Организация учебно-исследовательской деятельности

Образовательная программа, разработанная и
реализуемая в лицее города Аксай Ростовской
области, направлена на развитие у детей
системного мышления и формирование целостной
картины мира, развитие способностей к постановке
и решению проблем, способностей к пониманию
других людей и самого себя. В основе построения
учебных предметов естественнонаучного цикла
применяю междисциплинарный подход.
Использование этого подхода позволяет раскрыть
индивидуальность ребенка, создать такие условия,
чтобы каждый ученик смог найти свое место в
учебном процессе.

Разработана технология
учебно-исследовательской деятельности, а также
составлен комплекс требований к проведению
научно-исследовательской работы с учащимися, в
форме работы в творческих мастерских и малой
академии наук “Юные исследователи”, составлены
методические рекомендации педагогам по
организации научного поиска, разработана
настольная книга юного исследователя, готовятся
электронные учебники для учащихся и учителей.

Главной задачей педагога является создание
условий для духовного развития детей, разработка
и реализация нового подхода, обеспечивающего
систему непрерывного образования детей с
высокими интеллектуальными и творческими
способностями, начиная с 6-летнего возраста до
окончания полной средней школы.

В основе концепции обучения, которой
придерживаюсь лежит синергетический подход к
образованию, опирающийся на универсальную
эволюционную картину мира, способствующий
стиранию границ между естественнонаучными и
гуманитарными знаниями. При этом на передний
план выходит продуктивная деятельность –
исследовательская, проектная, творческая –
ученика и учителя. Соответственно радикально
меняется система оценок. Оценивается продукт
деятельности – исследование, творческая работа,
эксперимент, проект и т. д. Применяю рейтинговую
систему оценивания качества образования,
компьютерное тестирование по крупным
тематическим блокам. Свои достижения учащиеся
накапливают в портфолио, в него вкладывается
также зачетная книжка “Юного исследователя”,
разработанная и реализуемая мною в рамках
внеурочной поисковой, исследовательской
деятельности.

Образовательная программа, разработанная и
реализуемая на базе лицея, направлена на
развитие у детей системного мышления и
формирование целостной картины мира, развитие
способностей к постановке и решению проблем,
способностей к пониманию других людей и самого
себя. В основе построения учебных предметов
естественнонаучного цикла применяем
междисциплинарный подход. Использование этого
подхода позволяет раскрыть индивидуальность
ребенка, создать такие условия, чтобы каждый
ученик смог найти свое место в учебном процессе.

Учебная деятельность построена таким образом,
что ученик находится в позиции исследователя,
открывающего с помощью учителя и своих
одноклассников законы окружающего мира.
Применение метода открытия сочетаю с
использованием разнообразных приемов
творческого обучения, как наиболее естественной
и продуктивной формы познания.

Вовлечение учащихся в исследовательскую
деятельность осуществляется: на уроках, в
системе дополнительного образования, в кружках и
работе малой академии наук (МАН). Такой подход
оказался весьма эффективным. Реализация
проектной и исследовательской деятельности
стала возможной в рамках разнообразных форм
образовательной деятельности на базе лицея,
поскольку как на уроках, так и в рамках
дополнительного образования созданы
разнообразные и комфортные условия для развития
детей, реализации творческих способностей
лицеистов.

Наиболее эффективная и широко
распространенная форма, используемая — это
осуществление самостоятельного обучения через
выполнение самостоятельных исследований в
рамках научно-исследовательского
общелицейского проекта.

Возможности для раскрытия творческой
индивидуальности детей и удовлетворения их
разнообразных познавательных интересов
осуществляется также в ходе урока. В ходе
подготовки домашнего задания это поведение наблюдений,
постановка опыта, проблемный анализ текста,
подготовка вопросов для дискуссии, анкеты,
творческие работы.
На уроках создаются
проблемные ситуации, идет активизация
познавательной деятельности учащихся в поиске и
решении сложных вопросов, требующих
актуализации знаний и построения гипотезы.

В практической деятельности используется методика
творческого обучения, методика продуктивного
обучения, применяется исследовательский метод
обучения, то есть обучение учащихся представляет
творческий процесс открытия ребенком мира.

Исследовательский подход в обучении состоит:

  • во введении общих и частных методов научного
    исследования в процесс учебного познания на всех
    его этапах (от восприятия до применения на
    практике);
  • в организации учебной и внеурочной
    научно-образовательной, поисково-творческой
    деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных,
    межпредметных, межцикловых связей; в усложнении
    содержательной и совершенствовании
    процессуальной сторон познавательной
    деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений ученик –
    учитель — коллектив учащихся в сторону
    сотрудничества.

Практикую проведение нетрадиционных уроков,
предполагающих выполнение учебного
исследования или его элементов
(урок-исследование, урок-лаборатория,
урок-творческий отчет, урок-защита
исследовательских проектов, урок-экспертиза,
урок-открытие и т.д.), на конкурсе учитель года г.
Аксая провела урок в форме научного совета.

Особое внимание уделяю мотивации, как важного
этапа урока, цель которого создание условий для
возникновения у ученика вопроса или проблемы.
Мотивация — обязательный структурный компонент
урока-исследования. На уроках применяю разные
способы создания мотивации: с помощью текста, в
котором противоречие; картинки, содержащей
элементы неизвестности; невыполнимого задания и
т.д.

На других этапах урока школьников учу работать
с разнообразными источниками информации для
нахождения фактов, анализировать найденную
информацию и результаты проделанной работы,
представлять результаты исследования в
различной форме (словесной, графической,
знаково-символической и т.п.), т.е. организовывать
свой труд, управлять своей учебной
деятельностью.

При проведении уроков такого типа широко
использую групповые формы обучения. Дети
совместно решают разные проблемы, учась таким
образом не только работать друг с другом, но и
рассматривать проблему с разных точек зрения, с
разных позиций и социальных ролей. Состав группы
не является постоянным, он меняется в
зависимости от темы урока, сложности изучаемой
проблемы, психологической совместимости
учащихся, их интересов к различным областям
знаний.

Групповые формы обучения позволяют
индивидуализировать обучение школьников,
удовлетворить их потребности в познавательном и
межличностном общении. Использую групповые
формы учебной работы – оформление альбомов,
проектов, рефератов, рецензий. На проведение
урока-исследования требуется, как правило, два
часа, поэтому в расписании есть сдвоенные уроки.

Специфика технологии и методов обучения и
развития детей, которые мною используются,
обеспечить возможность решения задач развития
индивидуальности, целостного миропонимания и
системного мышления, развития логического,
критического, творческого мышления, способности
к решению проблем, способности к самопознанию и
самопониманию, способности к проведению
совместных и индивидуальных самостоятельных
исследований.

В своей педагогической деятельности использую
различные методы и формы обучения: индуктивное
исследование, дедуктивное исследование,
групповое исследование и индивидуальное
самостоятельное исследование учащихся
. На
всех ступенях образования использую различные
варианты активных методов исследования: метод
индуктивного и дедуктивного исследования,
проблемно-диалогический.

Во внеурочной деятельности практикуется исследовательская
практика, участие в образовательных экспедициях,
работа в факультативах, кружках, работа в малой
академии наук, участие в олимпиадах и конкурсах,
работа с самостоятельным исследовательским
проектом, проведение недели науки, викторины,
творческие
мастерские.

Учащиеся проявляют растущий интерес к изучению
биологии и экологии, принимают участие в
различной внеурочной деятельности. Ежегодно в
лицее мною проводится предметная неделя –
неделя биологии, неделя науки, организуется
биологические конкурсы, олимпиады и творческие
марафоны. Внеурочные мероприятия вызывают
большой интерес и активность учащихся,
способствует повышению мотивации учащихся и
уровня их знаний .

Занимательность является неотъемлемой гранью
любого внеклассного мероприятия, которое
провожу, поскольку у школьников развиваются
исследовательские и практические навыки,
расширяется самостоятельность и
самодеятельность.

В исследовательскую деятельность вовлечены
все учащиеся, начиная с первого класса, под моим
руководством, в рамках научно-методического
совета, учителя начальной школы поддерживают и
развивают любознательность детей. Их
исследовательское поведение и творческое
отношение к действительности, в доступной форме
усваивают основные исследовательские понятия и
методы познания, ведут наблюдения, проводят
простейшие опыты для проверки своих гипотез,
представляют результаты исследования в
различных формах (доклады, творческие работы,
стенды, альбомы). Дети знакомятся с основными
этапами самостоятельной исследовательской
деятельности.

Под руководством учителя и с помощью родителей
ребята создают свои первые исследовательские
работы, связанные с изучением тем, которые
соответствуют их индивидуальным интересам, но ни
как не укладываются в рамки обычной традиционной
программы. К концу обучения в начальной школе у
детей формируются навыки и умения
исследовательской работы.

Результаты исследований докладываются на
секции “Маленький ученый” ежегодной научно-практической
конференции “Мир и мы”
МОУ лицей. Результаты
исследований о природе донского края получили
высокую оценку всероссийского фестиваля
дошкольников и младших школьников “Понарошкин
мир-2001”
г. Москва, учащиеся и их руководители
(Мирнова М.Н., Георгиевская М.В.) стали победителями
фестиваля
в номинации лучший образовательный
проект. Во всероссийском конкурсе “Первые шаги”
учащиеся 4 класса стали лауреатами с дипломом 1
степени (2005).

В основной школе (5-9 классы) учащиеся
вовлекаются в решение проблем разного характера
и сложности. Ребята учатся решать проблемы и их
ставить, рассматривая в разных плоскостях.
Используются такие формы работы, как проведение
круглого стола, написание статей различного
типа, проведение полевых исследований,
мини-конференций, чтений. Многолетний опыт такой
работы показывает, что в результате этого у
большинства учащихся появляется интерес к более
углубленному изучению предметов и отдельных
темп, расширяет кругозор, поддерживается
творческая атмосфера на уроках и в общении с
детьми, стимулируется творческое отношение
детей к действительности.



К старшему школьному возрасту (10-11) дети выходят
на уровень проведения серьезной самостоятельной
научно-исследовательской работы.
Самостоятельные исследования проводятся под
руководством научного руководителя. Результаты
своих работ дети представляют на ежегодных
лицейских конференциях, лучшие работы по
результатам решения научно-методического совета
рекомендуются для участия в областных и
всероссийских конкурсах, фестивалях, форумах и
конференциях (результаты указаны ниже в таблице
1).

Специфика подхода к проведению исследования
заключается в том, что учащиеся имеют широкие
возможности в выборе темы исследования, реализуя
одну из трех возможностей: выбор темы в
соответствии с личностными поисками смысла
жизни, то есть, то что связано с личностной
самореализацией; выбор темы в соответствии с
профессиональным интересом; выбор темы в
соответствии с той или иной склонностью к
предмету.

Проанализировав, самостоятельные работы
учащихся за пять лет (учащиеся 9-11 классов)
установлено, что профессиональный интерес
учащиеся ставят на первое место 65%, интерес
к предмету
21%, личностная самореализация 14%.
Все работы старшеклассников выходили за рамки
школьной программы по своему содержанию. Анализ
исследовательских работ старшеклассников
показывает, что учащиеся успешно переносят
навыки исследовательского подхода к обучению за
рамки школьной программы не только в сфере
интересующих их предметов (40%), но и
используют этот подход для осознания жизненных
целей и решения жизненных задач и проблем (60%).

Прослеживается динамика роста успеваемости в
течении года по многим предметам учащихся,
которые занимаются научно-исследовательской
работой, активное участие этих детей во
внеклассных мероприятиях, рост как в творческом,
так и личностном плане. Отмечено, что учащиеся,
занимавшиеся научно-исследовательской работой
легко адаптируются в вузах, занимают
общественные места (Черевко Г. –председатель
студсовета и занял третье место в студенческой
научно-практической конференции правовой
академии, Редько И. – староста группы НПИ,
Трубникова Е.- лидер студенческого движения РГУ).

К положительным результатам совместной работы
следует отнести значительно возросший в
последние два года уровень представленных
учащимися работ, участие большой группы ребят в
городских, областных конференциях и
всероссийских конкурсах “Первые шаги” (конкурс
пароводится под эгидой МО РФ, учредители
конкурса Международный фонд Ролана Быкова, Клуб
учителей “Доживем до понедельника”,
Международный общественный фонд социально
экономических и политологических исследований
“Горбачев фонд”, журнал “Вестник
образования”), “Экология. Творчество.Дети”
(Московский зоопарк, МГПУ), получение ими высокой
оценки научного совета конкурса в виде призовых
мест (дипломы 1 и 2 степени, три медали
Эвариста Галуа, рекомендации для поступления в
высшие учебные заведения от научного совета
конкурса), почетных грамот
и т. д.(см.таблица
1).

Использую консультационную и диагностическую
работу в организации учебно-исследовательскиой
деятельности старшеклассников, разработала
методические рекомендации для старшеклассников,
создан энциклопедический словарь юного
исследователя (подан на всероссийский конкурс
“Управление воспитательным процессом в школе
-2006”, г.Москва, конкурс проводится под эгидой МО
РФ, АПКиПР и образовательным центром
“Педагогический поиск” ).

Регулярно в конце учебного года среди учащихся
10-11 классов проводится анкетирование, где
выявляется оценка результатов
исследовательской деятельности учащихся. В 2005-2006
учебном году данные показывают, что удовлетворены
своей работой 70%
опрошенных, причиной
неудовлетворенности остальных являлись
недостатки собственной работы (собственная
неорганизованность, неумение распределять время
при выполнение работы, неудачное представление
работы и т.д.), а не сама форма самостоятельного
исследования и его тема. Это говорит о высокой
самокритичности учеников и серьезности их
отношения к работе.

Ежегодно организуем и проводим лицейскую
научно-практическую конференцию “Мир и мы”
в
рамках недели науки. Опыт проведения конференции
показывает, что ребята не только с большим
интересом слушают выступления докладчиков, но и
активно участвуют в обсуждении каждой
представленной на конференцию работы.
Подготовка к конференции требует четкой
организации, поэтому проводятся как
индивидуальные консультации с учащимися, так и с
учителями руководителями ученических
исследований (написание экспериментальной
работы, аналитической части, оформлению работы,
тезисов и доклада выступления на конференции),
проводятся совещания с учителями.

Внеурочная работа осуществляется в рамках Малой
Академии Наук “Юные исследователи” и
экологического кружка “Green Club
”.
Образовательная программа, разработанная и
реализуемая мною, направлена на развитие у детей
системного мышления и формирование целостной
картины мира, развитие способностей к постановке
и решению проблем, способностей к пониманию
других людей и самого себя.

В основе построения учебных предметов
естественнонаучного цикла применяем междисциплинарный
подход
. Использование этого подхода позволяет
раскрыть индивидуальность ребенка, создать
такие условия, чтобы каждый ученик смог найти
свое место в учебном процессе. Разработан
комплекс требований к проведению
исследовательской деятельности в творческих
мастерских. Все это указывает на важность и
целесообразность изучения обязательного для
старшеклассников в лицее элективного курса,
дающего азы методов научного познания, методики
проведения исследования. Целесообразность
введения этого курса в учебно-воспитательный
процесс обусловлена тем, что при его реализации
одновременно и взаимосвязано осуществлялась
подготовка учащихся как к исследовательской
деятельности, так и профильная подготовка. Таким
является курс в 10 классе “Научно-исследовательская
работа по биологии” и “Проектная и
исследовательская деятельность по биологии”.
В
5-9 классах учащиеся знакомятся с этапами
самостоятельной исследовательской деятельности
на заседаниях малой академии наук, на занятиях
кружка, индивидуальных консультациях с
преподавателем.

Тесное сотрудничество с учителями,
воспитателями, психологом, врачом и родителями
дают возможность координировать совместную
работу и составлять индивидуальный
образовательный маршрут для каждого учащегося
занимающегося исследовательской работой,
позволяющей проследить его образовательный
рост.

Все достижения учащихся складываются в портфолио.
Каждому ученику выдается зачетная книжка
юного исследователя, по которой научный
руководитель может проследить за
систематической исследовательской
деятельностью учащегося, а учащийся в свою
очередь знает сроки отчета по каждому этапу
исследования. Использование такой зачетки
облегчает не только организацию работы, но и
позволяет осуществлять эффективный контроль за
выполнением работы на каждом этапе. Во-первых,
это позволяет научить учащихся рационально
распределять время, во-вторых планировать свою
деятельность, приближая ее к итоговому
результату.

Зафиксировано и обосновано позитивное
педагогическое воздействие процессов обучения и
проведения исследовательской деятельности, в
форме работы в творческой мастерской, на
развитие и формирование познавательного
интереса, активизацию творческой деятельности.
Данный факт характеризует значительное
повышение уровня общебиологических и
специальных знаний, специальных умений, а также
качества проведения и выполнения
исследовательской работы.

Результаты совместной научно-практической
исследовательской деятельности в лицее с
учителями и учащимися – исследователями
убеждают в том, что подлинная наука строится
только на глубочайшем изучении реальности,
окружающего мира. Исследования позвали в путь
ребят – в научно-исследовательские
биологические, химические и физические
лаборатории, на улицы и в парки родного города, в
географические экспедиции по изучению местной
фауны и флоры – в мир природы.
Научно-исследовательская деятельность учащихся
создает в учебном заведении новую
образовательную среду, является важнейшим
фактором развития лицея как инновационного
учебного заведения нового типа.

Цель научно-исследовательской деятельности –
влияние достижений педагогической науки,
инновационной деятельности на творческое
развитие личности. В лицее формируется новое
педагогическое общение, творческое
сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное
совершенствование субъект — субъектных
отношений, атмосфера духовной близости и
сотворчества.

Сложилась определенная система работы в
течение года. В сентябре и октябре месяце
предлагаю учащимся списки тем, по которым можно
осуществлять поиск. Лицеист имеет право выбора
руководителя и выбора темы. После обсуждения с
руководителем плана исследования тема
окончательно определяется и в ноябре
утверждается на заседании творческой
мастерской. Темы исследовательских проектов
выбирают в основном интегрированные,
междисциплинарные. Анализ тем научно-поисковых
работ лицеистов показывает, что они самые
разнообразные и служат общей цели обучения в
лицее: воспитанию интеллектуально и
эмоционально развитой личности, исповедующей
здоровый образ жизни и способных к
самоопределению на основе гуманистических
установок.

Анализируя учебно-исследовательскую
деятельность учащихся видно, что приобщение
детей к научной работе в условиях лицея сразу
решает несколько важных педагогических проблем:

  1. стимулирование интеллектуальной активности
    лицеистов;
  2. приобщение учащихся к самостоятельной
    творческой деятельности;
  3. развитие творческого потенциала личности;
  4. подготовка к вузовскому образованию;
  5. развитие познавательного интереса учащихся
    младших классов;
  6. реализация потребности в самоутверждении
    личности.



Следующий: