Организация индивидуальной воспитательной работы

Проблема формирования готовности к
социальной реадаптации девиантных подростков,
обучающихся в специальном училище, стоит остро
перед всем педагогическим коллективом
спецшколы. Эта проблема имеет немаловажное
значение и для общества, какими войдут в жизнь
дети, как они будут жить, учиться, работать.

Тяжелое экономическое положение
страны, крушение прежнего мировоззрения и
несформированность нового, отсутствие должных
знаний и умений жить и работать в условиях
конкурентного и высокопроизводительного
производства – все это привело наше общество к
серьезным трудностям и внутренним конфликтам.

Особенно трудно в этот период
оказалось подросткам. Среди них усилился
нигилизм, демонстративное и вызывающее по
отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних
формах стали проявляться жесткость и
агрессивность. Резко возросла детская
преступность. Рост подростковой преступности
увеличивается темпами, заметно опережающими
темпы роста правонарушений в других возрастных
группах.

Поэтому главная задача работы с
подростками состоит в умении понять новые
требования общества к вступающим в
самостоятельную жизнь подросткам, помочь им
найти свое достойное место в мире взрослых,
минимизировать трудности приспособления,
уберечь от неверного пути.

Человек – центральная фигура в любом
образовательном учреждении. От его духовных,
морально-нравственных, деловых качеств зависит
его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает
значение и необходимость активной, действенной,
целенаправленной и систематической
воспитательной работы

Вопросы коррекции поведения имеют
особое значение в подростково-юношеском
возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в
воспитательном процессе является
индивидуально-воспитательная работа. В этом
важном деле каждый педагог должен определить
степень своего участия в воспитательном
процессе, в работе с подростками.

Индивидуальный подход в
воспитательной работе – это не простое общение с
детьми, это педагогической искусство,
педагогическое мастерство. Выполнение этой
задачи во многом зависит от умения педагога
организовать и вести
индивидуально-воспитательную работу, терпения и
желания достичь конкретного результата. Знание
индивидуальных особенностей подростков
помогают качественно решить воспитательные
задачи. Правильно организованная индивидуальная
работа способствует формированию нравственной
культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования
воспитательного процесса, достижения
определенного уровня воспитанности подростков с
девиантным поведением необходимо изучить и
знать причины их поступков, научиться управлять
их поведением. Успех в воспитательной работе
зависит во многом от того, сумеет ли педагог при
выборе средств воздействия на подростка найти
ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному
подростку черты характера, психологические
особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и
реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной
работой понимается система
психолого-педагогических воздействий по
отношению к каждому подростку, направленная на
максимально целесообразный учет его возрастных,
социальных и индивидуально-психологических
особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной
воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта
    индивидуальной воспитательной работы
    (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной
    работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей
    подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов
    психолого-педагогического воздействия для
    формирования у воспитанника положительных
    качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной
    воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных
    воздействий.
  • Цель и задачи индивидуальной
    воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета
    индивидуальных особенностей воспитанников,
    изучения его личностных качеств, его сильных и
    слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов,
    приемов психолого-педагогического воздействия в
    целях формирования у подростка необходимых
    положительных качеств и их дальнейшего развития,
    оказания помощи в выявлении причин имеющихся у
    них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых
    результатов в целях коррекции индивидуального
    воздействия или его видоизменения, когда работа
    недостаточно эффективна.
  • Цель и задачи индивидуальной
    воспитательной работы:

  • Обеспечить психолого-социальную реабилитацию
    детей и подростков через коррекцию, обучение и
    воспитание.
  • Создать психолого-социальные условия для
    успешной адаптации воспитанников спецшколы.
  • Выявление психологических и социальных причин
    нарушения межличностных отношений
    воспитанников.
  • Организация и проведение мероприятий по
    коррекции искаженных нравственных
    представлений воспитанников, отклонений в
    развитии эмоционально-волевой сферы,
    характерологических особенностей личности:
    • Изучение личностных особенностей учащихся
    • Диагностика и коррекция отклонений в
      личностном развитии (тревожность, агрессивность,
      и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности,
      неуверенности в своих силах, стабилизация
      самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с
      особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания,
      развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих
      проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных
      привычек (курение, токсикомания, наркомания,
      алкоголизация) последствий девиантного
      поведения.
    1. Психолого-педагогическое просвещение учителей
      и воспитателей.
    2. Профилактика неправильных действий педагогов и
      родителей по отношению к учащимся как причины
      нарушений их поведения.
    3. Консультационная работа с педагогами,
      родителями, воспитанниками.

    Основные принципы индивидуальной
    воспитательной работы:

  • Повседневное внимание каждому подростку,
    сочетаемое с высокой требовательностью и
    заботой о его жизни, быте, досуге.
    Требовательность должна основываться на
    положениях “Конвенции о правах ребенка”,
    “Типовом положении учебно-воспитательных
    учреждений закрытого типа для подростков с
    девиантным и делинквентным поведением”.
  • Все требования должны быть конкретными,
    понятными и определенными.
  • Органически сочетаться с уважением к
    воспитанникам
  • Соблюдение чувства меры в критике недостатков
    воспитанника и опора на его положительные
    качества. Критика должна быть принципиальной,
    доброжелательной. Критиковать можно поступки, но
    не личность.
  • Подход к подростку должен быть с
    “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в
    него.
  • Недопущение стихийности и самотека в отборе и
    использовании путей и средств в решении
    воспитательных задач.
  • Оперативно реагировать на поведение каждого
    воспитанника.
  • Оперативно изменять формы и методы воздействия
    на личность при необходимости;
  • Планомерность в деле оказания воспитательного
    влияния на подростка.
  • Преемственность и согласованность
    воспитательных воздействий.
  • Методы и формы индивидуальной
    воспитательной работы.

    Методы воспитательного воздействия –
    это конкретные пути и способы достижения
    определенной цели, совокупность средств,
    приемов, способов воздействия на сознание,
    чувства, волю, поведение с целью формирования
    необходимых качеств.

    Индивидуальная воспитательная работа
    в учреждении закрытого типа ведется по следующим
    направлениям:

    1. Изучение документов личного дела .
    2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы
      необходимо показать дружеское расположение к
      воспитаннику, проявить искренний интерес,
      поощрять стремление подростка рассказать о себе.
      В ходе беседы желательно не делать каких-либо
      записей (допускается записать адрес, данные о
      родственниках, родителях).
    3. Непосредственное изучение осуществляется в
      ходе беседы, наблюдения, смоделированной
      ситуации, совместной деятельности.
    4. Психологическое изучение и рекомендации по
      совместной воспитательной работе с подростком.
    5. Использование наказаний: порицание, выговор,
      лишение увеселительных мероприятий, обсуждение
      на психолого-педагогическом консилиуме.
    6. Учет нарушений поведения.
    7. Немедленное реагирование на нарушения
      поведения.
    8. Использование поощрений: благодарность,
      похвальная грамота, экскурсионная поездка.
    9. Использование экрана самоорганизации.
    10. Групповые коррекционные психологические и
      воспитательные занятия.
    11. Шефская работа: работа в парах.
    12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая
      работа).
    13. Моделирование проблемных ситуаций.
    14. Использование критики.
    15. Общие классные: дела: трудовые дела,
      культурно-массовые мероприятия, проведение
      досуга.
    16. Обучение конкретным социальным навыкам
      (практические занятия).
    17. Воспитание успехом.

    Характер бесед зависит от
    обстоятельств: ознакомительная, решающая
    воспитательные задачи, экстренная.
    Ознакомительную беседу проводят педагоги
    различных служб – работники службы режима,
    классный руководитель, воспитатель, социальный
    педагог, педагог-психолог. У каждого педагога
    свои цели беседы: получить впечатление о семье,
    уровне семейных отношений, сформированности
    познавательных способностей, уровне
    воспитанности, состоянии психо-эмоциональной
    сферы, личностных качеств воспитанника.

    Индивидуальная работа ведется
    планово. Это позволяет систематизировать работу
    с воспитанниками, не упустить из поля
    индивидуального воздействия ни одного
    подростка. Индивидуальная работа ведется в
    соответствии с коррекционными маршрутами для
    каждого воспитанника, графиком индивидуальной
    работы. Попутно идет и групповая работа по
    привитию нравственных качеств, обучение
    этическим нормам, воспитание законопослушания и
    правовой культуры, сотрудничества,
    осуществляется патриотическое воспитание во
    время групповых воспитательных мероприятий,
    которые проводятся еженедельно в соответствии с
    недельным циклом групповых воспитательных
    занятий.

    На следующем этапе индивидуальной
    воспитательной работы решаются задачи
    коррекционной работы. Начинается коррекционная
    воспитательная работа с психологического
    обследования (диагностики), которое включает
    изучение первичной характеристики воспитанника,
    диагностика состояния эмоционально-волевой
    сферы, познавательных способностей, уровня
    агрессивности, тревожности. Получив первые
    данные о подростке, педагог-психолог совместно с
    воспитателем намечают определенные направления
    коррекционной работы, результаты этой работы
    фиксируются в специальных тетрадях
    индивидуальной работы. В них прослеживается
    динамика изменений в поведении подростка,
    намечаются дальнейшие пути воспитательного
    воздействия. Воспитатели прослеживают динамику
    изменений в поведении, эмоциональном состоянии,
    развитии познавательных способностей каждый
    месяц. В течение года воспитателем выстраивается
    диаграмма динамики поведения воспитанника.
    Ежедневно выставляются оценки в экран
    самоорганизации. Для оценивания успешности
    овладения приемами самоорганизации берутся
    данные об отношении к учебе воспитанника,
    отношения к труду, товарищам, выполнении
    требований режима ОУ, состоянии дисциплины за
    каждый прожитый день. Каждую четверть каждым
    педагогом (воспитателем, классным руководителем,
    педагогом-психологом) подводится итог и
    отмечается результативность проведенных
    коррекционно-воспитательных мероприятий. Такие
    характеристики вносятся в дневники
    индивидуальной работы с воспитанником.
    Воспитатели в характеристике учитывают
    следующие результаты наблюдений, изменений
    личностного роста:

    • Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем,
      культура общения.
    • Отношение к внешнему облику, речевая культура.
    • Как ориентируется в различных жизненных
      ситуациях.
    • Как адаптировался в коллективе.
    • Преобладающие эмоциональные состояния.
    • Развитие волевых качеств.
    • Отношение к порученному делу.
    • Нравственная культура.
    • Отношение к родителям, родным.
    • Отношение к самому себе.
    • Изменения в поведении, достижения, что не
      удалось сделать.
    • Нарушения в поведении.
    • Поощрения.
    • Методы коррекции на следующий период.

    Классный руководитель в своей
    характеристике, которая также заносится в
    дневник индивидуальной работы с воспитанником,
    учитывает следующее:

    • Как относится к учению? Проявляет ли интерес к
      занятиям, любознательность, творческий подход в
      учении.
    • Уровень развития познавательных способностей.
    • Способность работать самостоятельно
    • Причины плохой успеваемости: запущенность
      материала, неумение учиться, нежелание,
      отсутствие силы воли, лень.
    • Работоспособность на уроке.
    • Мотивация учения
    • Устойчивость познавательных интересов.
    • Методы коррекции на следующий период.

    Информационная запись учителя
    трудового обучения охватывает следующие
    характеристики:

    • Проявление интереса к производительному труду.
    • Приобретенные практические навыки
    • Мотивы отношения к трудовым поручениям.
    • Сформированность культуры труда.
    • Способность к взаимопомощи.
    • Бережливость, расчетливость, жадность, в какие
      моменты проявляются.
    • Стремление к овладению профессией
    • Активность в труде, склонность к праздности,
      иждивенчеству.
    • Методы коррекции на следующий период.

    Психологическая характеристика
    ученика составляется по следующим направлениям:

    • Состояние эмоционально-волевой сферы.
    • Уровень тревожности.
    • Уровень агрессивности.
    • Нравственная культуры подростка.
    • Самооценка.
    • Уровень притязаний.
    • Общительность
    • Самокритичность
    • Стремление к успеху.
    • Развитие волевых качеств
    • Самоконтроль
    • Методы коррекции на следующий период.

    Психологическая работа проводится по
    следующим направлениям: диагностические
    процедуры, консультирование,
    коррекционно-развивающая работа,
    психопрофилактика, индивидуальная работа.

    Педагогами- психологами ведутся
    индивидуальные карты воспитанников, в которых
    фиксируются данные диагностики состояния
    познавательной и эмоциональной сферы,
    личностных особенностей: диагностика
    темперамента, типов акцентуации, самооценки,
    тревожности, определение уровня агрессии,
    тревожности, мотивации обучения, профориентации.
    После диагностического обследования
    составляются рекомендации по дальнейшей
    воспитательной работе с воспитанниками, по их
    дальнейшей адаптации.

    Вопросы индивидуальной коррекционной
    работы по определению для каждого воспитанника
    своего коррекционного маршрута рассматриваются
    на заседании ПМПК.
    (Психолого-медико-педагогической комиссии
    учреждения)

    Особое внимание уделяется вновь
    прибывшим воспитанникам. Результаты их
    адаптации заслушиваются на заседаниях ПМПК в
    периоды 3-х и 6 мес. срока пребывания, а затем
    динамика изменений в личностном развитии
    рассматривается на психолого-педагогических
    консилиумах по группам классов каждое полугодие.
    Администрацией школы разработаны образцы
    документов психолого-педагогического
    сопровождения, которые включают следующие
    документы:

    1. Карта индивидуальной работы и
    взаимодействия с другими специалистами, в
    которых найдут свое отражение заключение
    психолога, заключение других специалистов,
    решение консилиума или ПМПК об изменении
    коррекционного маршрута, необходимая
    коррекционно-развивающая работа, прогноз
    дальнейшего развития.

    2. Направления коррекционной работы на
    определенный период – необходимость коррекции
    агрессивных состояний, развития общительности,
    волевых качеств, нравственности,
    организованности, контроля над эмоциями,
    коррекция акцентуации, самопознание и
    самооценка, общественная активность подростка.

    3. Экран самоорганизации.

    4. Тетрадь индивидуального наблюдения.

    5. Рекомендации психолога по
    организации воспитательной и коррекционной
    работы с подростком.

    В классных коллективах функционируют
    элементы ученического самоуправления. На
    классном собрании учащиеся выбирают актив
    класса, в который входят:

    • член учебной комиссии, который информирует
      воспитателя об успехах и неудачах, успеваемости,
      требованиях учителей ;
    • Физорг – учащийся, который помогает
      воспитателю осуществлять связь учителем
      физического воспитания.
    • Санитар – оказывает помощь воспитателю в
      поддержании санитарного состояния в классе и
      спальных комнатах.
    • Библиотекарь – помогает подготовиться
      одноклассникам к библиотечным часам, следит за
      сохранностью имеющейся художественной
      литературы в классе и периодической печати.
    • Цветовод – ухаживает за цветами в классе.
    • Хозяйственник – следит за сохранностью
      бытового инвентаря класса.

    В целях создания в ОУ условий для
    сохранения и укрепления психического здоровья
    педагогов, профилактики их эмоционального
    выгорания, Психологического консультирования по
    проблемным вопросам, Пропаганде психологических
    знаний организована работа
    психолого-педагогического семинара и работа
    методического объединения воспитателей.

    Задачи семинара и МО:

  • Формировать навыки эффективного
    взаимодействия с коллегами и учащимися.
  • Создание условий для самосовершенствования
    педагогов. (Образец плана прилагается).
  • Особенности индивидуальной
    воспитательной работы в учреждении закрытого
    типа.

    Государственное специальное
    учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
    профессиональное училище Краснодарского края –
    учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
    для детей и подростков с девиантным поведением в
    соответствии с типовым положением, утвержденным
    постановлением Правительства Российской
    Федерации от 25 апреля 1995 года № 420 призвана
    обеспечить их психологическую, медицинскую и
    социальную реабилитацию, включая коррекцию их
    поведения и адаптацию в обществе, а также
    создание условий для получения ими начального
    общего, основного общего, среднего (полного)
    общего и начального профессионального
    образования.

    В профессиональное училище
    направляются несовершеннолетние в возрасте от 11
    до 18 лет совершившие общественно опасные деяния,
    предусмотренные Уголовным Кодексом Российской
    Федерации, нуждающихся в особых условиях
    воспитания и обучения и требующие специального
    педагогического подхода. Порядок содержания,
    обучения и воспитания детей и подростков в
    учреждении закрытого типа устанавливается с
    учетом индивидуальности, возраста, пола, а также
    психического и физического состояния и должен
    обеспечивать: создание условий для
    психокоррекционной и воспитательной работы на
    основе индивидуальной
    социально-психологической диагностики,
    организацию оптимального распорядка дня,
    включающего в себя систему
    оздоровительно-воспитательных мероприятий,
    занятие общественно полезной деятельностью,
    личное время воспитанников, безопасные условия
    проживания максимальную защищенность,
    социально-правовую помощь.

    Ребенок, который направляется в
    специальное воспитательное учреждение –
    проблемный. Его проблемы многообразны, они
    связаны с семьей, школой, общением со
    сверстниками, с негативным общественным мнением
    о личности ребенка, с его личным отрицательным
    эмоциональным опытом, включением в асоциальные
    группы. У вех этих детей до направления в
    учреждение закрытого типа отмечалось устойчивое
    девиантное поведение, оно воспринималось
    подростком как нормальное, соответствующее его
    установкам. По опыту анализа психического
    здоровья воспитанников нашей школы среди
    несовершеннолетних правонарушителей,
    определяемых в учреждение закрытого типа, около
    30% имеют различные варианты интеллектуальной
    недостаточности, несформированность
    познавательных процессов (память, внимание,
    мышление) ограниченный запас представлений,
    словарный запас, речевые разнообразные
    нарушения. У преобладающего большинства
    отмечаются такие черты
    социально-психологического статуса, как:
    отсутствие самоанализа и самоконтроля,
    несформированность способности к сопереживанию,
    отсутствие целей и перспектив, беспринципность,
    иждивенческо-потребительская жизненная позиция,
    узкий круг духовных интересов. Эмоциональная
    сфера неустойчива: быстро и порой беспричинно
    меняется настроение. У большинства меняется не
    только настроение, но и появляется высокая
    тревожность. Они обидчивы, злы, насторожены,
    подозрительны, вспыльчивы, легко возбудимы,
    когда “не ведают, что творят”.

    Поэтому стандартный подход к
    организации индивидуальной работы с такими
    подростками не подходит. В работе с ними
    необходимо изыскивать новые пути,
    совершенствовать формы и методы персональной
    работы, чтобы воспитанник не только слушал, но и
    слышал душой и сердцем чего от него хочет
    педагог, осознанно понимал предъявляемые к нему
    требования.

    В данной работе собран теоретический и
    практический материал, по индивидуальной
    воспитательной работе с детьми и подростками в
    учреждениях закрытого типа, основанный на
    собственном опыте.

    Главная цель этой работы –
    сформировать полное понимание процесса
    индивидуального воздействия на подростков, и
    обеспечить задачу социализации и возвращения в
    общество ребенка с девиантным поведением.

    Список используемой литературы:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Е.И.Рогов/ Настольная книга психолога.. – М.:
    издательство “Владос- Пресс”, 2006г.
  • И.А.Фурманов/ Психология детей с нарушениями
    поведения. М.: Гуманитарный издательский центр
    “Владос”, 2004
  • Т.А.Шилова/ Психодиагностика и коррекция детей с
    отклонениями в поведении, – М.: Айриф-Пресс, 2005
  • Петрушин В.И./ Психологические аспекты
    деятельности учителя и классного руководителя
    М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001
  • Н.Д.Левитов/ Детская и педагогическая
    психология. М.: “Просвещение”. 1974
  • Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.:
    Педагогика, 1987.
  • Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4


    Следующий: