Организация и проведение исследовательско-познавательных форумов старшеклассников

Гимназия № 1527 внимательно всматривается в
быстро меняющийся мир, ищет свой путь
образования и воспитания детей. Мы считаем, что
развитие ребенка является ключевым понятием
педагогического процесса сегодняшнего дня, а
потому одной из стратегических задач является
становление творческой, думающей личности,
умеющей самостоятельно учиться, воспитание
патриотов своей страны. Поэтому мы постоянно и
целенаправленно работаем над созданием
атмосферы творчества поиска, над созданием
условий для сотворчества взрослых и детей. Для
активного включения детей в процесс учения
гимназия внедряет новые педагогические
технологии: прежде всего метод проектов. С 1996
года началась разработка и апробация метода
исследовательско-познавателъпых форумов
в
управлении образовательным процессом. Целью
данной деятельности является повышение интереса
учащихся к приобретаемым знаниям, расширение их
кругозора, получение навыков исследовательской
работы с литературой и первоисточниками,
приобщение к произведениям искусства, музыки и
поэзии.

Результатами ИПФ

являются активный интерес
учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими
в самостоятельном творчестве и практической
работе; влияние воспитательной информации,
выходящей за рамки стандартных учебников;
обучение приемам исследовательской работы с
книгами, в музеях, на выставках; приобретение
навыков общения с новыми людьми (активная
социализация учащихся); ознакомление с
произведениями разнообразных искусств; развитие
способностей адекватного представления
результатов своей работы в форме публикаций,
литературных сочинений, рисунков, фотографий,
звуко- и кинозаписи. К ожидаемым результатам
относится также повышение квалификации
педагогического коллектива — умение совместно с
учащимися выдвигать значимые проблемы,
требующие прежде всего интегративных знаний;
освоение исследовательских методов; отказ от
стереотипов поведения на занятиях, расширение
творческого потенциала учителей, расширение
кругозора..

Подготовка и проведение ИПФ включает

4 этапа:
выбор темы и ее рубрикация (разделение на
проектные мастерские, «гостиные»); активная
исследовательская работа учителей, разработка
ноу-хау мастерских; совместная работа мастерских
(поиск и композиция всех видов информации),
представление результатов участникам игры и
жюри (презентация), награждение; совместное
определение задач на дальнейшую работу.

  • Первый этап выполняется педагогами по
    представлению и под руководством администрации
    школы;
  • Второй — исследовательская работа в
    библиотеках, музеях, общественных учреждениях:
    (погружение в проблему);
  • Третий этап осуществляется учащимися,
    пожелавшими войти в соответствующие группы -
    мастерские(собственно проект);
  • Четвертый этап в зависимости от вида проектной
    мастерской или «гостиной» проводится в форме
    научно-практической конференции, дискуссии,
    театрализованных действий,
    выставок(презентация);
  • Подведение итогов и награждение осуществляет
    жюри, работающее под руководством директора
    гимназии. Затем проходит заинтересованный
    разговор всех участников игры о дальнейшей
    судьбе проекта(рефлексия).

Исследовательско-познавательный форум
представляет собой последовательную во времени
совокупность действий учащихся старших классов
и педагогов, содержащую подготовительный и
заключительный этапы.

Подготовительному этапу предшествуют
организационные действия:

  • Выбор темы (направления) ИПФ;
  • Выбор девиза;
  • Разработка структуры творческих подразделений
    и определение требований к участникам;
  • Рассылка приглашений потенциальным участникам
    игры (школы и гимназии административного округа
    или города;
  • Формирование жюри.
  • Выбор темы и девиза ИПФ обсуждается с
    гимназической общественностью, которая заранее
    информируется о намерении провести «игру».
    Вопрос окончательно решается на педагогическом
    совете.

Сложились интересные традиции при открытии
форума — торжественное музыкальное начало,
защита коллажей и видеофильмов, представление
команд.

Исследовательско-познавательные форумы
основываются на положениях проектной методики,
проводятся по проектным мастерским — в любой по
форме мастерской выдвигается исследовательская
серьезная задача; организуется самостоятельный
поиск, проходит обучение исследовательским
методам деятельности. Разработка «структуры»
ИПФ осуществляется более узким кругом педагогов
- руководителей будущих структурных
подразделений участников. Эти подразделения
обычно именуются проектными мастерскими, иногда
- при сугубо художественном уклоне -
«Гостиными», иногда Публичными чтениями.

Традиционно в рамках игр проводятся семинары
для администрации и учителей школ по новым
педагогическим технологиям:

  • метод проектов (ИПИ № 1, 2,7,8,9)
  • метод сотрудничества (ИПИ № 2, 3,4,8)
  • работа с одаренными детьми (ИПИ №3,4,6, ИПФ1)
  • развитие критического мышления (ИПИ № 4)
  • здровьесберегающие технологии (ИПИ № 4, ИПФ 3)
  • как научить детей любить книгу (ИПИ №6, ИПФ 2)
  • развитие познавательной активности (все ИПИ,
    ИПФ).

Во время второй игры перед учителями выступали
представители Совета Европы, Евроклуба,
руководители музеев Москвы ( например,
заповедников Коломенское и Царицыно).

В соответствии с концепцией IV игры был проведен
семинар для учителей школ-участниц по теме:
«Общие проблемы использования информационной
сети Интернет в образовательном процессе».
Круглый стол семинара показал, что учительство
понимает необходимость расширения
информационного поля, важность использования
Интернет в учебном процессе.

Заметим, что уже в первой игре наглядно
реализовался выдвинутый гимназией ранее принцип
исторических параллелей, сущность которого
состоит в том, что истории и культуры разных
стран и народов изучаются путем сопоставления
сходных личностей, внесших конкретный
существенный вклад в общечеловеческую
цивилизацию (см. А.С.Смертина «Принцип
исторических параллелей в учебно-воспитательной
работе», Сборник материалов международной
школы, выпуск 3, 1998)

Во время ИПИ были апробированы такие формы как:

  • дискуссионный клуб;
  • игра «Сто к одному»;
  • защита макетов и коллажей;
  • публичные чтения;
  • русская, немецкая секции;
  • философская гостиная;
  • литературное кафе; игра «Дебаты».

«Дебаты» — это интеллектуальная игра
старшеклассников основной целью которой
является сформировать доброжелательный,
демократический стиль общения с оппонентом,
умение выслушать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою. Темы дебатов
могут быть самыми разнообразными — от сугубо
подростковых до общеполитических, поэтому
каждая игра требует подготовки. А это — новые
знания, навыки выступления перед аудиторией и
умение выразить себя через слово.



За эти годы проведены
исследовательско-познавтельные

игры,
которые переросли в
исследовательско-познавательные
форумы.

Подготовительный этап (собственно
творческая работа учащихся) занимает от
нескольких дней до даже недель. Участники Форума
самостоятельно решают, из каких источников
следует получить недостающие знания, с какими
внешними учреждениями следует связаться
(музеями, библиотеками, институтами), с кем
следует побеседовать, как распределить работу
между членами группы, как представить жюри и
зрителям результаты своей работы.

Процесс «игры» становится интересным
(желательным) т.к. позволяет учащемуся проявить
свою индивидуальность и творческий потенциал,
что является естественным стремлением каждого
человека. Так, во время одной из ИПИ («Мы
—европейцы», 1998 г.) участники творческой
мастерской имели даже личные встречи с
представителями администрации президента и
Думы.

Заключительный этап

игры состоит в
представлении результатов работы творческих
мастерских, гостиных или других
«подразделений» в присутствии жюри и зрителей.
Презентация творческих достижений в Форуме
осуществляется после часового перерыва на обед
(13-14 часов). Формы презентации могут быть
различными. Так, в приводимом примере ИПИ,
посвященной юбилеям А.С.Пушкина и И.В.Гете,
вышеназванные гостиные представляли свои
достижения в форме красочно костюмировано го
бала — «Бал у А.С.Пушкина и И.В.Гете». Презентации
занимают, как правило, не более одного часа. После
этого начинает работу экспертное жюри, которому
представляют результаты своих наблюдений
руководители мастерских и гостиных.

За эти годы были проведены следующие игры и форумы.

Игра 1, 1997

«Москва! Как много в этом звуке…»

Игра 2, 1998

«Мы европейцы?!…»

Игра 3, 1999

«Их имена и в новый век возьмет с
собою человек»

Игра 4, 2000

«Новые люди, идеи, машины путь
покоряют творений вершины»

Игра 5, 2001

«Пусть скажет каждая страна: нам
нужен мир, а не война!»

Игра 6, 2002

«Великие книги: их творцы и
судьбы»

Игра 7, 2003

«Края московские, края родные»

Игра 8, 2003

Россия: былое, ныне и думы»

Игра 9, 2004

«Земля — колыбель человечества,
но:»

Форум 1, 2005

«Научный подвиг поколений пусть
вдохновит искусства гений»

Форум 2, 2006

«Столетия грядущего с надеждою
листая…» (Человек будущего и будущее
человека)

Форум 3, 2008

«Будущее — это мы!»

Форум 4, 2008 12 декабря

«Семьей крепка Россия»
(к Году семьи) в рамках проекта «Москва на
пути к культуре мира»

Приведем примеры творческих мастерских
некоторых ИПИ и ИПФ

I. ИПИ Россия: былое, ныне и думы

  • «Люблю тебя, Петра творенье!» — проект
  • «Москва, Россия, человек» — микроисследование
  • «Костюм в России от поля до бала» — проект
  • «О, великий, могучий, свободный русский язык» — круглый
    стол
  • «Дела и люди России в памятниках» — проект
  • «Человек в правовом пространстве России сквозь
    века» — конференция
  • «Может ли государство вмешиваться в семейную
    жизнь» — дебаты
  • «Подростки и дети в победе в Великой
    отечественной войне» — проект

II. ИПФ Столетия грядущего с надеждою листая:

  • «Законы развития технических систем» (Проект)
  • «Каким он станет человек, когда настанет N-
    век?» (Проект)
  • «Гений — норма жизни?» (Дискуссионный клуб)
  • «Звучи же гордо, Человек, и ввысь иди от века в
    век!» (Проект)
  • «Интернет уничтожит книгу» (Дебаты)
  • «Время, вперед!» (Деловая игра)
  • » От первых костров:» (Альтернативная энергия)(Проект)
  • «С телетайпной ленты:» (Интернет-проект)
  • «Эхо будущего» (Круглый стол)
  • «Архитектура будущего» (Проект)
  • «Финансирование образования в будущем» (Деловая
    игра)

III. ИПФ «Будущее — это мы!»

  • «Путь в лабиринте» (выбор профессии) — конференция,
    деловая игра
  • «Сочиним сказку» — сказочные импровизации
  • «Учитель в моей жизни» — дебаты
  • «Модели семьи в моем представлении» — проект
  • «Учись думать самостоятельно» — проект
  • «Мечты и надежды молодежи» — круглый стол
  • «Если б я был президентом нашей страны» — дебаты
  • «Глаза детей — души моей светильник» — проект
  • «Мои фантастические идеи» — проект
  • «Проблемы начинаются в юности» — мозговой
    штурм
  • «Современная молодежная субкультура: конфликт
    или взаимодействие» — проект, дискуссия
  • «Дети и театр» — проект-импровизация

Мы считаем, что методика ИПФ является мощным
педагогическим средством и неисчерпаемым
арсеналом повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса в средней школе,
равно как и стимулом для профессионального роста
учительства. Границ его применения ни по форме,
ни по содержанию нет. Здесь вполне уместно
высказывание Л.Н.Толстого: «Знания только тогда
являются знаниями, когда они порождены усилиями
собственной мысли». Заставить человека думать -
это значит сделать для него значительно больше,
чем снабдить определенным количеством
инструкций (Ч.Бэббидж).

ИПФ увеличивает жизненный опыт участника,
расширяет и углубляет его внутренний мир,
способствует укреплению дружбы, взаимопонимания
между молодыми людьми.

Приложение 1.

Положение о
Исследовательско-познавательном Форуме

Приложение 2.

Условия участия в ИПФ

Приложение 3.

Примерная программа
ИПФ

Приложение

4. Порядок
работы над ИПФ

Приложение 5.

Тематика проведенных
ИПФ




Следующий: