Организация исследовательской деятельности учащихся на базе вуза


Информационная революция и накопление
огромной суммы фактических знаний во всех
областях науки привела к существованию
гигантской пропасти между запросами современной
науки и технологиям, используемыми в научном
поиске и традиционной системой образования,
которая по определению является консервативной,
так как работает с детьми, начиная с младшего
школьного возраста. Анатомические,
физиологические и психологические особенности
человека не позволяют “нагружать” детей
младшего школьного возраста той информацией,
которая отвечает запросам современных науки и
технологии, несмотря на то, что именно в этом
возрасте мозг человека отличается высокой
поисковой активностью, способен к
нетривиальному мышлению. В старшем школьном
возрасте восприимчивость человека снижается,
горизонты сужаются, мысль замыкается в
предметной области, человек приспосабливается к
требованиям существующей системы образования,
дает ожидаемые ответы, в качестве цели обучения
ставит сдачу экзаменов и поступление в ВУЗ в
надежде, что там его и подготовят к настоящей
научной деятельности. Но в такой ситуации
готовность именно к научному творчеству
сохраняется лишь у небольшого числа
абитуриентов.



Необходимость сохранения консерватизма в
образовании объективна. Однако существует некое
количество детей, не укладывающихся в рамки
консервативного образования в связи с очень
высокой познавательной способностью и желанием
творить, которое сохраняется, несмотря на
“прокурстово ложе” начального и основного
образования. Именно эти дети и создают
интеллектуальную элиту общества. Недостаток
существующей системы в том, что к моменту
поступления их остается не более 3% от общего
числа поступающих в ВУЗ.

Наше государство сейчас, как никогда, нуждается
именно в интеллектуалах, способных обеспечить
выход Росии на передовые рубежи в мире по всем
направлениям. Одним из способов подготовки такой
интеллектуальной элиты может стать
использование системы физтех-образования,
основы которой заложил С.П.Капица при создании
МФТИ. Эта система сочетает высокий уровень
творчества (или сотворчества) студентов и
преподавателей, которые одновременно являются
научными сотрудниками, работающими на переднем
крае науки с оной стороны и высокий уровень
требований, предъявляемых к освоению базовых
знаний. Это трудно и доступно не всем, но помогает
достичь очень высоких результатов.
Интеллектуальная работа требует дисциплины, а
процесс творчества не всегда поддается
регуляции. Это противоречие удается преодолеть
только при очень высоком уровне самодисциплины,
который должен формироваться с детства.
Добиваясь соблюдения исполнительской
дисциплины очень легко убить творчество в
ребенке. Поэтому необходимо применять такие
методики и технологии, которые сохраняют и
развивают эту способность в течении всего
периода обучения в школе.

Технологии проектно-исследовательской
деятельности могут быть основаны на включении
учащихся в реальную исследовательскую
деятельность на базе ВУЗов, в нашей деятельности
это РГАУ-МСХА, МПГУ, МФТИ и Биофармкластер
“Северный”. В марте, после проведения ежегодной
конференции, учащиеся выбирают тему
исследования. Обязательной является командная
работа (3-4 человека). От кафедры института
выделяется куратор группы (студент или аспирант),
который готовит рабочую программу. Рабочая
программа утверждается на кафедрах ВУЗа и лицея.
Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю во
внеурочное время на кафедре (практические) или в
лицее (теоретические). В последние два года
широко применяются современные технологии,
позволяющие проводить теоретические занятия в
дистанционном режиме. Для учащихся составляется
индивидуальная образовательный маршрут,
включающий занятия по теме исследования
(предметные результаты), по программе “Введение
в науку” (метапредметные результаты), по
программе “Риторика” (коммуникативные
универсальные учебные действия), организуются
тренинги по развитию умений вести дискуссию и
участвовать в диспутах, тренинги
командообразования.

В мае проводится тренировочный турнир, на
котором группы защищают выбранную тему (аналог
утверждения темы в исследовательском институте)
и участвуют в турнире по решению проблемных
задач.

Командный дух, необходимый для творческой
работы в коллективе формируется как во время
еженедельной работы в лаборатории в режиме
реальных исследований, так и во время турнира,
когда за ограниченное время необходимо решить
сложную задачу.

Тот факт, что учащиеся работают над
исследовательским проектом в течении года в
реальной лаборатории формируют ответственное
отношение и умение планировать свое время.

По итогам работы в феврале учащиеся
представляют свою работу на научно-практической
конференции “Старт в инновации” (как
обязательное явление) и других
научно-пракических конференциях, проводимых в
Москве и России

К декабрю учащиеся сдают тезисы (в разной форме
в зависимости от класса). Тезисы публикуются. По
итогам конференции публикуется сборник
докладов, получивших призовые места.

Учащиеся 7-10 классов предоставляют тезисы своих
работ. Помимо собственно защиты
исследовательской работы, учащиеся оппонируют
работу команды-соперника и решают творческую
задачу.

Сделано это в связи с изменившимися
требованиями к ученикам — будущим выпускникам,
студентам и специалистам. Два важнейших
требования к современному успешному человеку:
креативность и умение работать в команде.
Организаторы конференции предполагают, что
групповая исследовательская работа, которая
завершается подготовленным проектом и
выступлением на конференции, помогает развить и
креативность, и умение работать в команде. Чтобы
проверить это, все группы делят по парам и в
первой части конференции каждая пара будет
оппонирует выступление и работу
команды-соперницы. Для того, что бы сделать это,
команды заранее знакомятся с работами своих
оппонентов. Поэтому, все работы сдаются в
оргкомитет до 15 января. Срок с 15 января по 2
февраля (2 февраля пройдет конференция) нужен
командам, чтобы познакомиться с работами своих
соперников и подготовить вопросы. По этой части
конференции жюри будет оценивать выступление по
исследовательской работе и оппонирование.

Во второй части конференции все пары решают
творческую задачу в рамках того предмета, по
которому они готовили свою исследовательскую
работу и предлагают свое решение задачи
(выступление не более 3-х минут). После этого
команды отвечают на вопросы, которые задают друг
другу (не более 3-х вопросов). Решение задачи,
вопросы, ответы на вопросы оцениваются жюри и
команде выставляется общий балл.

Общий балл команды и определение победителей и
призеров будет проходить по итогам выступления,
оппонирования и решения творческой задачи.

Во время конференции проводится постерная
сессия, то есть учащиеся учатся представлять
свои проекты в разных формах.



По итогам конференции присуждаются дипломы
трех степеней и лучшие работы публикуются в
сборнике работ конференции.



Таким образом, включение учащихся в
исследовательскую деятельность на базе ВУЗа,
позволяет развить академическую одаренность и
исследовательскую компетенцию учащегося,
необходимую для дальнейшего вовлечения в
научное творчество.




Следующий: