Организация деятельности творчества младших школьников


Организация творческой деятельности младших школьников.

Деятельность,  основанная на принципах гуманно-личностной педагогики, способствует развитию интеллектуальных умений, творческих способностей, достижению высоких результатов учебной деятельности. Поэтому мною была продумана система личностно – ориентированного подхода к организации учебной деятельности, в основе которой лежит внутренняя дифференциация, позволяющая  обеспечить комфортное усвоение программного материала каждым обучающимся. Также высокому уровню усвоения программного материала способствует использование проблемного метода обучения, исследовательских и частично-поисковых методов обучения, развивающих, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий. Данные методики позволяют простроить обучение в зоне ближайшего развития, что положительно сказывается на усвоении учебного материала и достижении высокого уровня развития творческих способностей обучающихся.

В течение каждой  учебной четверти веду карту успеха, в которой фиксирую промежуточные результаты учебных и творческих  работ по  предметам. Каждый обучающийся видит  движение вперёд как собственное, так и своих одноклассников. Последний урок четверти –  круглый стол  на тему «Чего мы достигли?», на котором мы с ребятами обсуждаем  итоги  деятельности, вносим свои предложения и рекомендации, совместно намечаем перспективный план развития на следующую учебную четверть.
По итогам  четверти составляю образовательный рейтинг обучающихся класса по следующим параметрам: творчество, стандарт, оригинальность, этикет, актуальность, перспектива, личный вклад. Рейтинговая система оценки успешности обучающихся даёт регулярность и объективность оценки результатов работы обучающихся, открытость оценивания не только знаний, но и умений применять их на практике,  наличие обратной связи, предполагающей своевременную коррекцию содержания и методики преподавания дисциплины, отслеживание динамики личностного развития. На основе набранного обучающимися количества итоговых рейтинговых баллов определяются обучающиеся, удостоенные звания «Лучший гимназист». Каждому ребёнку  предоставляю право поверить в свои возможности, способности. Напротив  фамилий похвала – совет: «Вы – настоящие творцы!», «Вы – интересные  дети! С вами приятно работать! Думаю, что не остановитесь на достигнутом!», «Вы – целеустремлённые  дети! Надеюсь, что движение к высшей  ступеньке вами будет достигнуто!», «Вы – любознательные дети! Прибавьте активности в своих  действиях!» Образовательный рейтинг позволяет мне дать многоаспектную характеристику индивидуальных достижений обучающегося. У каждого ребёнка есть индивидуальное детское портфолио, в котором собраны материалы,  фиксирующие  достижения  в учебной, творческой и иной деятельности.
Положительной динамике достижений обучающихся  способствует творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс способствует активизации поисковой активности, развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков, творческих способностей,   качественному усвоению знаний. Процесс планирую  так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями. Обучающиеся  представляют  творческие работы  в различных формах: проект, презентация, слайд – шоу, журнал, мини – спектакль. Творческая работа представляется индивидуально, в паре, в группе. К созданию творческих работ ребята относятся очень заинтересованно, с удовольствием, осознавая то, что творчество- это шаг в развитии, проявлении своих возможностей. Творческие работы  пробуждают в детях активность, самостоятельность,  познавательный интерес, творческое мышление. Свои  интеллектуальные «продукты» ребята представляют на декадах, предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах. Ежегодно количество ребят, желающих создать свой «собственный продукт» и представить его на конференции, фестивале, увеличивается. Благодаря атмосфере сотрудничества, совместного поиска мы достигаем желаемого результата.
Активное включение ребят в процесс  добывания знаний в  коллективно распределённых формах деятельности или в совместной деятельности имеет возможность развития интеллектуальных умений, проявления творческих способностей и во внеурочное время. Именно активная поисковая деятельность рождает человека творческого, инициативного, целеустремлённого, с активной жизненной позицией. Все мои обучающиеся заняты во внеурочной деятельности.



С  первого класса провожу интеллектуальный  конкурс «Почемучка» (русский язык, математика, литературное чтение), конкурс знатоков «Что? Где? Зачем»(история, окружающий мир). Участие в  конкурсах развивает у ребят интеллектуальные умения, творческую инициативу, повышает престиж научных знаний, интерес к предмету. В течение   4 лет в классе функционируют творческие клубы, объединения по интересам:

1.Интеллектуально-поисковый  клуб «Эрудит» (в рамках реализации  проекта «Исследовательский дебют»). Цель работы клуба: удовлетворение потребности в новой информации, коммуникативная адаптация, развитие исследовательских навыков, интеллектуальных умений.
2. Классная творческая лаборатория.
3.Группа экспертов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися).
4.Группа консультантов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися).

Цель работы лаборатории и групп: самораскрытие одарённых учащихся (умственное, эмоциональное, индивидуальное различие), коммуникативная адаптация, развитие творческих способностей обучающихся.
Создаю все условия для оптимального развития одарённых детей, осуществляя деятельность в рамках комплексной программы «Одарённые дети». Работу с одарёнными детьми организую через различные виды деятельности на уроке и вне уроке. Систематически провожу индивидуальную и дифференцированную работу, олимпиадные тренинги,  оказываю консультативную помощь в выполнении индивидуальных, групповых исследовательских заданий, творческих работ,  проектов, провожу систематическую работу по подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям, фестивалям. Такая систематическая работа  даёт  положительные результаты развития  творческих способностей обучающихся.
Активное участие принимают мои ребята в школьных, городских, областных научно-практических конференциях, фестивалях,  конкурсах. Ежегодно принимают участие в Дне Науки в гимназии, в рамках которого проходит научно-практическая конференция младших школьников «Юные исследователи». На конференции ребята представляют материалы – «продукты» собственного исследования и поиска в форме компьютерной презентации, слайд – шоу, иллюстрированного детского литературного, природоведческого журнала. Ребята  представляют свой  творческий  материал по таким учебным предметам, как литературное чтение, история, окружающий мир, изобразительное искусство. Путь к успешному публичному выступлению требует долгой и кропотливой работы. Юному  творцу и исследователю я помогаю осмыслить выделенную им проблему, спрогнозировать эффективные и рациональные пути её разрешения. Затем обучающийся сам выдвигает гипотезы, накапливает факты, анализирует, доказывает. В конечном итоге продумывает форму представления своего  творческого «исследовательского продукта». Все мы проходим трудный, но   интересный  путь проб, ошибок, поисков и открытий.

При совместной творческой деятельности  на занятиях спецкурса «В мире сказок и басен », автором  программы  которого являюсь, пытаемся проникнуть в насыщенность сказочного и басенного миров, почувствовать его особый аромат. Благодаря нашей кропотливой работе дети научаются чувствовать мелодию, интонацию, сопереживать героям. А как эмоционально доносят дети сказки и басни  до окружающих! А самое главное – это то, что дети умеют живо воспроизводить  сказку и басню   в разных жизненных ситуациях. Ребята с огромным удовольствием выполняют творческие работы на материале сказок и басен. В них чувствуется бережное отношение к авторским  и собственным деталям сказки, басни.  На занятиях продолжаем, создаём сказку и басню  «наоборот», рисуем словесно, иллюстрируем, чтобы глубже окунуть ребёнка в сказочный и басенный  мир, помочь почувствовать своеобразие сказки и басни. А с каким желанием, удовольствием дети создают сказки и басни  собственные! Среди авторских сказок и басен  лучшими по мнению группы классных экспертов становятся практически все «творения», поскольку каждая хороша по-своему: по сюжету, по идее введения главных героев, по завораживающему описанию  событий, по неожиданной развязке, по ненавязчивому совету и морали  автора. Созданы классные  «Сборник сказок» и «Сборник басен».

Именно с постановки сказок и басен  спецкурса, автором которого являюсь,  родилась идея рождения классного театра кукол «Ашники». В репертуаре театра – постановки  сказок и басен   по произведениям программы спецкурса «В мире сказок и басен », востребованных по сценариям классных и школьных праздников, выбранных самими детьми из классических образцов и собственного сочинения. Артистом становится каждый из ребят. Неиссякаемо желание  ребят быть сценаристами, звукорежиссёрами, что воплощается в жизнь. Конечно же, наши помощники–родители!

Традиционным стало проведение  литературных праздников и гостиных, на которых ребята более полно открывают для себя творчество А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака и свои творческие способности.   Первые пробы пера в начальных классах и участие во всех литературных конкурсах  для моей ученицы Трифоновой Татьяны (ныне студентки ТГУ) определили увлечение на всю жизнь. Вышел сборник стихов «Я просто больше не заплачу» (учебно-производственная типография Томского университета). Сколько прекрасных переживаний у ребят вызвала встреча с молодой поэтессой! С каким удовольствием мы вспоминали те первые пробы пера о щенке, дождике, о первой пятёрке! Восторгу не было предела, когда ребята получили в подарок сборник стихов.



Деятельность обучающихся в интеллектуальных и творческих  конкурсах, интеллектуально-поисковом  клубе «Эрудит», конференциях, фестивалях, классном театре и праздниках, гостиных   значима для каждого участника. В результате создания социально – значимых продуктов (компьютерных презентаций, познавательных  журналов, классных сборников творческих работ, спектакле) развиваются интеллектуальные умения, творческие способности обучающихся. 



Динамичному развитию обучающихся  способствует систематическое пополнение материала в  3 зонах классной творческой лаборатории: информационной, творческой, исследовательской. В информационной зоне сосредоточена литература (классная библиотечка) художественная, энциклопедическая, историческая, природоведческая. В шкафах сгруппирован раздаточный материал по разным областям: литература, языкознание, математика, история. В творческой зоне собрана  не только литература, но и  творческие  работы бывших выпускников и нынешних обучающихся. Эти работы совершенно разные: макеты, презентации, творческие альбомы, журналы, созданные ребятами, диски с программами. Главная цель их показа – обращение к одноклассникам с представлением собственного труда при  работе с учебным материалом. Специально отведены места для индивидуальной, парной, групповой работы по мере необходимости. Раздаточный материал активно используется в работе по внеучебным темам, собранный детьми: карточки, иллюстрации, фотографии, макеты, рисунки. В исследовательской зоне находятся материалы, необходимые для разрешения. Это и запросы одноклассников (к конкретному человеку, к паре, к группе), и незаконченные работы, требующие консультации. Консультации проводятся по потребности учителем и группой консультантов. В шкафах находятся готовые «продукты» исследований и творчества  — журналы, презентации, проекты, сборники с авторскими работами ребят, которые с интересом изучают все дети моего класса и коллеги по работе.

В настоящее время работаю по  образовательной  программе «Школа 2100». Цель программы — «формирование функционально-грамотной личности» чётко совпадает с  моей педагогической   целью — «воспитание  человека, которому предстоит жить в XXI веке, человека функционально грамотного, творческого, инициативного, целеустремлённого в будущее». Данная программа ценна для меня в том, что она основана на инициативности и творческом поиске каждого участника образовательного процесса. «Школа 2100» — это школа поисковика, исследователя, творца. На уроках по всем предметам ребята сами открывают знания, представляют результаты своих исследований по темам творчески: в форме сочинений, путевых  очерков, журналов, моделей, презентаций, слайд – шоу. Обучающиеся  работают  в парах, в группах, где слабый  чувствует поддержку товарища. Полученные знания усваиваются быстрее, снимается дискомфортная обстановка на уроке. В практике моей работы — различные типы уроков: дискуссия, панорама, конференция, партнёрства, творчество. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая  создает все  условия для  качественного усвоения знаний.

В нашей совместной деятельности ребятам необходимо осваивать и использовать огромные потоки информации. Помогает нам  в решении этой задачи  использование информационно-коммуникационных  технологий. Применение компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным.  Я считаю,  что использование компьютера на моих уроках  даёт  преимущество в следующем:

— осуществление  дифференцированного подхода;
- повышение мотивации учебной деятельности;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- возможность получения объективной картины уровня усвоения знаний,
- развитие творческих способностей обучающихся (создание презентаций, слайд – шоу).

Стараюсь по максимуму использовать ИКТ в процессе обучения по предмету и во внеклассной работе. Создаю презентационно – иллюстративный материал, мультимедийные программы ( по отдельным темам предметов). Ребята также традиционно при подготовке  к  образовательным событиям используют ИКТ, готовя творческие работы.

В моей практике  важное место занимает диагностическое прямое развивающее обучение в рамках личностно – ориентированного  подхода в обучении. Данная технология основана на психотехнике прямой тренировки различных учебных способностей, осуществляемой мною на занятиях  спецкурса «Практическое  человекознание». Являюсь автором программы. На занятиях целенаправленно и  непосредственно тренирую продуктивные способности. На первом этапе диагностирую исходный уровень процессов, затем совершенствую путём тренировочных и моделирующих упражнение, вовлекая их  в учебную и  творческую деятельность. 

Вовлечение в творческую деятельность осуществляю, углубленно  работая  по теме «Эмоциональная и чувственная выразительность», «Развитие навыка стихосложения». Умение быть эмоционально выразительным – важное качество любого ребёнка. Оно связано с возможностями школьников развиваться не только интеллектуально, но и духовно, т.е. формировать эмоциональный интеллект. Как проникновенно и вдохновенно декламируют ребята произведения классиков и свои собственные! В результате плодотворной работы по развитию навыка стихосложения  у детей формируется потребность к сочинительству. Ребёнок учится поэтической выразительности. Отрадно то, что способность к стихотворчеству проявляется в разных ситуациях. Ребята собственными «шедеврами сочинительства» поздравляют друг друга с Днём рождения, выполняют учебные задания, начинают сочинения, т.е. пишут по желанию, потребности, для удовольствия, для самопознания. В сотрудничестве с родителями, моими выпускниками, обучающимися создан классный «Поэтический сборник».
В результате организованной творческой деятельности у  обучающихся качественно и динамично формируются интеллектуальные, организационные, коммуникативные умения, необходимые современному школьнику. Наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся  в творческой деятельности.

Эффективность  подтверждается следующими результатами:

Учебные достижения:

— абсолютная успеваемость по всем предметам – 100%,
качественная успеваемость по русскому языку   – 80%,  литературному чтению – 100%;
- победитель  и призёр (2 место)  во втором этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку.
- ежегодное активное участие в Международном конкурсе – игре «Русский медвежонок – языкознание для всех», в  2004 году  Муравлёва Елизавета стала победителем по Томской области; в Международной игре «Кенгуру»,
- участники Российского проекта «Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы», проводимого ТОИПКРО   под патронажем Института продуктивного образования  Российской Академии Образования, Центра   технологии тестирования «Кенгуру плюс» в рамках освоения программы «Продуктивное обучение – математика для всех».
Результаты внеурочной деятельности обучающихся:
- призёр (3 место)  в городском конкурсе чтецов «Мой город родной!»,
- победитель   в городской литературной акции « О чистой водице замолвите слово» в номинации «Проба пера»,
- победитель в городской викторине   «Сказочный мир»,
- Дипломанты  городского литературного конкурса среди школьников и студентов «Россия через полвека»,
- призёр (3 место, команда) в городской  творческой викторине « Мой Томск»,
- участники городской программы «Калейдоскоп чудес» (путешествие на звезду Творчества — команда),
- призёр (3 место)  в городской научно – практической конференции в рамках городского проекта «Юные дарования – Томску»,
- Дипломанты городского фестиваля «Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе»,
- победитель, призёры (два  2  и 3 место)  в областном ученическом конкурсе «Марафон знаний – 2008» (изобразительное искусство),
- призёры (2 и 3 место)  в областном фестивале проектов -  2007,
- участники областного творческого конкурса «Кенгуру 15»,
- участники городского творческого конкурса сочинений «Моя счастливая семья»,
- призёр (3 место)  в  городском творческом конкурсе «Энергетик – профессия почётная»,
- победитель и призёры городского творческого конкурса «Окна твоего города»,
- победитель  в областном фестивале проектов 2008,
- участник  российского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»,
-  Дипломанты городского детского фестиваля «Под Рождественской звездой».
Мои обучающиеся имеют печатные статьи в сборниках городского и областного уровней.




Следующий: