Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля УМК Сферы. 6-й класс

Цели урока.

Образовательные:

  • Сформировать умение различать вегетативные и генеративные побеги и
    почки;
  • Познакомить со строением стебля, установить взаимосвязь строения и
    функций.

Развивающие:

  • Стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся,
    развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и ведения тезисных
    записей урока,
  • Учить работать с информацией, анализировать, систематизировать,
    обобщать, творчески перерабатывать,
  • Создавать на уроке ситуации интеллектуального затруднения, решая
    проблемные задачи, способствующие развитию творческого мышления;
  • Формировать умения доказывать по алгоритму (тезис – аргумент – вывод).

Воспитательные: Формировать мировоззренческие понятия (познаваемость
мира, развитие природы).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы:

  • Индивидуальная.
  • Фронтальная.
  • Лабораторная работа.

Методы:

  • проблемный,
  • частично – поисковый,
  • исследовательский.

Оборудование: натуральные объекты – ветки разных пород древесных
растений, спилы стволов деревьев (липа, сосна), спил сосны – 225 летней,
продольные и поперечные спилы клена, лупы, таблицы “Побег”, “Стебель”,
компьютер, проектор, презентация “Побег, стебель”. Электронное приложение УМК
“Сферы” 6 класс “Живой организм”.

Структура урока.

I. Организационный момент (1 мин).

II. Актуализация знаний (2 мин.).

Ш. Изучение нового материала:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.
  2. Инструктаж к лабораторной работе.
  3. Лабораторная работа № 5. “Внешнее строение побега растений. Строение
    вегетативной и генеративной почек”
  4. Строение и функции стебля.

IV. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.).

V. Подведение итогов . Домашнее задание (2мин.).

Ход урока

Содержание урока. Методы и средства обучения.
I. Организационный момент.

Приветствие,
выявление отсутствующих. Сегодня каждый из вас может заработать оценки
за теоретический материал и за практическую часть – лабораторную работу.
У вас на партах лежат учебники, мыслительный – опорный лист,
лабораторное оборудование.

Вступительное слово учителя.


Презентация.
(Слайд 1.)

II. Актуализация знаний.

Наверное, каждый из
вас мечтал стать очень большим ученым, работать в серьезной организации.
Представим наш кабинет биологии – большой школьной лабораторией.

(Слайд 2.)

Требования для работы в школьной
лаборатории:

  • надо ответственно подходить к делу,
  • знать биологические термины,
  • уметь решать биологические задачи,
  • иметь навыки работы с лабораторным оборудованием,
  • уметь вести биологические исследования, быть наблюдательным,
  • уметь анализировать, делать выводы, оформлять результаты
    наблюдений,
  • быть активным дисциплинированным, внимательным.
III. Изучение нового материала.

Ребята, я
принесла вам подарок “Таинственный зеленый пакет”. Посмотрим, что в нем?
Учитель задает вопросы:
Что это? (Напр. – сердце, легкие, почки.)
Сердце, легкие и почки – это организмы? (Нет, это его части.)
Как называется часть организма? (Орган.)
Для чего организму столько разных органов? (Выполняют разные
функции.)

Перед вами органы животных, из них состоит организм.
А растение – это живой организм? (Да.)
Как вы думаете, у растений есть органы? (Да.)
Сегодня на уроке мы будем изучать органы растений. Узнаем, какие они
бывают и какие функции выполняют?

Из пакета достают муляжи органов животных (сердце,
легкие, почки), органы растений – безлистные побеги растений.
Интригующее начало имеет целью привлечь внимание к изучаемому объекту,
заинтересовать, удивить, заставить задуматься, почувствовать
ограниченность своих знаний.

Анализирующая беседа на основе ранее
приобретенных знаний уточняет восприятие, формирует новый взгляд на
биологический объект.

Задание № 1. Органы растений.

Заполните таблицу,
выпишите органы растений, относящиеся к этим группам

Вегетативные
обеспечивают
основные процессы
жизнедеятельности
Генеративные –
обеспечивают
размножение
растений
1. 1.
2. 2.
3.
(Слайд 3.)

Учащиеся заполняют таблицу, работая
с учебником (п.16, стр. 46, 2 абзац).

2. Инструктаж к лабораторной работе Беседа
3. Лабораторная работа № 5.”Внешнее строение
побега. Строение вегетативной и генеративной почек.

Задание № 1.
Рассмотрите ветки разных древесных пород в безлистном состоянии.
Пользуясь определителем (Приложение 1)
выясните, каким растениям они принадлежат. Запишите их названия.

Задание № 2. При помощи текста учебника на стр. 46 (4 абзац)
выясните, что называют побегом и из каких частей он состоит. Заполните
пропуски в тексте.

Побегом называют стебель с расположенными на нем______ и ________.
Участок стебля, на котором находится лист и почка (или только лист)
называется_________. Расстояние (отрезок стебля) между двумя узлами
называется ________.

Угол между листом и вышерасположенным участком стебля
называется______. Почки могут быть верхушечными и боковыми пазушными).
Верхушечные расположены на ______________. , пазушные – в _______.

Задание № 3. Назовите части побега, обозначенные на рисунке,
обозначьте с помощью цифр узел, дорисуйте лист и обозначьте пазуху
листа.

Рис.
1

  1. ____________________
  2. ____________________
  3. ____________________
  4. узел
  5. пазуха листа
Работа в мыслительных – опорных листах, используя
натуральные объекты, и карточку-определитель.

(Слайд 4.)

Самостоятельная работа с учебником. Выделение опорных – ключевых
слов, которые легко восстанавливают содержание текста.

(Слайд 5.)

Учащиеся рассматривают натуральные объекты и работают с рисунками
(подписывают, обозначают, дорисовывают)

Беседа. Можно ли считать побегом ветку дерева о опавшими листьями?
(можно – это зимний безлистный побег).

А может ли быть побег без стебля? Ответ поясните. (нельзя, т.к. по
определению есть стебель, в разные времена года никуда не девается).

Приложение 2.

Задание № 4. Рассмотрите
строение двух видов почек растения. Определите, какая из них является
листовой (вегетативной), а какая цветочной (генеративной). Дайте
названия рисункам. Обозначьте на рисунке части почек.

Рис.
2



Находят неточность в загадке:
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

(Слайд 6.)

Сравнение биологических объектов способствует осмыслению учебного
материала.

Задание № 5. На основании наблюдений заполните таблицу
“Сравнение строения вегетативной и генеративной почек.

Части почки Вегетативная почка Генеративная почка
Зачаточный стебель
Зачаточные листья
Зачаточные почки
Зачаточные соцветия
Почечные чешуи
Учащиеся заполняют таблицу. Наличие частей почки
отмечают знаком +.

Натуральные объекты – основа для сравнения, учат устанавливать связи.

Задание № 6.Сделайте
вывод. Каким органом является почка?
Учащиеся делают вывод на основе логических рассуждений.
Сообщения учащихся о разнообразных видах побегов

Задание № 7.Прослушайте сообщения учащихся и определите виды побегов.
Подпишите вид побега под каждым их рисунков.

Рис. 3

Рис. 4

Задание “За страницами учебника” расширяет кругозор
учащихся. (Кактусы, бутылочное дерево, мангры и др.)
Приложение 3. “Виды побегов”.
Учить смотреть и видеть, работая с иллюстративным материалом
Соотнести слайд презентации и рисунок.
Рисунок – источник новой информации

(Слайды 7–16.)

4. Строение стебля.

Задание № 1. Решите биологические задачи. Выясните, какие функции
выполняет стебель?. Ответы запишите в таблицу.

Функции Части стебля.
Учащиеся смотрят слайды презентации, решают
биологические задачи, заполняют таблицу.
Биологическая задача № 1.

Как правило,
древесина растений переносит чередование времён года: зима, весна, лето,
осень. Следовательно, стебель неоднократно подвергается действию
неблагоприятных сезонных факторов в виде холода, жары, дождя. Какую
функцию выполняет стебель, сохраняя жизнь растению?

Защитную функцию выполняет покровная ткань.

Виды покровной ткани:

  1. кожица,
  2. пробка,
  3. корка.

Что такое чечевички? Какую роль они выполняют?

(Слайд 17.) (Условия задачи № 1).

(Слайд 18.)
(Слайд 19.)

Особенности:

  • клетки плотно прилегают друг к другу,
  • защищают растение от неблагоприятных внешних воздействий.

(Слайд 20.) (Строение чечевички.)
(Слайд 21) (Чечевички берёзы.)
(Слайд 22.) (Чечевички дуба.)

Биологическая задача № 2.

Весной из почек
развиваются новые побеги. На их развитие расходуются питательные
вещества. Процесс фотосинтеза в это время ещё не происходит. Какую
функцию выполняет стебель и как это должно отразиться на строении?

Запасающую функцию выполняет запасающая ткань.

(Слайд 23.) (Условия задачи.)

(Слайд 24.) (Иллюстрации запасающей ткани.)
(Слайд 25.)

Особенности запасающей ткани:

  • клетки крупные, живые, с тонкими стенками,
  • в них содержится запас
  • с питательных веществ.
Биологическая задача № 3.

Стебель цветкового
растения развивается из зародышевого стебелька растения в длину и
ширину, Какую функцию выполняет стебель и как её выполнение должно
отразиться на строении?

Образовательную функцию выполняет образовательная ткань.

(Слайд 26.) (Условия задачи.)
(Слайд 27.) (Иллюстрации образовательной ткани.)
(Слайд 28.)

Особенности образовательной ткани:

  • клетки молодые,
  • с тонкими оболочками,
  • с крупным ядром и густой цитоплазмой,
  • вакуоли отсутствуют.
Биологическая задача № 4.

У сорокалетней
берёзы масса всех листьев в среднем равна 125 кг. Какую функцию
выполняет стебель, вынося листья к свету и как её выполнение должно
отразиться на строении?

Опорную функцию выполняет механическая ткань.

(Слайд 29.) (Условия задачи).

(Слайд 30.) (Иллюстрации механической ткани, пояснения.)

Биологическая задача № 5.

Чтобы жить, растение
должно питаться (в него должна поступать вода, минеральные соли) и расти
за счёт органических веществ. Какую функцию должен выполнять стебель и
как это должно отразиться на строении?

Транспортную функцию выполняет проводящая ткань.

(Слайд 31.) (Условия задачи.)

(Слайд 32.) (Иллюстрации проводящей ткани, пояснения.).

Особенности:

  • сосуды – длинные трубки, образованные стенками мёртвых клеток
    (похожи на бочонки без дна и крышки),
  • по вверх идут вода и минеральные соли.
    (Слайд 33.) (Иллюстрации ситовидных трубок.)

Особенности:

  • Живые, вытянутые клетки, в поперечных перегородках имеются
    отверстия – поры,
  • По ним передвигаются органические вещества от листьев ко всем
    органам растения.
Задание № 2. Рассмотрите поперечный срез стебля
древесного растения. Сделайте схематический рисунок. Обозначьте на
рисунке: сердцевину, древесину, камбий, кору
  1. ____________________
  2. ____________________
  3. ____________________
  4. ___________________
Учащиеся рассматривают древесные спилы, зарисовывают,
подписывают

Сопоставление натуральных объектов и рисунков учат
“смотреть и видеть”.

(Слайды 34–35.)

Задание 3.Определите возраст дерева по спилу ствола.

Годичное кольцо – это _________________.

Дереву ________– лет.

Демонстрация спила 225 летней сосны.
Учащиеся работают со спилами, определяют возраст.
Поиск в тексте учебника ключевого слова помогает сделать выводы о
соответствии строения и функции стебля.
(Слайд 36.)
IV. Обобщение и систематизация знаний. Выполнение теста “Побег. Стебель”.


(Приложение 4)
.

V. Подведение итогов. Домашнее задание. П.16, 17.стр. 46–49 Тетрадь тренажер с. 35(1)., 41(1).
44(1) .Задание для учеников, интересующихся биологией: Какие деревья и
кустарники растут около вашего дома, на пришкольном участке, пользуясь
определителем.



Следующий: