Организация клубной деятельности одаренных учащихся по биологии из опыта работы

Специалисты по работе с одаренными
детьми давно заметили, что чаще всего такие дети
вырастают в определенных условиях. Большое
значение имеет атмосфера, система ценностей той
среды, в которой растет и обучается одаренный
ребенок. При создании необходимых условий у
большинства детей возможно развить ту или
иную одаренность. В этом случае организация
деятельности сводится не столько к работе с
отдельными способными учащимися, сколько к
созданию в образовательном учреждении системы
условий, в которых проявятся и разовьются
компетенции всей группы учащихся.

В Лицее-интернате №2 Московского
района г. Казани сообщества одаренных учащихся и
их наставники объединены в постоянно
действующие олимпиадные клубы (исторический,
биологический, английский и информатики), каждый
из которых ежегодно подготавливает победителей
и призеров предметных олимпиад всех уровней.

Основные принципы организации работы
олимпиадного клуба:

1. Непрерывность и регулярность


проведения занятий в течение всего календарного
года. Для нашего лицея одной из важнейших форм
работы с одаренными учащимися стали так
называемые “профильные смены”
(учебно-тренировочные курсы в каникулярное время
для учащихся, готовящихся к предметным
олимпиадам и ЕГЭ), которые органически связаны с
занятиями в системе дополнительного профильного
образования в течение всего учебного года.

Олимпиады различного уровня и другие
конкурсные мероприятия по предмету
круглогодично мобилизуют учеников и их
наставников. Процесс подготовки к ним включает
проработку различных информационных источников,
подготовку исследовательских проектов, прежде
всего, в электронном виде, отрабатывание навыков
научной дискуссии, “прорешивание” заданий
предыдущих олимпиад, причем, моделируется
ситуация дефицита времени, совместно с учениками
анализируется их деятельность, планируются
этапы дальнейшей групповой и индивидуальной
подготовки. Одиннадцатиклассникам
рекомендуется участие в интернет-олимпиадах
престижных вузов (МГУ, КФУ, КГМУ и др.).

2. Отбор участников

в соответствии с
уровнем сформированности предметных
компетенций и результативностью на
внутришкольных, муниципальных, республиканских
олимпиадах. Ведется постоянный мониторинг
знаний, умений и навыков учащихся.

3. Социальное партнерство

. Большое
значение имеет соревновательность между
учениками. Однако со временем они перестают
видеть друг в друге конкурентов, осознанно
становятся партнёрами. Участвуя в работе клуба,
ребята приобретают бесценный опыт командной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и
корпоративной культуры. Они становятся
незаменимыми помощниками учителя-предметника.

Кроме этого, клаберы имеют возможность
реализации своего познавательного интереса;
желания: “быть лидером”; быть членом успешной
команды (которая является лучшей в Московском
районе, а район – лучшим в Татарстане); поступить
в вузы без экзаменов по результатам олимпиад,
утолить свои патриотические чувства
(представлять родное образовательное учреждение
лицей – интернат №2; город, Республику
Татарстан).

4. Преемственность.

При
комплектовании учебной группы целесообразна
разновозрастность учащихся (8, 9, 10, 11 классов).

Приоритетными являются
самообразование клаберов и конструктивное
взаимодействие их друг с другом. В этом случае,
для старших открывается возможность проявить
себя в роли наставников, тьюторов, консультантов.
Для младших же участие в работе клуба это
приобретение разностороннего опыта, и лучшая
мотивация к “погружению” в предмет.
Занимающиеся в биологическом клубе неизбежно
становятся отличниками биологического
образования в своих классах. Не менее значимым в
работе клуба является участие “ветеранов
олимпиадного движения” (по выражению самих
ребят) в организации и проведения занятий в
качестве экспертов. Речь идет о выпускниках
клуба, которые сегодня являются студентами.

Таким образом, создается та самая
конструктивно-интеллектуальная среда, в
которой ребята становятся фактором развития
(образования и воспитания друг друга).

5. Сотрудничество с ВУЗами и другими
образовательными учреждениями.

Приглашение
специалистов высшей школы для проведения
занятий (“мастер-классов”, экскурсий, дискуссий
и др.) позволяет углубить теоретическую и
практическую подготовку учащихся, увидеть
пробелы в знаниях и определить их новую
образовательную траекторию.

Лицей-интернат №2 совместно с
Городским центром творческого развития и
гуманитарного образования г. Казани планирует
проведение городского турнира юных биологов для
команд школьников учебных заведений, показавших
наиболее высокие результаты на предметной
олимпиаде по биологии.

6. Сотрудничество с родителями
одаренных учащихся

для нас является
приоритетом, поскольку именно родители являются
социальными заказчиками нашей клубной
деятельности. Практика показала, что наиболее
устойчивые высокие результаты достигаются при
самом активном участии семьи в личностном
развитии учащегося, в формировании и развитии
мотивации к познавательной деятельности.

7.

Разнообразие форм учебной
деятельности
, которые позволяют отработать
такие учебные цели как понимание, применение,
анализ, синтез, обобщение, экспертиза. У
одаренных детей отчетливо выражена
исследовательская потребность. Их отличает
необычайная целеустремленность, способность к
длительной концентрации внимания. Исходя из
этого, мы отказались от классических лекционных
занятий, как неэффективных. Изложение учебного
материала (преподавателем, либо клабером)
проходит в активной форме, с применением
элементов эвристической беседы, сравнительного
анализа, поисковой деятельности (нахождение
причинно-следственных связей), практических
работ. Активные и интерактивные формы работы
тесно взаимосвязаны: “Биологические бои”
(авторская разработка) и турниры, а также работа с
различными источниками информации, перевод
информации из одной знаковой системы в другую
помогают актуализировать знания и построить
понимание темы при подготовке исследовательских
проектов.

Разнообразие применяемых нами форм
учебной деятельности способствует развитию
ключевых компетенций учащихся.

Например: 1) эвристическая беседа
биолого-познавательных, мировоззренческих; 2) биологические
бои и турниры
– биолого-познавательных,
коммуникативных, мировоззренческих; 3) подготовка
исследовательских проектов
– информационных,
мировоззренческих; 4) работа с информацией в
различных знаковых системах
– информационных,
биолого-познавательных.

Одной из важнейших форм деятельности
является составление и решение олимпиадных
заданий, что в свою очередь, обеспечивает
эффективность подготовки призёров и победителей
предметных олимпиад всех уровней, отличную сдачу
Единого государственного экзамена и успешное
обучение в престижном вузе.

8. Использование информационных
технологий. Эффективная работа клуба
невозможна без разнообразных образовательных
ресурсов, требующих постоянного обновления и
пополнения. Сегодня это учебные пособия,
справочная литература, интерактивные задания и
олимпиадные вопросы, материалы ЕГЭ, в том числе, и
на электронных носителях. В соответствии с
требованиями всероссийских олимпиад, нами
используются не только школьные, но и вузовские
учебники, справочники и др. При этом важно
осуществлять своевременную ротацию учебной
литературы, особенно во время школьных каникул, и
учитывать возраст и степень подготовленности
клабера. Безусловно, не все учащиеся могут быть
успешны в предметных олимпиадах различного
уровня, некоторые из них ориентированы только на
подготовку к ЕГЭ. Такие ребята получают доступ к
ресурсам клуба: учебная и справочная литература,
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), а сами
клаберы являются тьюторами на занятиях этих,
своего рода, подготовительных групп.

9. Профессиональный рост

и конкурентоспособность
учителя-руководителя клуба. Успешных
учеников может подготовить только успешный
учитель, который постоянно стремится к повышению
своего профессионального уровня. Иначе говоря,
важное средство мотивации учеников – личность
учителя, его мастерство, профессионализм,
человеческие качества, увлеченность своим
предметом, понимание интересов учащихся. Мне, как
руководителю биологического клуба, это
послужило дополнительным стимулом для участия и
победы в конкурсах ПНПО 2008 и 2010 гг.

За последние шесть лет представители
Биологического клуба лицея 31 раз становились
призёрами и победителями регионального этапа и 20
раз победителями и призёрами Заключительного
этапа Всероссийских олимпиад школьников по
биологии и экологии. Это заслуга не только
руководителя клуба, но и всего коллектива,
администрации лицея. В нынешнее непростое время
изыскиваются средства для улучшения
материально-технической базы клуба,
материального и морального поощрения
наставников и наиболее успешных клаберов,
создаются индивидуальные образовательные
траектории для олимпиадников республиканского и
федерального уровня. В лицее создана особая
психологическая атмосфера доброжелательности,
что совершенно необходимо для такой тяжелой, но
интересной работы как подготовка школьников к
участию в предметных олимпиадах.

В заключении хотелось бы сказать, что
работа с одаренными подростками вообще и
деятельность олимпиадного клуба в частности
предъявляет ко всем участникам процесса высокие
требования, поэтому необходимо постоянно
совершенствовать систему работы с талантливыми
учащимися, создавая для них особое развивающее
пространство.

Следующий: