Организация исследовательской работы учащихся

В настоящее время научно-исследовательская
работа учащихся становится актуальной
деятельностью учебного процесса. При правильной
организации исследовательской работы у учащихся
развиваются аналитические способности,
потребность в творческой деятельности,
расширяется кругозор.

Творческий учитель старается, чтобы каждый его
урок, внеклассное мероприятие проводились на
высоком уровне. Для этого он много читает,
работает с научной, методической литературой.
Накопленный материал используется в проведении
уроков, различных проектов, здесь учитываются
индивидуальные способности и уровни знаний
учащихся. Обобщая свой опыт преподавания,
учитель пишет доклады, участвует в
педагогических чтениях, помогает учащимся
заниматься научно-исследовательской работой.

В первые годы работы в школе я участвовала в
районных педчтениях с докладом “Использование
элементов страноведения как один из путей
интенсификации учебного процесса”. В те годы
интерес учащихся к иностранным языкам был
низким. Передо мной стоял вопрос как их
заинтересовать своим предметом. Я сделала анализ
учебников и заметила, что внимание мало
акцентируется на страноведческие материалы. На
уроках стала вводить дополнительный
страноведческий материал из журналов
“Иностранные языки в школе”, “Малая мозаика” и
т.д. Уроки для учащихся стали намного интереснее.
О своем опыте поделилась с коллегами на
педчтениях. Доклад был поощрен районным,
республиканским жюри педчтений. Успех
способствовал рождению интереса к
исследовательской работе.

Далее были написаны следующие доклады:

  1. “Использование страноведческого материала на
    нестандартных уроках французского языка”.
  2. “Пути эффективности уроков истории в 5-8
    классах”.
  3. “Проведение урока истории с применением
    интегративного метода якутской национальной
    культуры”.
  4. “Запевалы якутского национального танца
    осуокай села Кэптэни Усть-Алданского улуса”.
  5. “Величать якута как достойного представителя
    древнего народа”.
  6. “Пить и кушать” (о французских блюдах).
  7. “Обучение иностранному языку в Мюрюнской
    юношеской гимназии им. В.В.Алексеева”.
  8. “Основы формирования морального облика юношей
    саха на традициях народной педагогики Якутии”.

Обобщив опыт работы в докладах, пришла к таким
выводам:

-учитель собирает, анализирует много
материалов из методической и научной литературы;
-методика учителя приближается к науке, лексика
обогащается научными терминами;
-развиваются деловые качества учителя, его
кругозор;
-доклады педчтений могут использоваться как
дополнительные материалы на уроках;
-повышается методическая культура учителя;
-доклады могут использоваться в
исследовательских работах учащихся как
дополнительный материал;
-у учителя развивается уровень действенности
теоретических знаний, расширяется
методологический компонент;
-учитель получает эмоциональное удовлетворение
от исследовательской деятельности;
-развивается сотрудничество со школьниками в
области научно-исследовательской деятельности;

Ранее накопленный опыт использовала в
организации исследовательской деятельности
юношей. Этот вид деятельности является условием
самостоятельного, творческого развития
гимназистов. На основе опыта руководства
исследовательской деятельностью гимназистов
отработаны этапы организации:

-выбор темы будущего научного исследования;
-совместное составление плана исследования;
-работа с литературой и терминологией;
-организация консультаций;
-выдвижение рабочей гипотезы и анализа
результатов исследования;
-обучение письменному оформлению результатов
научно-исследовательской работы;
-разработка ориентирующей методической
литературы;
-привитие навыка публичной защиты исследования;

Сотрудничество учителя и учащихся по
формированию умений вести исследования приводит
к успехам. В 1995 году учащиеся 6-го класса Кузьмин
Ариан (тема доклада “Народная мастерица
Черноградская М.М.”), Мигалкин Ньургун
(“Косторез Аммосов Т.В.”) впервые участвовали в
республиканской научно-практической
конференции “Молодежь и наука” в г.Якутске и
стали лауреатами. По итогам олимпиад и конкурсов
по французскому языку учащиеся проходили
языковые стажировки в школе “Ecole des Roches” во
Франции. Супер-финалист Кривошапкин Дима после
поездки работал по теме “Le comparaison des plats yakoutes et
francais” и стал лауреатом региональной НПК “Шаг в
будущее” в с.Чурапча (1999). Так же успешно
выступили следующие учащиеся:

  • 1999г.—Кузьмин Ариан (9
    класс)—“П.А.Афанасьев-Бетуруусэ—предок
    Суурдээх Дупсун”—лауреат улусной, региональной,
    республиканской и Всероссийской НПК “Шаг в
    будущее”.
  • 1999г.—Макеев Владик (8 класс)—“Озеро Мюрю в
    преданиях народа”—призер улусной, региональной
    НПК “Шаг в будущее”.
  • 2000г.—Борисов Саша (9 класс)—“Моя
    республика”—грамота УУО в конференции,
    посвященной 10-летию Суверенитета Республики
    Саха (Якутия).
  • 2001г.—Кузьмин Ариан (11
    класс)—“Афанасьевы—родоначальники
    Дюпсюнского улуса”—лауреат улусной,
    региональной, республиканской НПК “Шаг в
    будущее”.
  • 2002г.—Данилов Кирик (9 класс)—“Интеграция
    орнаментов якутской женской одежды с
    орнаментами северных народов Якутии”—лауреат
    улусной, региональной, республиканской НПК “Шаг
    в будущее”.
  • 2004г.—Аммосов Олег (7
    класс)—“Спасо-Преображенская церковь города
    Зашиверска—незабываемый памятник
    народа”—лауреат Малой Арктической Академии,
    с.Октемцы, Хангаласского улуса.
  • 2005г.—Аммосов Олег (8 класс)—“Деревянные
    строения Ленского историко-архитектурного музея
    имени Суоруна Омоллоона”—лауреат Малой
    Арктической Академии, с.Октемцы Хангаласского
    улуса.
  • 2005г.—Аммосов Олег (8 класс)—“Деревянные
    строения Ленского историко-архитектурного музея
    имени Суоруна Омоллоона”—призер
    республиканской конференции юных
    исследователей краеведения в г.Якутске.
  • 2006г.—Алексеев Ваня (9 класс)—“Развитие
    нефтегазового комплекса Республики Саха
    (Якутия)”. Разработчик пособия по географии для
    школьников. Малая Арктическая Академия,
    с.Октемцы Хангаласского улуса.
  • 2006г.—Алексеев Ваня (9 класс)—“Социальные и
    экологические аспекты расширения
    трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий
    Океан”—лауреат улусной, региональной НПК “Шаг в
    будущее”.
  • 2007г.—Алексеев Ваня (9 класс)—“Социальные и
    экологические аспекты расширения
    трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий
    Океан”—обладатель номинаций: “Лучшая
    эколого-просветительская работа”, “Активная
    гражданская позиция и умение ее отстаивать” в ХIV
    Всероссийских юношеских чтениях
    им.В.И.Вернадского в г.Москве.
  • 2007г.—Копырин Миша (9 класс)—“Эффективность
    использования песчано-гравийной смеси
    месторождения Тиит-Арыы в строительстве и
    эксплуатации автомобильных дорог
    Усть-Алданского улуса Республики Саха
    (Якутия)”—занял 2-е места в улусной, региональной,
    республиканской конференции “Шаг в будущее”,
    обладатель номинации “Самый эффективный способ
    решения проблемы” в региональной НПК, занял 1-е
    место по защите своей работы на французском
    языке в республиканской НПК.
  • 2007г.—Копырин Миша (10 класс)—“Обеспечение
    надежности автомобильных дорог в условиях
    Крайнего Севера (на примере Усть-Алданского
    улуса Республики Саха (Якутия)”—лауреат улусной,
    региональной НПК “Шаг в будущее”.

В результате проделанной работы можно сделать
следующие выводы:

1. Исследовательская деятельность помогает
учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать
учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что
расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать
свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо
для будущей профессии.
5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся
учатся аргументировать, доказывать свою точку
зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся
учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким
трудом добывается новое знание.
7. Научная исследовательская деятельность дает
учащимся возможность осознать свою
принадлежность к большой науке, знакомит с
методами научной и творческой работы.

Таким образом, процесс формирования у учащихся
навыков исследовательской работы требует
тесного сотрудничества учителя и ученика.
Результат такой деятельности—успешное обучение
гимназистов в различных ВУЗ-ах, аспирантурах и
дальнейшее участие в разных НПК в рамках ВУЗ-ов.

Следующий: