Организация личностно-ориентированного обучения в школе

Организация
личностно-ориентированного обучения в школе

Николаева И.В.

педагог-психолог высшей категории

Вострякова С.А.

учитель русского языка и литературы

высшей категории

г. Саров, Нижегородская область

В качестве принципиального основания
инновационного развития современного
образования можно говорить об образовании как
социально-культурном и здоровьесберегающем
ресурсе, обеспечивающем защиту детства,
сохранение и развитие генофонда нации.

Это не означает, что главная задача образования
– качество образования – отменяется или
подменяется. Эта задача по-прежнему сохраняется
в качестве приоритетной, но приобретает новый
статус и требует новых форм взаимодействия
образования, государства и общества. При ее
решении необходимо, в первую очередь, учитывать
социальные, индивидуальные, личностные,
возрастные факторы жизни ребенка.

В настоящее время остро ощущается разрыв между
существующей системой образования и
требованиями, которые предъявляет человеку
современной общество. ЗУНы по отдельным учебным
дисциплинам превращаются в самостоятельные
смыслы, слабо связанные с реальными требованиями
жизни. Это делает процесс обучения трудным,
неинтересным и в итоге бессмысленным для детей.
Из процесса обучения оказываются изъятыми
существенные в образовательном отношении
моменты мотивации, творческой активности. Учеба
в таких условиях становится “затратным делом”
со многих позиций, но в первую очередь с
психологической и физиологической точек зрения.
Хорошо учиться в такой ситуации может только
здоровый школьник с исходно высоким интеллектом.

Сущность образования включает такие
составляющие, как:

  • Освоение содержания знаний о природе, обществе,
    мышлении, способах деятельности,
  • Овладение системой интеллектуальных и
    практических навыков и умений,
  • Освоение опыта творческой деятельности,
  • Овладение опытом эмоционально-волевого
    отношения к миру, другим людям, которые дают
    возможность личности самосовершенствоваться.

К сожалению, две последние составляющие
остаются практически нереализованными в
традиционном обучении.

В современной педагогической науке происходит
гуманизация образовательной среды и наблюдается
переход от информационной модели обучения к
деятельностной и личностной. Такая модель
обучения требует новых форм организации
учебного процесса и педагогических технологий.

В последние годы образовательное пространство
стремительно завоевывает
личностно-ориентированное развивающее обучение.
Развивающим является то обучение, которое
соответствует индивидуальности ребенка, его
потенциальным возможностям в приобретении
знаний. Популярность личностно-ориентированного
подхода в обучении обусловлена рядом
объективных обстоятельств:

  1. Во-первых, динамичное развитие российского
    общества требует формирования в человеке не
    столько типичного, сколько ярко индивидуального,
    позволяющего ребенку стать и оставаться самим
    собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в
    мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а
    это требует от педагогов применения новых
    подходов и методов во взаимодействии с
    учащимися.
  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в
    гуманизации отношений детей и взрослых.

Идеи и принципы, психолого-педагогические
основы личностно-ориентированного обучения,
модель которого создана доктором
психологических наук И.С. Якиманской — наиболее
привлекательны для решения задач развития
личности учащегося, раскрытия их
индивидуальности через учение. И. С. Якиманская –
доктор психологических наук, профессор,
действительный член Международной
педагогической академии и Нью-Йоркской академии
наук, руководитель отдела “Проектирование
личностно-ориентированного образования в
средней школе” Института педагогических
инноваций РАО.

Согласно концепции личностно-ориентированного
обучения, каждый ученик – индивидуальность,
активно действующий субъект образовательного
пространства, со своими особенностями,
ценностями, отношением к окружающему миру,
субъектным опытом. В условиях
личностно-ориентированного подхода каждый
ученик для учителя предстает как уникальное
явление. Учитель помогает каждому ученику
реализовать свой потенциал, достичь своих
учебных целей и развить личностные смыслы
обучения.

Модель личностно-ориентированного обучения
отвечает принципам природосообразности,
культуросообразности,
индивидуально-личностного подхода, а так же
реализует принципы гуманитарного образования,
которое способствует развитию образного
восприятия и творческого мышления, формированию
эмоционально-личностного отношения к обучению.

В основе модели личностно-ориентированного
образования – научная психолого-педагогическая
концепция, поэтому в ходе ее реализации
необходимо психолого-педагогическое
сопровождение, участие, помощь и поддержка
психолога. Взаимодействие психолога и педагога
при освоении личностно-ориентированной
технологии обучения способствует реализации
одного из Приоритетных направлений развития
образовательных систем Российской Федерации -
внедрения новых развивающих технологий
обучения.

Наиболее значимые принципы
личностно-ориентированного урока:

  • Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания
является важным условием, способствующим
пониманию и введению нового знания. Понимание в
целом тесно связано с личным опытом субъекта и
осуществляется на базе прошлого опыта, знаний,
правил и других знаний (о своих возможностях,
факторах понимания и т.п.). Понимание является
основным компонентом процесса учения.

  • Вариативность заданий, предоставление ребенку
    свободы выбора при их выполнении и решении задач,
    использование наиболее значимых для него
    способов проработки учебного материала.
  • Накопление знаний, умений и навыков не в
    качестве самоцели (конечного результата), а
    важного средства реализации детского
    творчества.
  • Обеспечение на уроке личностно значимого
    эмоционального контакта учителя и учеников на
    основе сотрудничества, сотворчества, мотивации
    достижения успеха через анализ не только
    результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов информационная
база урока становится подлинно развивающей.

Главное, на что работает учитель в
личностно-ориентированном образовательном
пространстве – организация “событийной
общности” с учеником, помощь ему в освоении
позиции субъекта собственной жизнедеятельности.
Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную
позицию в учебном процессе и открыть себя как
носителя активного преобразующего начала.

Учитель, работающий в
личностно-ориентированной школе, вступает в
новую для себя профессиональную позицию – быть
одновременно и предметником, и психологом. Роль
педагога заключается в умении профессионально
использовать данные о ребенке в учебном
процессе, создании разносторонней
образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому
ребенку возможность проявить себя. Учитель
выступает не столько в качестве транслятора
знаний, сколько как организатор и координатор
учебной деятельности. Сначала такая перестройка
профессионального сознания повышает у педагога
чувство тревожности, вызывает большие трудности,
так как необходимо не только повышать свой
методический уровень, но и разрабатывать
принципиально иные конспекты уроков, их
дидактическое обеспечение. Взаимодействие
учителя с педагогом-психологом при овладении
личностно-ориентированной технологией является
ключевым моментом и устраняет многие проблемы
обучения.

Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к
изучаемому предмету, у них разные способности, не
каждый может проявить собственное “Я”.

Какие критерии личностно-ориентированного
урока делают его эффективным и способствуют
повышению качества образования?

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и
    порядка организации учебной деятельности
    (наличие плана).

План помогает четко, ясно и логично излагать
содержание материала. Ученик на каждом этапе
урока активен, вовлечен в реальные
взаимодействия, осознанно относится к материалу
урока.

  • Создание положительного эмоционального
    настроя на работу у всех ребят в ходе урока.
    Серьезное внимание уделено развитию
    мотивационной сферы, образовательный процесс
    обогащен позитивными эмоциями.
  • Использование субъектного опыта учеников.

Актуализация субъектного опыта учащихся
способствует установлению связей прошлого опыта
и нового знания.

  • Создание условий для проявления познавательной
    активности учащихся и достижения успеха каждым
    учеником.
  • Повышение степени самостоятельности в учебной
    деятельности, реализация стратегии
    сотрудничества, сочетание фронтальной работы с
    классом с групповыми формами деятельности.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого
    ученика в работе класса.
  • Применение на уроке специально разработанного
    дидактического материала, использование
    разноуровневых заданий, позволяющих ученику
    самому выбирать вид и форму материала (словесную,
    графическую, условно-символическую).
  • Ориентация деятельности учащихся на развитие
    интеллектуальных умений, на формирование
    учебной деятельности (а не на передачу учебной
    информации), освоение компонентов учебной
    деятельности (учебной задачи, учебных действий,
    самоконтроля, самооценки).
  • Обсуждение в конце урока не только того, что
    нового узнали, но и того, что понравилось (не
    понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить
    еще раз, что сделать по-другому.
  • Оценка определяется по ряду параметров, по
    конечному результату, пути его достижения,
    самостоятельности, оригинальности.

Ценность применения уровневых заданий
заключается в том, что:

  1. Предложение выбора задания способствует
    созданию для ученика ситуации успеха.
  2. Овладение уровневым подходом дает возможность
    учителю осуществлять диагностику и следить за
    динамикой интеллектуального развития учащихся.
  3. Учет индивидуальных особенностей учеников
    позволяет педагогу составлять задания таким
    образом, чтобы способствовать реализации
    возможностей каждого ребенка в рамках
    личностно-ориентированного обучения.
  4. Применение уровневых заданий наиболее
    эффективно только вместе с другими вариантами
    письменной и устной проверки знаний, умений и
    навыков учащихся.
  5. Такие задания должны использоваться
    систематически, так как только лишь в этом случае
    их внедрение будет способствовать достижению
    хороших результатов.

Ученики в классах, где реализуется
личностно-ориентированный подход в обучении,
характеризуются устойчивым интересом к
предмету, умеют осознанно планировать свою
деятельность, цели деятельности ставят
самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень
познавательной мотивации и активности,
позитивную самооценку, проявляют интерес к
учебному материалу.

В результате совместной работы
педагога-психолога и учителя в
личностно-ориентированной школе отмечаются
следующие позитивные изменения:

  • Осуществление личностно-ориентированного
    обучения обеспечивает повышение качества
    образования.
  • Эффективное педагогическое общение
    обеспечивает благоприятную эмоциональную
    атмосферу, что является предпосылкой для
    развития мотивации достижения и творческого
    характера учебной деятельности.
  • Педагог осуществляют индивидуальный подход к
    детям, подбирая учебный материал исходя из его
    развивающих возможностей.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об
    уровне и динамике усвоения знаний учащихся и их
    личностном развитии, отследить результативность
    своего труда.

В процессе личностно-ориентированного
обучения реализуется в полной мере сущность
образования: учащиеся осваивают содержание
знаний, овладевают системой интеллектуальных и
практических навыков и умений, осваивают опыт
творческой деятельности и овладевают опытом
эмоционально-волевого отношения к миру, к другим
людям.

Урок русского языка в 6 классе по теме: “Имя
прилагательное. Повторение изученного в V
классе” учителя русского языка и литературы
Востряковой Светланы Алексеевны.

Рецензия на урок по теме “Имя прилагательное.
Повторение изученного в V классе”.

Урок имеет личностно ориентированную
направленность, подготовлен для решения задач
личностного развития учащихся, обеспечивает их
продвижение в развитии и усвоении знаний.

Реализованы основные замыслы личностно
ориентированного урока:

  • На уроке происходит обучение целеполаганию и
    планированию собственной деятельности,
  • Серьёзное внимание уделено развитию
    мотивационной сферы, образовательный процесс
    обогащен позитивными эмоциями,
  • Созданы условия для проявления познавательной
    активности учащихся,
  • Применяются разнообразные формы и методы
    организации учебной деятельности,
  • Деятельность учащихся ориентирована на
    развитие интеллектуальных умений, на
    формирование учебной деятельности (а не на
    передачу учебной информации), освоение
    компонентов учебной деятельности (учебная
    задача, учебные действия, самоконтроль,
    самооценка),
  • Повышена степень самостоятельности в учебной
    деятельности, реализованы стратегии
    сотрудничества, сочетаются фронтальная работа с
    классом с групповыми формами деятельности,
  • Используется дидактический материал,
    позволяющий учащимся выбирать наиболее значимые
    виды и формы учебного материала,
  • Создана атмосфера заинтересованности каждого
    ученика в работе класса,
  • На уроке созданы условия для достижения успеха
    каждым учеником.

Урок отвечает принципам природосообразности,
культуросообразности,
индивидуально-личностного подхода.

Урок по теме “Имя прилагательное. Повторение
изученного в V классе” является одним из серии
уроков личностно — ориентированной
направленности (технология Ираиды Сергеевны
Якиманской, доктора психологических наук),
проведенных Востряковой С. А. в 2005 – 2007 гг. в
рамках аттестации на первую и высшую
квалификационную категорию при взаимодействии с
педагогом-психологом высшей категории
Николаевой Ириной Владиславовной.

Урок проведен 30 января 2007 года, соответствует
требованиям на высшую категорию.

1. Цели урока. (Приложение 1)

2. Дидактаческий атериал. (Приложение
2)

3. Самоанализ урока ( Приложение 3)

4. План урока. (Таблица)

5. Презинтация «Организация
Личностно-Ориентированного обучения в школе» (Приложение 4)

Cписок литературы.

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в
    образовании. СПб: Союз, 2002.
  2. Личностно-ориентированный подход в работе
    педагога: разработка и использование / Под ред.
    Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
  3. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические
    основы организации личностно ориентированного
    урока. // Завуч. Управление современной школой. №2,
    2006.
  4. Митина Л.М. Психология профессионального
    развития учителя. — М.: Флинта: Московский
    психолого-социальный институт, 1998.
  5. Николаева И.В. Организация взаимодействия
    психолога с субъектами образовательного
    пространства в процессе
    психолого-педагогического сопровождения / И. В.
    Николаева // Психология образования:
    профессионализм и культура: материалы
    региональной научно-практической конференции /
    М-во образования и науки Нижегородской обл., НИРО,
    НГПУ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный
    центр, 2005.
  6. Николаева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия
    психолога и педагога в системе
    психолого-педагогического сопровождения / И. В.
    Николаева // Психология образования:
    культурно-исторические и социально-правовые
    аспекты / Материалы 3 национальной
    научно-практической конференции / Москва 2006.
  7. Николаева И.В. Взаимодействие психолога и
    педагога как условие обеспечения
    психологической безопасности образовательной
    среды / Николаева И.В. // Право на детство:
    профилактика насилия над детьми / Материалы
    Международной научно-практической конференции /
    Нижний Новгород, Россия Октябрь, 9-11, 2007.
  8. И.В. Николаева, С.А. Вострякова К актуальности
    организации личностно-ориентированного
    обучения в контексте решения задач повышения
    качества образования / И.В. Николаева, С.А.
    Вострякова // Международному движению “Красивая
    школа” — 10 лет: материалы международной
    научно-практической конференции, Н. Новгород, 7-9
    ноября 2007 года. / Н. Новгород: Деловая полиграфия,
    2007.
  9. Николаева И.В. Взаимодействие
    педагога-психолога и учителя в
    личностно-ориентированной школе как условие
    создания безопасной образовательной среды /
    Николаева И.В. // “Психология образования:
    подготовка кадров и психологическое
    просвещение” (Москва, 13-15 декабря 2007 г.):
    Материалы 4 Национальной научно-практической
    конференции. – М.: Общероссийская общественная
    организация “Федерация психологов образования
    России”, 2007.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные
    технологии. – М., 1998.
  11. Хуторской А.В. Методика
    личностно-ориентированного обучения. Как
    обучать всех по-разному? — М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
    образование в современной школе. М.,1996.
  13. Якиманская И.С. Технология
    личностно-ориентированного обучения в
    современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

Следующий: