Организация исследовательской деятельности школьников через интеграцию основного и дополнительного образования

Сегодня много говорится о самостоятельной исследовательской
деятельности школьников. Этого требуют реалии сегодняшнего дня , ведь «…когда
дети вырастают, экспериментаторская жилка в них совсем ослабевает, и на работе,
какой бы она не была, им будет требоваться готовый алгоритм действий, который
они усвоят и будут повторять» [2;с.131]. Но этого недостаточно, чтобы стать
конкурентноспособной личностью. Об этом говорит и Концепция модернизации
образования РФ: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся».[3]

Педагогический коллектив МОУ СОШ №2 г.Березники имеет
сложившийся опыт в развитии исследовательской компетенции учащихся:

1) выступления учащихся на уроках-семинарах, уроках-зачетах,
обобщающих уроках с сообщениями по монографической литературе, справочным
материалам, научно-популярной литературе;

2) участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей в рамках
педагогических консилиумов различного уровня

3) с 1997г.- открытие классов с углубленным изучением предметов
естественнонаучного направления и проведение общешкольной научно-практической
конференции «Горьковские чтения»

4) с 1999г. – реализация проекта «Открытая гуманитарная олимпиада
«Строгановская звезда» для учащихся г.Березники

5) с 2000г. – проведение в рамках общешкольной конференции младших классов
«Цвети, Земля!»

Педагоги школы обобщают свой опыт по исследовательской
деятельности через выступления на городских методических объединениях, публикации
в сборниках научно-практических конференций ВУЗов, участие в создании
учебников, энциклопедий.

Дополнительный толчок и расширение возможностей для
исследовательской работы дало начало сотрудничества в 2007г. школы с
Муниципальным учреждением дополнительного образования детей «Станция юных
натуралистов». Консолидация ресурсов школы с возможностями данного учреждения
дополнительного образования позволяет достигать более высоких результатов.

Программа сотрудничества предусматривает как информационно-методическое,
так и научное сопровождение процесса.[1;с.128]

Информационно-методическое обеспечение направлено на
создание информационного поля и методическую поддержку. С этой целью
формируются информационно-методические пакеты, в которые входит подборка положений
о конференциях и конкурсах различного ранга, издаются сборники
исследовательских работ учащихся, создаются методические рекомендации для
родителей «Роль исследовательской деятельности в развитии ребенка», «Как помочь
ребенку в написании творческой работы», «Требования к оформлению творческой
работы».

Научное сопровождение осуществляется преподавателями
БФ ПГТУ, ПГУ (биофак), ПГСХА и обеспечивает консультативную помощь учащимся и
педагогам в процессе работы над исследованием, а также рецензирование работ,
выставляемых на конференции различного уровня.

Формы сотрудничества разнообразны: массовые (экскурсии,
праздники, турниры); групповые (факультативы, кружки, экспедиции);
индивидуальные (работа над докладами, создание проектов и др.)

Схема взаимодействия МОУ «СОШ №2» и МУДОД «СЮН» по
формированию исследовательской компетенции учащихся в Приложении 1.

Результаты взаимодействия появились уже на второй год:

1) в 2008 году 70 % учащихся естественнонаучных выполнили творческие
работы, в 2009 — 100% учащихся естественнонаучных классов выступили на защитах
своих работ на уровне класса.

2) выросло качество работ: в 2008г.- 50% работ носили реферативный
характер, в 2009г.- лишь 35%, остальные работы имели исследовательскую или
проектную составляющую. Это просматривается и в названиях работ. Например:
«Исследования загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта г. Березники»,
«Влияние антропогенной нагрузки на ООПТ озера Черное», «Биотопическое описание орнитофауны
поймы реки Быгель».

3) увеличилось количество победителей городской конференции
учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ: в 2009г.- 2 работы,
в 2010г.- 9 работ

4) исследовательские работы учащихся выходят на Всероссийский уровень – в
2010г. авторы трех работ приглашены на молодежную конференцию в рамках 11-ой
Всероссийской олимпиады «Созвездие»

Данная модель успешно вписывается в существующее
взаимодействие «школа – ВУЗ», в котором одним из социальных партнеров школы
является Березниковский филиал Уральского государственного экономического
университета, преподаватели которого ведут элективные курсы у старшеклассников
и являются членами жюри общешкольной конференции. В течение ряда лет школа
успешно реализует проект непрерывного образования, что повышает
конкурентноспособность её выпускников.

Литература

1. Блинова Т.В. Организация исследовательской деятельности
учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного
образования.–Иследовательская работа школьников. –2006.–№3.–с.126–130

2. Иванова Н.Г. Этапы организации учебно-исследовательской
деятельности в учреждениях дополнительного образования.–Исследовательская
работа школьников.–2006.–№3.–с.131–141

3. Концепция модернизации Российского образования на период
до 2010года.– Директор школы.–2002.–№1.– с.97–126

Следующий: