Организация уроков повторения

“Я могу ошибаться,
и ты можешь ошибаться,
но совместными усилиями
мы можем постепенно
приближаться к истине”

К. Поппер

В циклограмме уроков каждого учителя
обязательно есть уроки повторения. Эти уроки
возникают в конце темы, как обобщающее
повторение. Уроки такого типа могут проводиться
и в конце года, когда необходимо повторить весь
учебный материал. При подготовке к экзаменам
учителя также организуют повторение.

Встает вопрос: как сделать так, чтобы
повторение решало сразу несколько задач:

  • полностью включало в себя программный материал,
  • за минимум времени позволяло повторить
    максимум материала,
  • развивало не только память, но и другие
    психофизиологические характеристики личности,
  • давало навык антистрессового поведения,
  • было интересно организовано.

Учителя математики, физики, химии и других
предметов при организации повторения могут
воспользоваться печатными материалами:
учебниками, сборниками задач, тестами. Курс
информатики обновляется настолько быстро, что
покупка учебников во многих случаях не решает
проблему. А с переносом базового курса в 8–9-й
класс содержание многих тем должно измениться.

Поэтому на уроках информатики источником
информации может являться:

  • лекция учителя,
  • электронные материалы, найденные по данной теме
    в Интернете,
  • электронные материалы, подготовленные другими
    учениками.

Электронные материалы, созданные учащимися

Подготовка к урокам повторения идет на самом
деле в течение всего года.

Каждый класс в курсе информатики изучает тему
”Компьютерные презентации. Работа с программой
POWER POINT”. (Подготовку к урокам повторения можно
использовать и в теме “Создание сайтов”). Я
рассматриваю ”Компьютерные презентации”
просто в силу большей доступности этой темы для
большинства школьников.

Результатом изучения этой темы является
созданная учеником презентация. В процессе
изучения темы рассматриваются учебные
презентации, подобранные в соответствие с
планированием. Тему учебных презентаций в
большинстве случаев определяет учитель. Так
изучая тему

“Движение различных объектов на слайде ”, я
прошу ребят сделать презентацию на тему
”Теоремы геометрии ”. Получившиеся таким
образом презентации забирают учителя математики
для своих уроков.

Тему итоговой презентации выбирает сам ученик.
Но в классе всегда находятся дети, которые уже
давно и успешно работают с этой программой. Вот
таких ребят я и прошу обычно сделать презентацию
”по заказу”, предварительно обозначив цель
презентации. Один случай, когда ты защищаешь
презентацию в своем классе, и совершенно другое
дело, когда ее соберутся показывать в другом
классе, где учится твой младший брат, сосед по
дому. Такой разговор помогает ребенку очень
ответственно отнестись к порученному делу. В
этом варианте старший старается оправдать
доверие учителя, а младший тоже хочет быть на
высоте, посмотрев работу старшего и стараясь
сделать лучше.

Обычно я даю тему, ученик сам ищет материал,
готовит презентацию, потом мы ее обсуждаем и, при
необходимости, корректируем и содержание, и
форму представления материала. На титульном
листе я прошу обязательно написать данные
автора, с указанием года выпуска.

Бывает, что данные через год, два устаревают, и
тогда ребята с удовольствием ищут материал,
исправляют ошибки. Это также активизирует
процесс просмотра презентаций.

Электронные материалы, найденные по данной
теме в Интернете

На уроке по теме “Поиск в Интернете” можно
попросить ребят поискать материалы по заданным
темам, сравнивая при этом результаты поиска в
различных поисковых системах. Для сравнения
ученики должны произвести определенную
систематизацию материалов, составить план по
заданной теме на основе указанных материалов. В
дальнейшем этими планами можно воспользоваться
при подготовке к экзаменам.

Технологии повторения

Все рассмотренные здесь технологии реализуют
принцип стопроцентной обратной связи. С одной
стороны, материал повторения должен быть усвоен
учениками на 100%, с другой стороны он стимулирует
ученика готовиться к каждому уроку. При
выборочном контроле ученики быстро усваивают
правила игры, при этом некоторые из них готовятся
к уроку только тогда, когда есть вероятность, что
их спросят. И поскольку это обычно не самые
прилежные ученики, то ситуация может еще и
усугубляться.

На уроках повторения все ученики включены в
различные виды деятельности. При этом
используются все каналы восприятия и
воспроизведения материала. Это очень важно, так
как обычно в старшей школе работает какой-то один
канал: учитель говорит, а дети слушают. При этом
детям-кинестетикам воспринимать материал более
сложно, чем детям с другими доминирующими
каналами восприятия.

Включая ребенка в зону ответственности
взрослого, мы формируем в нем черты лидера (в том
числе и такую черту, как толерантность), навыки
оценки и самооценки.

Кроме того, это позволяет разгрузить педагога
от рутинной работы.

Особенность уроков информатики заключается в
том, что группы учащихся на уроке насчитывают
обычно 12–15 человек. Поэтому при необходимости
группа может составлять и 3–4 человека при
проверке теоретических знаний, а вот при
проверке практических умений лучше даже делить
на пары.

В группах при нехватке персональных рабочих
мест некоторые ребята сидят парами за
компьютером. При проверке практики я стараюсь
эти пары разделить обязательно. Дети, которые
сидят вместе, в процессе работы привыкают друг к
другу, иногда даже делают одни и те же ощибки,
очень часто дополняя друг друга в работе.
Перестановка пар дает возможность, с одной
стороны, каждому показать свои умения, с другой
стороны, помещает ребенка в смягченную
стрессовую ситуацию.

УРОК № 1

УРОК ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Цели:

  • Дидактические:
    • проверка теоретических знаний учащихся;
    • интенсификация опроса.
  • Развивающая: развитие речи;
  • Воспитательные:
    • воспитание положительной Я-концепции;
    • делегирование определенных полномочий
      ученикам.

Предварительная подготовка учителя

Домашнее задание к уроку:

  • Указать вопросы повторения для следующего
    урока.
  • Назначить старших на следующий урок.

Методические рекомендации учителю

Педагог сообщает тему урока. Класс разбивается
на группы по 3–4 человека в группе. В каждой
группе назначается старший. Лучше на первых
уроках такого вида, если группу сформирует сам
учитель, исходя из индивидуальных особенностей
учеников.
В группах ученики отвечают на вопросы. Далее
каждому ученику ставится оценка. Она может
обсуждаться в группе, но решающее слово остается
за старшим. Старшие групп сдают листочек с
оценками учителю.
Из каждой группы вызывается по одному ребенку (в
числе вызванных может быть и старший).
Происходит устный опрос у доски. Если ребенок
подтверждает свою оценку, поставленную старшим,
то всей группе оценки сохраняются. Старшему при
этом по итогам урока выставляется пятерка. Если
оценка не подтверждается, то оценки всей группы
подвергаются коррекции.
Для того, чтобы ученики внимательно слушали
устные ответы у доски, можно после этого провести
письменный опрос-пятиминутку.
Подведение итогов урока. Учитель объявляет
оценки, поставленные за урок.

Комментарий к уроку

В роли старших должны выступать все ученики,
даже слабые. Стараясь оправдать доверие, они при
подготовке данной темы могут заранее получить
консультацию у более сильных учеников или у
преподавателя.
Эта форма урока используется тогда, когда
педагог хорошо умеет управлять классом. В
противном случае ученики будут на занятиях
заниматься посторонними делами.
Делегация полномочий дает возможность учителю в
течение урока посмотреть на организацию работы в
группах, при необходимости помочь старшим в
выставлении оценок. Однако если это уже не первый
такой урок, то проблем, как правило, не возникает.
По этому же принципу можно построить и урок,
основной целью которого является проверка
практических навыков учащихся.
В этом случае на каждую группу учитель должен еще
приготовить карточки с заданиями, также
предварительно познакомив с этими карточками
старших групп. Для отчета старших можно их
пригласить на спецкурс или факультатив до
проводимого урока. Старший может на уроке иметь
матрицу ответов, составленных им самим. Это
возможно, например, в теме “Информация”,
“Логика”, “Системы счисления ”.
Карточки предполагают обязательно задания
разных типов, чтобы ученик сам мог выбрать
уровень ответа. Таким образом сам собой
разрешается вопрос об уровне притязаний ученика,
ведь это его выбор.

УРОК № 2

УРОК ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Цели:

  • Дидактические:
    • реализация обучающей функции повторения,
    • проверка практических знаний.
  • Развивающие:
    • формирование антистрессового поведения,
    • формирование навыка анализа и синтеза.
  • Воспитательная: формирование навыков
    оценки и самооценки.

Предварительная подготовка учителя



Домашнее задание к уроку: указать вопросы
повторения для следующего урока.
Ежегодно в каждой школе проходят школьные
предметные олимпиады. Стандартным ПО школьной
олимпиады по информатике является пакет Microsoft
Office. После окончания олимпиады, объявления ее
результатов остаются работы архивы работ
участников олимпиады.
Учитель выбирает из архива работ участников
школьной олимпиады задания по соответствующей
теме и установливает эти задания на exchange (диск в
школьной сети, для которого у любого
пользователя есть права записи и чтения). Работы
должны быть по одной теме и просто пронумерованы.
Старшеклассники без возражения дают согласие на
использование их работ в качестве учебных
пособий. Я стараюсь отобрать 3–4 работы разных
уровней и, по возможности, разных возрастов (с 8-го
по 11-й класс).

Программное обеспечение: пакет Microsoft Office.

Методические рекомендации учителю

После загрузки ребята (по парам) получают
задание олимпиады (только одно, по данной
конкретной теме).
Их цель: составить оценочный лист данного
задания (при этом общее количество баллов задано
в условии). При этом ребята сами учатся выделять
отдельные этапы задания согласно условию (на это
надо обратить особое внимание). Через 5–7 минут
начинается групповая дискуссия по составлению
общего листа рейтинга. Если есть возможность, то
можно, включив проектор, по результатам
обсуждения продемонстрировать получившийся
лист оценок (либо выложить его на exchange).
Работа с компьютером. Получив общий лист, в
течение 20 минут ребята пытаются оценить
выставленные работы.
Подведение итогов урока. В последние 10 минут
урока подводятся итоги, уточняется, какая работа
признана лучшей большинством голосов.

Комментарий к уроку

Олимпиадные задачи хороши при проведении
уроков повторения, потому что они включают, как
правило, ключевые моменты темы. Кроме того,
нестандартная формулировка заданий позволяет
посмотреть общий уровень тревожности каждого
ученика.
Такой урок я провожу обычно в математических
классах, так как большинство участников
олимпиады учатся именно в этих классах. Я
обязательно задаю вопрос ребятам в конце урока:
”Какая часть задания показалась вам особенно
трудной и почему?” (обычно ребята за наиболее
трудную, с их точки зрения, часть задачи дают и
самое большое количество баллов). А вот ответ на
вторую часть вопроса заставляет, с одной стороны,
переосмысливать методику преподавания
отдельных уроков темы, с другой стороны,
заставляет задуматься ребят о своем поведении в
аналогичной ситуации. Такой урок можно провести
в конце темы “Текстовый редактор” (в нашем лицее
это 8-й класс, первый год обучения).
При желании, подобный урок можно построить и
по-другому. На уроке можно предложить условие
олимпиадной задачи, дав ребятам возможность
самим попробовать свои силы. После того, как они
сдадут предложенные решения, можно выложить на
exchange варианты решения задач олимпиады и
попросить их сравнить со своими решениями
задачи.
Если позволяет время, то сравнительный анализ
тоже можно сделать письменно. Это позволяет
ребятам достаточно быстро структурировать
материал. Учитель может взять электронную версию
домой и спокойно проверить после уроков. Так
может быть построен урок по теме
”Моделирование” в 9-м классе (второй год
обучения).
Можно попросить ребят самих оценить работы друг
друга, предварительно присвоив им номера. В этом
случае каждый может выслушать не только оценку
своей работы, но и выступить арбитром при оценке
чужой.
На таких уроках ребята выслушивают оценку своего
труда, причем оценку выставляют одноклассники. В
связи с особенностями их возраста(когда мнение
микросоциума, в данном случае класса,
оказывается более значимым чем мнение взрослых)
оценка может выполнять и стимулирующую функцию.
Иногда возникает необходимость корректировать
оценку на таких урока. Как правило, ситуация
касается тех детей, которые не сразу включаются в
работу в силу своего темперамента. В этом случае
оценка может быть и отстроченной (хотя, конечно,
это снижает ее эффективность).
Олимпиадные задачи всегда включают в себя
элемент креативности. Иногда в процессе
обсуждения таких элементов задачи ребята
предлагают свое решение, отличное и от уже
предложенного на олимпиаде, и от прогнозируемого
учителем. В этом случае всегда полезно обсудить
предложенный вариант с точки зрения
корректности применения технологии.
Такие уроки могут занимать и пару из-за сложности
представленных задач.
Ученики часто теряются, услышав на экзамене
непривычно сформулированный вопрос. Поэтому мне
хотелось бы рассказать об уроке повторения,
связанном с вопросами.

УРОК № 3

УРОК ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Цели:

  • Дидактическая: проверка теоретических
    знаний учащихся.
  • Развивающая: развитие умений
    формулировать вопросы.
  • Воспитательные:
    • адаптация к стрессовым ситуациям;
    • воспитание чувства ответственности.

Предварительная подготовка учителя

Домашнее задание к уроку. Придумать
вопросы по определенной теме.

Требования к вопросам:

  • Вопрос должен предполагать однозначный ответ.
  • Длительность ответа не должна превышать 1
    минуты.
  • Каждый ученик записывает свои вопросы на
    отдельном листочке.
  • Заранее заготовленный список группы.

Методические рекомендации учителю

Педагог сообщает тему урока.
Выбираются два капитана, и далее они набирают
себе команды: так ученик поворачивается спиной, к
нему сзади подходят два капитана и кладут руку на
левое и правое плечо. Он попадает в ту команду,
куда наклоняет голову. Можно просто предложить
детям при входе в класс выбрать жетончики, сделав
предварительно жетончики двух цветов и т.д.
Класс разбивается на 2 команды. Выделяется арбитр
(если на момент урока нечетное число
присутствующих, то учитель просит выбрать в
качестве арбитра одного из детей). Если же число
детей четное, то арбитром может стать и учитель.
Вызываются капитаны. Задается один короткий
вопрос, на который они пишут ответ на листочках.
Тот из капитанов, кто подаст первый листочек с
правильным ответом, получает право первого
вопроса.
Перед началом вторая команда выбирает того, кто
будет отвечать на первый вопрос. Команда
победившего капитана задает первый вопрос. Член
второй команды отвечает.
Здесь может возникнуть несколько ситуаций.

  1. Вопрос был корректен. Ответ был принят. В этом
    случае каждая команда получает по 1 баллу.
  2. Вопрос был некорректен. Вторая команда
    скорректировала вопрос и дала правильный ответ.
    В этом случае первая команда получает 0 баллов,
    вторая команда получает 1 балл.
  3. Вопрос был корректен, ответ был дан ошибочный.
    Ошибку может исправить капитан отвечающей
    команды. Если после этого ответ принимается, то в
    этом случае первая команда получает 1 балл,
    вторая команда получает 0,5 баллов.
  4. Вопрос был корректен, ответ был дан ошибочный.
    Капитан отвечающей команды ошибки не исправил. В
    этом случае первая команда получает 1,5 балла
    после исправления ответа, вторая команда
    получает штрафное очко (– 0,5 балла).

Далее происходит переход хода.
Подведение итогов урока. Арбитр объявляет
итоговый счет. Учитель просит сдать подписанные
листочки с вопросами

Комментарий к уроку

При этом соблюдается несколько условий:

  • каждый раз вопрос задает другой человек;
  • каждый раз отвечает также другой человек;
  • вопросы не должны повторяться.

У арбитра в руках заранее заготовленный список
группы такого вида.


Фамилия, имя

Первая команда

Вторая команда

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1. Иванов Н.

+1

+0

2. Николаев С.

+0

+0

3.
4.
5.

Итого:

В строчке капитанов приписываются и штрафные
очки и бонус+ означает, что человек задавал
вопрос и отвечал на него. Это позволяет
определить, все ли члены команды отвечали на
вопросы и задавали их.
В конце урока таблица позволяет легко определить
итоговое количество баллов.
По итогам урока, учитель ставит оценки командам.
Оценка может быть и отсроченной, если он хочет
кому-либо из учеников ее повысить за красиво
поставленный вопрос или удачный ответ.




Следующий: