Организация занятий по информатике с использованием элементов метода проектов

Современный урок ценен не только получаемой на
нем информацией, но и прежде всего, обучением в
ходе его способам деятельности для получения
информации.

Школа знаний – школа ЗУН – школа развития
личности – таков вектор поступательного
движения, причем не за счет отрицания
предшествующего этапа, а путем его поглощения,
освоения и движения вперед. Вместе с этим
меняется и роль учителя: от “оракула” и
“тренера” к роли помощника. Современная школа и
современный учитель должен решать не только
задачу овладения знаниями, умениями и навыками,
но и в значительной степени овладения опытом
оценочной, эмоциональной и творческой
деятельности на базе применения алгоритма и
модулирования знаний. Роль учителя на уроке
состоит в стремлении передать способ творческой
деятельности и приобщить детей к
самостоятельному творчеству, пусть даже на
элементарном уровне.

Если смотреть на уроки информатики, да и,
пожалуй, на занятия по другим дисциплинам с этой
позиции, то наибольшую эффективность эти идеи
находят в применении на уроке элементов метода
проектов.

Для достижения положительных результатов
применять элементы метода необходимо и в средних
классах, постепенно приучая детей к такой
методике построения урока (серии уроков). Все
зависит от степени готовности класса к
творческой работе и сформированности
общеучебных навыков. В тоже время такая методика
сказывается положительно и на формировании
ИКТ-грамотности учащихся.

Основой построение урока с использованием
элементов метода проекта, конечно же, станет
творческая работа. Степень ее сложности может
быть различной: от простой (с целью
заинтересовать) до более сложной (нужно
“добыть” недостающий материал).

Приведу пример организации серии уроков для
7-го класса по теме “Устройство компьютера”.

На уроке № 1 учитель делает вступительное
слово, в котором говорит о устройствах
компьютера (общая информация, не очень подробная)
и выделяет классы устройств. Затем детям
предлагается разделиться на группы.

Каждая группа получает задание следующего
вида. Имеется заготовка для презентации
“Устройства ввода информации” (приложение 1). Необходимо
подготовить презентацию для доклада и
подготовить выступление по презентации от
группы. Остальные группы в классе получают
подобные задания по другим классам устройств. В
хорошо подготовленном классе учитель может
ограничиться и набором картинок к презентации
и/или критериями работ и предоставлением
информации.

Роль учителя на каждом этапе работы
консультирование группы, помощь в подготовке
выступления, в поиске информации, корректировка
работы группы.

В презентации ученикам может понадобиться
настроить гиперссылки (подготовленный класс), но
в любом случае требуется расположить слайды по
порядку, отредактировать текст, может быть
заменить рисунки на более подходящие, добавить в
свой рассказ нужную и полезную информацию,
поскольку имеющиеся слайды содержат информацию
не о всех устройствах. Критерии оценки работы
группа получает заранее и может выстроить свою
работу согласно своим потребностям. Подготовка
презентации занимает 2 урока. Речь идет об уроках
на разных неделях, т.е. на первом дети получают
задание и делятся на группы. Здесь же
оговаривается и обсуждается с учителем ход
работы, технологические аспекты выполнения
работы. Дома учениками подбирается
дополнительная информация, происходит
корректировка презентации и составление плана
выступления.

На уроке № 2 все эти идеи воплощаются в
презентацию. Дома группа продумывает и готовит
выступление.

Урок № 3 – это совместное представление
наработок групп. На выступление группе отводится
5 минут. После этого остальные ребята, а так же и
участники группы могут обмениваться вопросами
по содержанию доклада.

В организации данной работы важно обратить
внимание на то, что в процессе выступления
ученики должны получить необходимую им для
дальнейшей работы информацию. Поэтому на первых
занятиях с применением данной методики учитель
может попросить детей заполнить на основе
выступления таблицу (приложение
2
) или ответить на ряд вопросов (приложение 3).
На основе таблицы и вопросов можно в последствии
организовать проверочную работу или
использовать как опорный материал для
повторения темы в дальнейшем курсе.

Следующий: