Организация исследовательской деятельности студентов как один из методов развития творчества и формирования профессионального мастерства


Современный этап развития образования
характеризуется интенсивным поиском нового в
теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом
противоречий, главное из которых -
несоответствие традиционных методов и форм
обучения и воспитания новым тенденциям развития
системы образования нынешним
социально-экономическим условиям развития
общества, породившим целый ряд объективных
инновационных процессов. В качестве одной из
важнейших задач подготовки студента
рассматривается достижение такого уровня
образованности студентов, который был бы
достаточен для самостоятельного творческого
решения мировоззренческих и исследовательских
проблем теоретического или прикладного
характера. Становится очевидным, что важнейшим
фактором совершенствования подготовки
специалистов была и остается исследовательская
работа студентов, помогающая решать задачи
соединения науки, образования и практики,
готовить специалистов с повышенным творческим
потенциалом. При этом надо иметь в виду, что
участие студентов в исследовательской работе
готовит большинство из них не к будущей карьере
научного работника, а, прежде всего –
специалиста, использующего методы науки в
практических целях. Широкая педагогическая
практика свидетельствует о необходимости
применять исследовательские методы в процессе
обучения и воспитания студентов, модифицировать
ряд методов научного поиска для решения
конкретных педагогических задач. Сущность
развития личности студента при выполнении
самостоятельного исследования заключается в
качественном изменении познавательной
деятельности, в которой он выступает как субъект.
Эти изменения происходят за счет изменения
целей, мотивационной сферы, предметных действий
и умений учащихся, а также позиции самого
студента, который, накапливая опыт, становится
более активным и самостоятельным.

В процессе работы я пришла к убеждению, что
фундаментальной основой и показателем культуры
учебно-исследовательской деятельности является
владение студентами исследовательским методом.
Исследовательский метод составляет основу
творческой самореализации студентов в
учебно-исследовательской деятельности и
творческого саморазвития в ней.

Поскольку считается, что метод — это не только
процессуальная, но и личностная характеристика,
в центре модели — личность студента, обладающая
методологической культурой. В качестве
структурных личностных компонентов
исследовательского метода представлена система
ценностных ориентаций на творческую
самореализацию и саморазвитие, система
общенаучного и методологического знания.

В процессе учебной работы я создаю условия для
овладения студентами методами познания.


Пространство методов познания

  • Логические методы: анализ; сравнение; индукция;
    дедукция; абстрагирование; моделирование;
    гипотеза.
  • Эмпирические методы: наблюдение; описание;
    систематизация; классификация; обобщение;
    эксперимент.
  • Эвристические методы прямая коллективная
    мозговая атака (метод коллективного
    генерирования идей); «мозговой штурм»; метод
    многомерных матриц; метод инверсии; метод
    эмпатии; метод синектики.
  • В процессе работы используются все возможные
    уровни самореализации студентов в
    учебно-исследовательской деятельности:
    репродуктивно-стереотипный, адаптационный,
    творчески-рефлексивный.

    В процессе деятельности были выявлены также
    барьеры в овладении студентами культурой
    учебно-исследовательской деятельности. В
    соответствии с рейтинговой оценкой к ним можно
    отнести:

    • отсутствие устойчивой системы ценностных
      ориентаций на творческую самореализацию и
      саморазвитие в учебно-исследовательской
      деятельности;
    • отсутствие целостной, личностной системы
      знаний о культурологическом потенциале
      исследовательского метода и методов, входящих в
      его многомерную структуру;
    • отсутствие чувствительности к противоречиям,
      ощущение их внешней «заданности» условием
      учебно-исследовательской задачи;
    • отсутствие способности мыслить противоречиями;
    • стереотипность мышления, познавательной
      деятельности, общения;
    • отсутствие интеллектуальной активности и
      продуктивности, инициативы на всех логических
      этапах учебно-исследовательской деятельности;
      стереотипность личностно значимых целей
      учебно-исследовательской деятельности;
    • низкий уровень общей культуры студента.

    В процессе вариативных дидактических
    экспериментов были выявлены уровни осмысления и
    преодоления вычлененных барьеров:

    • пассивный уровень — барьеры осмысливаются лишь
      с помощью педагога применительно к конкретной
      учебно-исследовательской ситуации или задаче;
    • экстенсивно-продуктивный уровень — студенты
      способны к самостоятельному обнаружению
      барьеров применительно к конкретной
      учебно-исследовательской ситуации, но они не
      способны к систематизации их в личном опыте
      творческой, исследовательской деятельности;
    • креативный (интенсивно-продуктивный) уровень -
      студенты способны видеть не только внешние, но и
      внутренние (личностные) барьеры творческой
      самореализации в учебно-исследовательской
      деятельности.

    Рис. 2. Динамика ценностных
    ориентаций студентов

    На рисунке 2 представлена диаграмма динамики
    ценностных ориентаций студентов, из которой
    видно, что студенты способны заниматься
    учебно-исcледовательской творческой
    деятельностью только к 3 курсу обучения и в
    сотворчестве с педагогом.

    1. Интеллектуальное развитие.
    2. Развитие субъективной позиции в
      учебно-познавательской деятельности.
    3. Сотворчество с педагогом.
    4. Творческое саморазвитие в
      учебно-познавательской деятельности.
    5. Овладение теоретико-методологическими
      основами профессиональной деятельности.
    6. Творческая самореализация в
      учебно-исследовательской деятельности.
    7. Развитие научного стиля деятельности, мышления,
      общения.

    Продуктом творческой исследовательской
    деятельности студентов на уроках является.

    1. Разработка оригинальных моделей.
    2. Конструкторское решение моделей сложных форм.
    3. Решение конструкторских задач.
    4. Поиск наиболее эффективных способов обработки.
    5. Разработка конструкторско-технической
      документации.
    6. Трансформация моделей на одной базовой основе.
    7. Разработка изделий из нерациональных отходов и
      межлекальных выпадов.
    8. Изготовление изделий декоративно-прикладного
      характера.

    Я сталкиваюсь в своей практике с пятью основными
    видами творческих работ.
    Это работы
    информационно-реферативные,
    проблемно-реферативные, экспериментальные,
    натуралистические и описательные,
    исследовательские.

    Элементы исследовательской деятельности
    студентов вводятся постепенно, усложняясь от
    курса к курсу:

    • знакомство с методами научного исследования;
    • индивидуальные предметные задания для
      написания рефератов, докладов, статей в местные и
      периодические издания;
    • введение элементов творческого поиска при
      выполнении лабораторных и практических работ;
    • самостоятельная работа студентов по отдельным
      разделам учебного материала;
    • непосредственное исследование какого-либо
      процесса, явления;
    • выполнение выпускных квалификационных работ с
      элементами научных исследований: студент
      самостоятельно разрабатывает и исследует темы,
      которые наработаны при прохождении
      производственной и квалификационной практик.

    Важно, что при реализации творческой
    деятельности главным является подход, а не
    состав источников, на основании которого
    выполняются работы. Я сталкиваюсь с тем, что на
    одних и тех же источниках, возможно, выполнить и
    реферативную, и исследовательскую работу. Суть
    исследовательской работы состоит в
    сопоставлении данных первоисточников, их
    творческом анализе и произведенных на его
    основании новых выводов. Суть реферативной
    работы — в подборе материала из первоисточников,
    наиболее полно освещающих избранную проблему.

    Отдельного внимания заслуживает организация
    исследовательской деятельности студентов в
    период прохождения производственной практики.
    Практика — связующее звено между учебным
    процессом и последующей работой на предприятии.
    Поэтому при составлении плана исследовательской
    работы преподаватель, являющейся руководителем
    практики, совместно с руководителем практики от
    предприятия определяют темы индивидуальных
    исследований различной степени сложности.
    Хорошо зарекомендовавшие себя молодые
    специалисты могут быть приглашены на работу. При
    этом на первый план выступают быстрая адаптация
    к условиям труда, социальная мобильность и
    способность к реализации своих возможностей.



    На завершающем этапе становления творческой
    личности студента актуальны следующие формы и
    виды работы:

    • введение в задание на курсовое и дипломное
      проектирование специальных разделов, связанных
      с решением проблемно-технических и творческих
      задач;
    • проведение научно-учебных семинаров;
    • выступление с докладами на студенческих
      региональных, федеральных конференциях.

    Потенциальная готовность учителя к
    организации учебно-исследовательской
    деятельности студентов оказывается возможной
    при условии развития у него способности
    сравнивать и объяснять явления, вскрывать
    причинно-следственные связи, высказывать
    предположения: чем выше уровень развития
    способностей к исследовательской деятельности у
    педагога, тем продуктивнее результаты
    учебно-исследовательской деятельности
    студентов.



    Мой опыт преподавателя специальных дисциплин в
    техникуме позволяет сделать вывод, что успех в
    процессе образования зависят в большей мере от
    правильно выбранной педагогической технологии.
    Важно, не только безусловное владение
    преподавателем теоретическим и фактическим
    материалом, но и стремление заинтересовать
    слушателя. Осознание студентами тех или иных
    сложных вопросов сущности специальности должно
    способствовать более активному в последующем
    изучению всех специальных дисциплин.

    От занятия к занятию растет число студентов,
    желающих заниматься исследовательской работой,
    резко повысился интерес к самостоятельной
    работе по поиску интересной, не знакомой им
    профессиональной литературы, ее анализу.

    Для повышения качества подготовки к
    профессиональной деятельности необходимо не
    только обучать знаниям, формировать умения и
    навыки будущего специалиста, но и формировать
    предпочтения этой деятельности, а поскольку
    признаком ярко выраженной склонности к виду
    деятельности является наличие способностей, то
    необходимо на основе развития способностей к
    профессиональной деятельности формировать
    предпочтения будущего вида профессиональной
    деятельности.

    Список используемой литературы

    1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат,
    доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000.

    2. Сердобинцев В.Я. Научная работа студентов -
    одно из важных условий формирования
    мировоззрения и профессиональной подготовки
    Саратов, 2001.

    3. Сысоева М.Е. Организация
    научно-исследовательской работы студентов
    (Программно-методическое пособие). М., 2000.

    4. Огороднейчук Л.Д. Роль и место научных методов
    в развитии конкретных научных направлений, 2002. -
    Вып. З. — С. 45б-46з.

    5. Кукушин В.С. “Теория и методика обучения”,
    Ростов-на-Дону “Феникс”, 2005 г. – 474 с.



    6. Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения:
    деятельностный подход”, М, Издательский центр
    “Академия”, 2006 г. – 240 с.

    Презентация




    Следующий: