Организация лексической работы с учениками-билингвами

Если в мире есть вещи, достойные
названия «чуда», то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский

Лексическая работа по русскому языку с
учениками — билингвами способствует
сознательному и прочному усвоению материала
школьной программы.

Под усвоением лексических единиц обычно
понимается, с одной стороны, сохранение слов в
памяти учащихся в состоянии готовности и, с
другой, — умение свободно и гибко пользоваться
ими в продуктивной речевой деятельности.

Степень качества понимания и глубина усвоения
изучаемой лексики во многом зависят именно от
выбора того или иного способа семантизации,
наиболее рационального, эффективного в каждом
конкретном случае. А это представляется
возможным при строгом учете следующих факторов,
играющих существенную роль в восприятии и
усвоении школьниками предъявляемого материала
неродного языка.

  • Во-первых, это возрастные особенности учеников,
    непосредственно влияющие на организацию
    процесса обучения. Например, раскрытие значения
    иноязычных лексем с помощью предметной
    наглядности, успешно применяемое на начальном
    этапе обучения, в дальнейшем уступает по
    эффективности таким более сложным приемам
    семантизации как синонимия и антонимия, догадка
    по контексту, словообразовательный анализ и др.,
    активизирующим и развивающим мыслительную
    деятельность школьников.
  • Во-вторых, это ступень обучения, имеющийся у
    учеников опыт в изучаемом языке. Если на
    начальном этапе он минимален и возможности
    использования сементизации в значительной мере
    ограничены объемом знаний учащихся, то в
    последующие годы именно их использование
    приобретает систематический характер.
  • В-третьих, большое влияние на выбор эффективных
    приемов семантизации оказывает характер
    предлагаемого для усвоения материала, его
    трудности для учащихся в связи с действием
    внешней лексико-семантической интерференции.

Семантизация предлагаемых для усвоения единиц
лексики представляет собой лишь первый шаг к
овладению ими. После объяснения новых для
учащихся слов должно следовать их закрепление,
которое достигает путем выполнения лексических
упражнений.

Цели и задачи:

1. Корректировка и развитие навыков
произношения и интонирования речи;

2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания
и письма;

3. Освоение лексики, обеспечивающей общение в
рамках обозначенных тем, овладение лексикой
основных предметов.

Этапы работы:

1. Работа над произношением, интонацией,
техникой чтения
.

Упражнения с использованием языковых игр,
заучивание небольших стихотворных фрагментов,
скороговорок, считалок, поговорок и пословиц,
устные ответы на вопросы, пересказ текста.

2. Говорение и слушание (формирование
навыков правильного говорения)

3. Чтение:

  • учащийся должен прочитать и выполнить
    сформулированное задание;
  • изучающее чтение (скорость чтения не ниже
    40-45 слов/мин. Количество воспроизведенной
    информации — 80-90%);
  • ознакомительное чтение (текст читается про
    себя со словарем. Скорость чтения — не ниже 70-100
    слов/мин. Количество воспринимаемой информации -
    не менее 70%)

4. Аудирование (текст объемом 150-200 слов;
пересказ с опорой на вопросы);

5. Говорение:

  • учащийся должен уметь вести диалог-расспрос
    с целью получения информации по заданной теме;
  • учащийся должен устно воспроизводить
    прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения
    (пересказ) с опорой на вербальные средства (схемы,
    таблицы, тематическая картинка);
  • учащийся должен уметь строить и продуцировать
    самостоятельное монологическое высказывание на
    определенную тему с опорой на вербальные и
    невербальные средства.

6. Письмо:

  • записывать под диктовку отдельные слова,
    словосочетания, тексты (диктант).
  • составлять в письменной форме план
    прочитанного или прослушанного текста;
  • излагать в письменном виде полученную в
    письменной или устной форме информацию (изложение);
  • уметь составлять самостоятельно тексты
    описательного и повествовательного характера (сочинение).

Система упражнений для детей с неродным
русским языком.

1. Выписать из словаря слова на одну из тем,
например, «труд — верстак, долото, инструмент,
металл, стамеска:

2. Выборочные диктанты. Из предложений
выписать словарные слова:

«Врач выписал больному рецепт. Лекарство
получают в аптеке. Паспорт является документом
для каждого гражданина.

3. Составляем вопросы, ответом на которое
является словарное слово. (как называются
засушенные растения? — гербарий)

4. Даем предложения, в которых нужно
дописать слова по смыслу:

У ученика красивый : (подчерк). Поезд подошел к
:(платформе).

5. Собери слоги: ти, сан, метр (сантиметр),
си, ве, пед, ло (велосипед).

6. Найди выпавшие гласные: к_ нст _т _ ц _
(конституция), _ск_ ств_

(искусство)

7.Объясните значения слов, подобрав к ним
близкие по смыслу слова (разбить сад — разбить
чашку)

8. Найдите как можно больше значений слов
(например, фигура в геометрии, положение в
движении, скульптурное изображение, в шахматах)

9. Подберите как можно больше слов, сходных
по смыслу (например, жестокий — бессердечный,
безжалостный, беспощадный)

10. Вставьте на место пропусков недостающие
слова
(несмотря на :час на улице много народу;
как вчера, так и :стоит теплая погода.)

11. Дополните словосочетания, угадав
недостающие слова (лебяжий :(пух), задорный
:(смех), лютый : (мороз).

12. Лексическое значение какого слова
сформулировано неправильно?

Адекватный — вполне соответствующий чему — либо,
совпадающий.

Закоснелый — утративший подвижность, гибкость,
устарелый, отсталый.

Криминальный — относящийся к преступлению,
уголовный.

Сентиментальный — тщательный до мелочей,
точный.

13. Найди соответствие между словом и его
лексическим значением:


Акваланг Открытый искусственный водоем,
специально сооруженный для плавания, купания.
Аквариум Сплетение в виде цепи цветы и зелень, а
также орнамент такой формы.
Акварель Устройство для дыхания человека под
водой.
Бассейн Искусственный водоем или стеклянный
ящик с водой для содержания рыб или растений.
Галерея Клеевые краски, разводимые в воде.
Гимнастика Узкое крытое помещение, соединяющее
части здания, также длинный балкон вдоль здания.
Гирлянда Совокупность упражнений для
физического развития организма.

14. Найдите синонимы к слову подарок, (презент,
сувенир) и др.

15. Какой темой объединены слова? (памятник,
обелиск, постамент, пьедестал, стела, мемориал,
монумент)

Последовательность заданий позволяет овладеть
лексическим материалом, формирует речевые
умения и развивает навыки свободного
пользования усвоенной лексикой в речи.

Следующий: