Организация учебно-воспитательного процесса в условиях интеграции традиционного и личностно-ориентированного образования


Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова
“модернизация образования”, “внедрение
личностно-ориентированной педагогики”,
“внедрение новых технологий”. Во всех школах
России идет процесс разработки и внедрения новых
педагогических технологий. Сегодня мы
проанализируем некоторые проблемы внедрения
личностно-ориентированного образования
, сузим
эти глобальные проблемы до реальных трудностей
нашей школы, сформулируем их и совместными
усилиями постараемся найти пути решения.

План проведения педагогического совета:

1. Актуальность личностно-ориентированного
подхода в условиях модернизации образования.

2. Индивидуальная работа с анкетами.

3. Сравнение личностно-ориентированного и
традиционного образования.

4. Мониторинг теоретических представлений
педколлектива в области традиционной и
личностно-ориентированной педагогики.

5. Вариативность общего образования (обзор).

6. Обучение в сотрудничестве – элемент
личностно-ориентированной педагогики.

7. Работа в группах по выявлению проблем.

8. Психолого-педагогические аспекты в системе
личностно-ориентированного образования.

9. Разработка решения педагогического совета.

Организационный комментарий:

  • Для каждого участника педсовета приготовлен
    рабочий пакет документов и приложений, который
    пополнит “методические копилки” учителей.
  • Во время педсовета будет проходить
    интерактивная работа в группах, а также
    индивидуальная работа и для этого приготовлены
    специальные бланки.

Несмотря на то, что вся педагогическая
деятельность строго регламентирована, — система
и стиль учебно-воспитательной работы в каждом
учебном учреждении глубоко индивидуальны.
Определяющие факторы – это стиль
административного руководства, слаженность
работы педколлектива и эффективность
взаимодействия, потенциал и квалификация
педагогического коллектива,
социально-психологические характеристики
контингента учащихся. На основе именно этих
факторов должна строиться концепция
учебно-воспитательного процесса в любом
образовательном учреждении. В мировой
педагогической практике выделяется несколько
подходов к педагогической концепции. Среди них:

  • человекоцентрированный подход;
  • психолого — дидактическая концепция;
  • позиционно — дидактическая концепция;
  • проективная модель;
  • культурологическая концепция.

На сегодняшний день особую актуальность в
нашей стране приобретает именно культурологическая
концепция образования
. И связано это с тем, что
долгое время образование в нашей стране
осуществлялось вне контекста культуры, что
привело к утрате многих традиций русской
интеллигентности, гуманности, духовности,
свободомыслия и других черт. Сформировался
человек массовый; социологи отмечают такие черты
как авторитаризм, переживание комплекса
собственной неполноценности, неглубокая
историческая память, настороженное отношение к
окружающим, агрессивность, страх перед будущим и
др.

Освободившись от идеологии, образование
обратилось к культуре как среде, где происходит
становление образа человека. Однако возвращение
образования в культуру осложняется многими
обстоятельствами, среди которых главное – это
общее снижение культурного уровня населения,
утрата культурных смыслов образования.

А. В. Луначарский писал: «Образованный
человек — человек, в котором доминирует образ
человеческий
«. Учитывая социальные
ожидания в отношении образования, надежды на
образование как на единственный фактор
сохранения духовного здоровья нации,
традиционное определение образования как
процесса вооружения учащихся знаниями, умениями
и навыками должно быть переосмыслено — как
становление человека.

Так на какой же образ человека ориентируется
образование сегодня? Эпицентром образования
является человек свободный и активный
,
способный к общению и сотрудничеству с другими
людьми, с самим собой и культурой.

Все это знаменует отход педагогики от
парадигмы формирования личности с заданными
свойствами, с определенными знаниями, умениями и
навыками, и поворот к разработке теории
образования как личностно-ориентированного
педагогического процесса. Поэтому в настоящее
время широкое распространение получил термин
«личностно-ориентированное обучение». Что
же, рассмотрим более подробно
личностно-ориентированное и традиционное
обучение.

Термин «традиционное обучение»
подразумевает классно-урочную систему Яна Амоса
Коменского, которая до сих пор является
преобладающей во всех школах мира.

Традиционная технология — авторитарная
технология, в которой практически отсутствуют
условия для проявления индивидуальных
способностей личности. Но, как и любая
технология, традиционное обучение имеет свои
сильные и слабые стороны. К положительным
сторонам в первую очередь следует отнести
систематичность, организационную четкость,
упорядоченную подачу материала, оптимальные
затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к
необходимости перехода на
личностно-ориентированное обучение. Изменение
ценностей закономерно ведет к переосмыслению
основных образовательных процессов.



В традиционной системе ими являются:

- обучение как вооружение учащихся знаниями,
умениями и навыками;

- развитие основных психических процессов -
памяти, внимания, мышления;

- воспитание как направленное формирование
личности с заданными свойствами.

В личностно-ориентированной системе
основными образовательными процессами
становятся:

- образование личностных смыслов учения и
жизни;

- развивающее обучение;

- педагогическая поддержка становления
индивидуальности ученика;

- воспитание как забота о духовно-нравственном
развитии ученика.

Отличительные признаки традиционной
классно-урочной технологии:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и
    уровня подготовки составляют класс, который
    сохраняет в основном постоянный состав на весь
    период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и
    программе согласно расписанию. Вследствие этого
    ученики должны посещать школу систематически 5-6
    дней в неделю;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному
    предмету, теме, в силу чего учащиеся класса
    работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он
    оценивает результаты учебы каждого ученика и в
    конце учебного года принимает решение о переводе
    учащихся в следующий класс;
  • в основном для домашней работы применяются
    учебники.

Если рассматривать эти признаки в контексте
применения данной традиционной технологии в
современной вечерней школе, сразу становится
очевидной необходимость применения иных
педагогических технологий. Конечно, каждый
учитель для повышения эффективности своей
работы ищет и находит методы и приемы
личностно-ориентированного обучения. Уже
накоплен определенный опыт, как в теории, так и на
практике.

Индивидуальная работа, рассчитанная на 2
минуты. Заполнение бланка №1

БЛАНК № 1

Ваши ответы должны быть представлены в
следующих баллах:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – проявляется частично или иногда;

2 балла – проявляется в полном объеме.

Ф.И.О. __________________________________________________________________________

Вопрос 1. Оцените актуальность внедрения
личностно-ориентированных технологий в нашем
учебном учреждении:

А) на уровне школьной педагогической концепции
__________

Б) в практической деятельности каждого
педагога __________

Вопрос 2. Оцените готовность
педагогического коллектива нашей школы к
эффективному внедрению
личностно-ориентированных технологий:

А) теоретический уровень ________

Б) практическая деятельность _______

Вопрос 3. Оцените свою готовность к
внедрению личностно-ориентированных технологий:

А) теоретический уровень _________

Б) практическая деятельность ________

В) психологическая уверенность в правильности
своих действий _________

Результаты мониторинга теоретических
знаний педколлектива нашей школы в области
традиционной и личностно-ориентированной
педагогики представит заместитель директора
по учебно-воспитптельной работе Колбешкин В.А. (работа
с компьютерными слайдами).

Очевидно, что из всего многообразия
педагогических технологий целесообразно
использовать те, которые могут достаточно
органично интегрироваться с традиционным
обучением. Всякое нововведение должно быть
подготовлено. На сегодняшний день массовая школа
остается «школой знаний», и основной акцент
ставится на информированность личности, а не на
ее культурное развитие. При сохранении
классно-урочной системы невозможно 100% внедрение
личностно-ориентированного образования, поэтому
наша задача сегодня – внедрение и использование
преимуществ личностно-ориентированных
технологий обучения и воспитания. Причем именно
таких технологий, которые успешно сочетаются с
классно-урочной системой.

Познакомимся с конкретным примером
внедрения личностно-ориентированных технологий
из опыта работы учителя математики Березовской
Т.К.Обучение в сотрудничестве – как
элемент личностно-ориентированной педагогики”
(работа с компьютерными слайдами).

Для реализации личностно-ориентированного
образования необходимо создание адекватных
авторских педагогических технологий. Их
характерные черты: сотрудничество,
диалогичность, творческий характер,
предоставление ученику необходимой свободы для
принятия самостоятельных решений, сотворчество
учителя и учащихся. Эти требования универсальны,
любая педагогическая технология может стать
личностно-ориентированной, если будет отвечать
таким требованиям.

Переход к личностно-ориентированному
образованию
зависит от учителя: его стремлений
и личностных качеств. Учитель, в котором
нуждается личностно-ориентированная школа,
удовлетворяет следующим требованиям:

  • ценностное отношение к ученику, культуре,
    творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • забота о сохранении духовного и физического
    здоровья учащихся;
  • умение создавать культурно-информационную и
    развивающую образовательную среду;
  • умение придать содержанию обучения
    личностно-смысловую направленность;
  • владение разнообразными педагогическими
    технологиями развивающей направленности;
  • забота о развитии индивидуальности ученика.

Коллективная работа в группах. Заполнение
бланка №2.



БЛАНК № 2

1. Сформулируйте или подчеркните основные, на
ваш взгляд, проблемы внедрения
личностно-ориентированных технологий в
практическую деятельность педколлектива нашей
школы. 2. Распределите среди выбранных вами
проблем 10 баллов в соответствии со значимостью
проблемы (сумма должна составить 10 баллов):

- не понятна концепция и перспективы развития
образовательного процесса;

- недостаток теоретических знаний в области
личностно-ориентированных технологий;

- отсутствие наглядных примеров затрудняет
внедрение теоретических знаний в практику;

- недостаточный материальный стимул для
организации экспериментальной деятельности;

- низкий уровень организации работы и
согласованных действий в методическом
объединении;



- недостаток времени;

- низкий уровень мотивации учащихся;

- Другие
причины:_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раскрытие индивидуальности каждого
ученика в процессе обучения обеспечивает
построение личностно-ориентированного
образования в современной школе. Цель такого
обучения состоит в создании системы
психолого-педагогических условий, позволяющих в
едином классном коллективе работать с
ориентацией не на “усредненного” ученика, а с
каждым в отдельности с учетом индивидуальных
познавательных возможностей.

Психолог школы — Бондарь О.В.
“Психолого-педагогические аспекты в системе
личностно-ориентированного образования”
(работа с компьютерными слайдами).

В основе личностно-ориентированного
обучения лежит признание индивидуальности и
самоценности каждого ученика, наделенного своим
неповторимым опытом. Поэтому, занимаясь по
личностно-ориентированной системе обучения,
ученик

  • получает возможность взглянуть на себя изнутри
    и извне, сравнить себя с другими учащимися,
    оценить свои поступки и поведение, научиться
    принимать себя и других в целом, а не как
    совокупность хороших и плохих черт характера;
  • вырабатывает силу воли, учится управлять собой
    через постоянные влияния на учебные и жизненные
    ситуации;
  • учится преодолевать собственные эмоциональные
    барьеры;
  • учится продуктивному общению.

Из ценностного отношения к ученику вырастает
понимание цели личностно-ориентированного
образования — не формировать и даже не
воспитывать, а поддерживать, развивать
человека в человеке и стремиться задействовать
механизмы самореализации, саморазвития.

Правила личностно-ориентированного
образования, выработанные в педагогической
практике:

1. Подвергать ревизии традиционные методы,
формы и средства, так как они разрабатывались для
других целей и в других социально-экономических
условиях.

2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые
стороны.

3. Формировать положительную самооценку
ученика, предоставлять возможности для
самоутверждения.

4. Исключить методы, унижающие личность.

5. Безусловно понимать и принимать любого
ученика с его интересами и переживаниями.

6. Поддерживать эмоциональное благополучие
ученика, учитывать его состояние и настроение.

7. Искать возможность вызвать активную
деятельность личности в нужном направлении.

8. Помогать обнаруживать ошибки.

9. Постоянно наращивать требования, закреплять
достигнутые результаты.

10. Постоянно напоминать ученику, чего от него
требуют, каким хотят его видеть.

Выявление основных проблем по
результатам анализа заполненных бланков №1 и №2.

Работа в группах по разработке решения
педсовета. Заполнение бланка №3.

БЛАНК № 3

Ф.И.О. _______________________________________________

Что может сделать для решения данных проблем

- управление образования:
_________________________________________________________

_____________________________________________________________

- администрация школы:
__________________________________________________________

_________________________________________________________________________

- весь педколлектив в целом:
_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

- научно-методический совет школы:
_______________________________________________

______________________________________________________________________

- мое метод. объединение:
_________________________________________________________

_________________________________________________________________________

- я лично:
________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Выступления руководителей рабочих групп.
Разработка решения педагогического совета.

Просмотр презентации.




Следующий: