Код теста:
  1. г
  2. 6
  3. в
  4. б
  5. б
  6. г
  7. г
  8. а
  9. в
  10. г

Тест оценивается

  • 10 – 9 – 5 баллов
  • 8 – 7 – 4 балла
  • 6 – 5 — 3 балла
  • 4 — 2 балла
  • 3 – 1 — 0 баллов

а. взаимопроверка

б. выставление баллов в тетрадь

Обсуждение вопросов с ошибками

6. Дифференцированное домашнее задание УЭ
7
Выставление оценки за урок по таблице.
Определение собственного домашнего задания.
7. Рефлексия УЭ 8 Что я узнал на уроке?

Чем мне
понравился урок? Чем не понравился урок?

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Как я оцениваю работу своих товарищей?

Приложение. Модульная карточка
для каждого учащегося. Тема: “Органы
пищеварения”




Следующий: