Организация учебного процесса в режиме новой педагогической технологии КСО ДЕМСОС

Тюнгюлюнская общеобразовательная школа
ступени функционирует с 1995г. и является одной из
крупных школ Мегино-Кангаласского улуса
республики Саха (Якутия).
С 1996-97 учебного года школа работает в режиме
внедрения новой педагогической технологии
демократической системы обучения по
способностям (ДЕМСОС).
Основными задачами на первом этапе
функционирования школы стали:
- формирование коллектива единомышленников,
способного решать любые проблемы в период
становления школы;
- создание организационно педагогических
условий для совместного творческого поиска
учащихся и учителей.
Изменившиеся цели обучения в современной школе,
направленные на развитие личности каждого
ребенка, настоятельно требуют отхода от
информирующего подхода к обучению,
максимального включения каждого ученика в
учебный процесс, радикального изменения
классно-урочной системы, внедрения новых
эффективных методик и технологий, направленных
на первую очередь на сохранение здоровья
ребенка. Демократизация и гуманизация
педагогического процесса предъявляют
качественно новые требования к деятельности
учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя
– помочь ребенку учиться самому, сохраняя
здоровье, работоспособность, создавать личность,
способную стать творцом новой жизни.
Коллективный способ обучения – это технология
коллективного, группового, парного,
индивидуального обучения, которая включает в
себя четыре организационные формы:
индивидуальную, парную, групповую и
коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное
развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок
выходит на индивидуализацию обучения,
развивается в зоне его ближайщего развития. В
этом образовательном процессе интенсивно
формируется общеучебные умения и навыки
учащихся и профессиональные умения педагога.
В любой образовательной системе есть свои
достоинства и недостатки. На наш взгляд,
недостатки классно-урочной системы:

  • сложность осуществления индивидуального
    подхода к учащимся;
  • ограниченность возможности работать с
    учеником, имеющим высокие индивидуальные
    способности;
  • трудность получения своевременной обратной
    связи об уровне усвоения учебного материала и
    продвижения в умственном развитии учащихся;
  • ориентация учителя на ученика среднего уровня
    возможностей и подготовленности;
  • усреднение темпа прохождения учебного
    материала.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с
разными способностями. Учителям нужно и надо
учитывать способности каждого и в то же время они
должны обучать класс, как единую группу. Как бы
учителя ни старались, это противоречие при
классно-урочной системе остается
неопределенным. Учитель должен стать
наставником, консультантом, организатором
учебной деятельности, который помогает ученику
понять смысл целей, действий и результатов.
Достоинствами технологии являются:

  • активность каждого ученика в постижении
    передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в
    объеме и сроки, определяемые
    психофизиологическими особенностями личности
    обучаемого;
  • сотрудничество учащихся, коллективизм,
    взаимное обучение, взаимоконтроль являются
    главным средством нравственного воспитания;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик,
    ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и
    взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких
педагогических принципах:
1.Принцип всеобщего сотрудничества и
взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом,
передают свои знания, проверяют, обмениваются
заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную
деятельность, учатся культуре общения,
взаимоподдержке.
2.Принцип педагогизации каждого участника
учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя
пробует себя, свои возможности, умения, талант.
Ученик совершенствуется из урока в урок,
стремится больше знать, искать ответ и в других
учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок
раскрывается, становится раскованным.
3.Принцип коллективной деятельности. Каждый
принимает участие в самоуправлении, ребенок
самоутверждается в коллективе, появляется
уверенность.
Именно такие возможности на высоком уровне дает
новая педагогическая технология КСО ДЕМСОС,
автором, разработчиком, которой является
академик международной академии образования,
профессор В.К. Дьяченко.
Так, с 1996 учебного года весь коллектив изучает
теорию новой педагогической технологии КСО
ДЕМСОС. С этого учебного года полностью вся школа
перешла на эту технологию. К концу учебного года
школа отчитывалась перед экспертным советом
улусного образования и стала экспериментальной
площадкой по проблеме «Школа с внедрением новой
педагогической технологии КСО ДЕМСОС и
физического воспитания с оздоровительной
направленностью». В нашем селе начальная школа
одна, рассчитана она на всех и призвана готовить
к реальной жизни и сотрудничать, и жить, и
работать приходиться со всеми: и со способными
одаренными детьми, и с детьми со средними
способностями, и с теми, кому очень трудно дается
учеба. Лабораторией экспериментальной работы
руководит заслуженный учитель республики Саха
(Якутия), отличник просвещения РФ, обладатель
титула «Учитель-учителей», руководитель
городского Центра по освоению педагогической
технологии КСО Говорова А.И., которая работает в
творческом контакте с академиком Дьяченко В.К.
В нашей школе в 10-ти класс-комплектах обучается 200
учащихся, работает 27 педагогов. Обучение ведется
по Базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений республики.
Введено предметное обучение со 2 класса. В связи с
переходом на новую педагогическую технологию
всей школой, освоение содержания учебного
процесса осуществляется интенсивно, в режиме
погружения.
В настоящее время педагогическим коллективом
предоставлено право выбора учебных планов,
программ. В программу обучения ввели такие
предметы, как информатика в играх и задачах,
английский язык со 2 класса, логика,
интеллектуальная игра, шашки, 4-х разовое
проведение в неделю уроков физкультуры. Вместо
календарно-тематических планов учитель
составляет блочно-тематическое планирование по
всем предметам, учитывая возрастные особенности
учащихся.
В первом классе все основные предметы ведет один
учитель. С началом учебного года учителями
проводятся интегрированные уроки по их первой
книжке «Азбуке» и математике.
Чтение занимает исключительно большую роль в
становлении личности младшего школьника, его
образовании, воспитании и развитии, в овладении
им доступными его восприятию и пониманию
духовных ценностей. Урок начинается с 5-ти
минутного чтения. Каждый классный коллектив
имеет свою библиотеку. Наиболее часто на уроках
чтения используется методика Ривина в малых
группах. Работа по методике Ривина проходит в
парах сменного состава. Состав группы
подбирается так, чтобы в нее входили учащиеся
разного уровня подготовки. Ученики группы не
соревнуются друг с другом, а сотрудничают, что
способствует умственному, социальному и
физическому развитию детей. Имея разные мнения
при прочтении одного и того же текста, в
результате совместной работы, учащиеся должны
понять смысл прочитанного, уметь самостоятельно
работать с текстом, анализировать его. Например,
учащиеся первых классов свою первую книжку
«Азбуку» заканчивают в октябре, ноябре, а
оставшиеся дети – в декабре те, кто сдал зачеты
учителю, родителям, тот приступает к изучению
других учеников. Таким образом, за год они могут
освоить содержание 2-3-х, а продвинутые – 4-5
учебников.
Проанализировав диагностику чтения учащихся,
работающих по методике Ривина, мы видим:

  • увеличение темпа чтения;
  • безошибочность и осознанность чтения;
  • повышение успеваемости и качества;
  • умение слушать товарища и задавать вопросы;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • формирование потребности у учащихся чтении;
  • развитие интереса к чтению.

Также постоянно идет поиск более совершенных
методов преподавания. Учителя разработали и
составили индивидуальный план каждому ученику,
карточки-задания по каждому блоку, по
определенным темам, опорные схемы, карточки,
вопросники, тесты по темам, тексты
взаимодиктантов. Ведется системная работа по
привитию навыков работы с учебниками,
справочниками, словарями и дополнительной
литературой.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков-важное
звено учебно-воспитательного процесса.
Основными методами анализа и отслеживания
знаний, умений и навыков является устная,
письменная, практическая и графическая форма
проверки. Основными видами проверки являются
текущая, четвертная и итоговая. Итоговая
проверка включает проверку по теме, разделу,
блоку, за четверть и полугодие. Также в
деятельности применяются такие формы проверки,
как уровневые контрольные работы, тесты-задания
с выбором ответа. Одной из важных форм итоговой
проверки знаний, умений и навыков являются
зачёты. С помощью зачетов проверяются знания
учащихся по темам и по блокам, по индивидуальным
заданиям. Отслеживается динамика состояния
здоровья учащихся. Из года в год получаем
положительные показатели развития здоровья
учителей и учащихся, работающих в инновационном
режиме.
Новая педагогическая технология на уроках
способствует продвижению учащихся в
соответствии их учебными способностями.
Обеспечивает овладением всеми учащимися знаний,
умений и навыков, а у учащихся более высокими
учебными возможностями появляются углубленное
изучение предмета и более качественное усвоение
программного материала. В каждом классе часть
учеников значительно уходит вперед и раньше
овладевает программой. Поэтому возникла
проблема создания классных коллективов нового
типа, критерием создания таких групп становятся
учебные успехи, темпы продвижения вперед. В таких
группах объединяются учащиеся разного возраста
и разного уровня развития. Так в 1999 году открыли
одну экспериментальную разновозрастную группу
из учащихся 2 и 3-х классов. Группу открыли по
результатам тестирования и по желанию родителей.
За год обучения 3 ученика прошли программу III
классов, успешно выполнили переводные итоговые
контрольные работы за III класс, переведены в IV
класс, остальные учебную программу прошли с
опережением.
Как в таких группах проводится учебный
процесс? Учебный процесс обеспечивается
коллективной организационной, как ведущей,
наряду с другими формами групповой, парной
индивидуальной. Умелое сочетание методик
коллективных занятий и организационных форм
дает хорошие результаты.
По блокам даются вводные лекции. Каждый ученик
проходит темы своим темпом с учетом
психологических особенностей развития. Ведется
учет и координация учебного материала, маршрута
для каждого ученика. Овладев предыдущим учебным
материалом на хорошем уровне, учащиеся
продвигаются из одной группы в другую. Наиболее
подготовленным учащимся дается большая
самостоятельность, сильных учащихся удерживать
нельзя, им необходимо самоутверждение и
мотивация к учению. Опережающим учащимся даются
дополнительные задания из других учебников,
дидактических материалов, по математике — задачи
олимпиадного характера. Итоговый контроль по
блоку осуществляется в виде устного зачета. В
конце каждого блока проводятся обобщающие уроки,
уроки-зачеты, тестирования.
В 2000 году эта группа перешла в 3-4 разновозрастную
группу. За год все учащиеся прошли программу
начальных классов по математике (в том числе и
третьеклассники), также из программы 5 класса
один блок. Это натуральные числа, их обозначения,
чтения и запись натуральных чисел, сложение и
вычитание и дроби. По результатам такой работы 2
учащихся за два года прошли программу 2-3-4 классов
по всем предметам и переведены в 5 класс, 4
учащихся из 3-го класса прошли всю программу
начальных классов по математике, а другие
предметы прошли с опережением
В этом учебном году открыты 4 разновозрастные
группы. Учителя, работая в таких группах,
стараются создать деловую атмосферу, когда
каждый ученик вовлекается в процесс обучения,
требующий него самостоятельности и продвижения
в своем темпе. Развивают умения слышать и
слушать, умение общаться и сотрудничать. Конечно,
есть трудности и свои проблемы. На
педагогической лаборатории проводится
совместный анализ хода работ, коррекция.
Обучаясь по новейшей технологии в
разновозрастных классах, дети научились
свободно общаться, высказывать свое мнение,
стали более самостоятельными, рассудительными,
ответственными, уверенными. Положительно
относятся к учению, помогают друг к другу. Каждый
участвует в самоуправлении. Развиваются навыки
самоконтроля, организаторские способности, а
также дети стали более общительными, дружнее.
Повысилась успеваемость, качество выполнения
контрольных работ. Результат работы
педагогического коллектива школы за период
работы по технологии:

  • учебный труд у учащихся становится
    интеллектуальной потребностью;
  • улучшается здоровье учащихся, что
    подтверждается результатами наблюдений за
    период обучения по технологии;
  • детям занятия стали в радость, у учителей
    появляется удовлетворение от работы, у родителей
    – результаты учебы своих детей;
  • учебную программу по предметам проходят с
    опережением;
  • В разновозрастных группах учителя добиваются
    100% качества обучения.

За годы работы по технологии КСО ДЕМСОС
накоплен немалый опыт учителей: проведены
республиканские, региональные, улусные курсы,
семинары, консультации для учителей, также
учителями проводятся мастер-классы,
педагогические мастерские, открытые уроки на
базе нашей школы.
Коллектив школы имеет значительное продвижение
в плане роста профессионального мастерства, что
показывают следующие результаты: 10 учителей
имеют высшую, 11 – высокую категорию УПД.
За 5 последних лет на базе нашей школы обучились,
прошли теоретическую и практическую подготовку
по КСО более 570 педагогов улуса и других школ
республики.
Перспективу развития обучения технологии мы
видим:

  • в повышении мастерства и профессионального
    уровня учителя;
  • в перестройку взглядов не только учителей,
    учащихся, родителей, но и общественности на
    существующий учебно-воспитательный процесс;
  • в открытии авангардной группы для одаренных
    детей;
  • на постепенный выход из классно-урочной
    системы.



Следующий: