Обучение учащихся правилам езды на велосипеде

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,79 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Обучение безопасному движению на велосипедах.
  • Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  1. Рассказать историю создания велосипеда.
  2. Рассказать правила езды на велосипеде.
  3. Расширить знания учащихся о правилах дорожного движения.
  4. Формировать представление младших школьников о безопасности при передвижении на велосипеде по улицам и дорогам.
  5. В игровой форме (эстафете) закрепить знания, полученные во время теоретического занятия.
  6. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность: По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий.

Знания, умения и навыки школьников по итогам занятий:

В результате проведения заняти по обучению учащихся правилам езды на велосипеде младшие школьники должны знать:

  • историю создания велосипеда;
  • правила езды на велосипеде;
  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  • типичные ошибки при катании на велосипеде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • места, где можно и где нельзя кататься на велосипеде;
  • название и назначение дорожных знаков для велосипедистов.

Учащиеся начальной школы должны уметь:

  • подавать сигнальные знаки при передвижении на велосипеде;
  • пересекать проезжую часть;
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах;
  • не создавать помех движению транспорта.

Участники: учащиеся 3-4 классов.

Форма проведения: презентация, викторина, эстафета.

Продолжительность: 45 минут.

  • Презентация – 20 мин.
  • Переход в спортивный зал, формирование команд – 5 мин.
  • Эстафета – 20 мин.

Место проведения: актовый зал, спортивный зал.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, дидактический материал, велосипеды.

Ход мероприятия

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное мероприятие. Сначала мы изучим правила езды на велосипеде, посмотрев презентацию, а затем закрепим полученные знания на практике в спортивном зале.

Слайд2

Каждый человек имеет право:

  • с рождения быть пассажиром;
  • примерно с года быть пешеходом;
  • с 12 лет ездить на переднем пассажирском сиденье или на заднем сиденье мотоцикла;
  • с 14 лет обучаться езде на мотоцикле;
  • с 16 лет обучаться вождению автомобиля, получить права на вождение мотоцикла;
  • с 18 лет получить водительские права.

– Постойте, мы забыли ещё один вид транспорта:

Сам не едет, не идёт,
Не подержишь – упадёт.
А педали пустишь в ход,
Он помчит тебя вперёд.

Что это такое?

Слайд 3

Правильно, ВЕЛОСИПЕД.

Слайд 4

Из истории создания велосипеда:

Первые упоминания об устройствах с двумя колёсами, на которых может перемещаться человек, встречаются в XV веке. К этому периоду относятся сведения о некоем Михаэле Каслере, тележных дел мастере. Построенный им прототип велосипеда, представлял собой два обычных тележных колеса, оси которых закреплялись между ножек специальной скамейки. Высота скамейки была такой, чтоб сидящий на ней верхом человек мог свободно доставать ногами до земли. Приводился в движение этот агрегат простым способом – отталкиванием ногами от земли.

Следующий технический шаг на пути развития велосипеда был сделан бароном Карлом Дрэйзом. Воспользовавшись идеей Каслера, Карл Дрэйз в 1817 году ввёл в конструкцию двухколёсного самоката небольшое, но очень важное усовершенствование – управляемое переднее колесо. Это сильно облегчало жизнь «всаднику», избавляя его от необходимости приподнимать и разворачивать на поворотах тяжелую конструкцию весом в 120 килограммов.

Началом промышленного производства велосипедов можно считать 1870 год, когда англичанин Хилман начал производство и продажу двухколёсных металлических велосипедов, получивших название «паук». Велосипед-«паук» представлял собой конструкцию, имевшую очень большое переднее колесо, снабженное педалями, и маленькое заднее. Такие велосипеды имели массу недостатков – были очень неустойчивы и тяжелы в управлении. Первые «пауки» не имели тормозов, и если такой велосипед покатится под горку, то несчастный случай был вполне вероятен. Спустя некоторое время, передние колёса «пауков» стали оснащать тормозами, что снизило опасность этих машин.

Слайд 5

Следующий прорыв в развитии велосипеда был сделан человеком, далёким от технических профессий. Как это ни странно, им оказался ветеринарный врач. Чтобы облегчить жизнь своему сыну, он придумал велосипедные шины. Изначально шины Данлопа заполнялись водой, но из-за большого веса колеса, изобретатель решил использовать сжатый воздух.

Окончательный толчок к массовому распространению велосипедов, приближенных по своему устройству к современным, дало изобретение цепной передачи. Это открытие было сделано в Англии. С этого момента начинается история развития современного велосипеда.

Слайд 6

Витя Мухин сделал трюк:
Он решил катить без рук…
Рама – в яме,
Руль – в траве,
Колесо – на голове!

Ребята, чтобы нам никогда не оказаться на месте Вити, мы должны выучить правила езды на велосипеде.

Слайд 7

При движении по дорогам управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет.

Слайд 8

Велосипедистам разрешено двигаться только по крайней правой полосе в один ряд. Движение по обочине допускается, если это не мешает пешеходам

Слайд 9-13

Водителям велосипеда ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до семи лет на специально оборудованном сиденье);
  • буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами;
  • поворачивать налево и разворачиваться, если дорога имеет больше двух полос (в таком случае надо пересечь дорогу как пешеход, а затем ехать в нужном направлении);
  • движение велосипедов на автомагистралях.

Слайд 14-16

Дорожные знаки для велосипедистов:

Велосипед – это транспортное средство, велосипедист – водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения.

На дорогах устанавливаются дорожные знаки, они самые разные, но существуют знаки и для велосипедистов

Знаки, разрешающие движение велосипедисту:

«Велосипедная дорожка»
Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).
«Конец дороги для автомобилей»

Знаки, запрещающие движение велосипедисту:

«Движение на велосипедах запрещено»
Запрещается движение велосипедов и мопедов
«Движение запрещено»
Запрещается движение всех транспортных средств
«Дорога для автомобилей»
Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов

Предупреждающий знак:

 «Пересечение с велосипедной дорожкой»

Слайд 17

Специальные знаки при движении на велосипеде:

Кроме дорожных знаков существуют специальные знаки при движении на велосипеде для обозначения манёвра, и мы обязательно должны их запомнить (показывают члены клуба ЮИД):

Поворот или перестроение направо:

– вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.

Поворот или перестроение налево:

– вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

Остановка: поднятая вверх рука (любая).

Итак, сегодня мы узнали много нового и интересного, а сейчас

Слайд 18

ВНИМАНИЕ, викторина для будущих велосипедистов

Слайд 19 – 22

Что означает данный знак на проезжей части?


правильно, велосипедная дорожка прямо

– Какое действие хочет совершить велосипедист?

 
правильно, поворот направо

Какое действие хочет совершить велосипедист?

 
правильно, поворот налево

Кто здесь нарушил правила?


 
правильно, мальчику нет ещё 14 лет

МОЛОДЦЫ!

Мы изучили один из разделов Правил дорожного движения: «Правила езды на велосипеде», а сейчас мы приглашаем вас в спортивный зал, чтобы закрепить знания на практике.

В спортивном зале формируются команды: по шесть человек от каждого класса. Остальные ребята являются болельщиками.

Помощниками в проведении эстафеты и членами жюри являются ребята из клуба ЮИД.

Ход эстафеты:

Эстафета проводится по типу весёлых стартов, но с заданиями, посвящёнными правилам дорожного движения. Все участники эстафеты по очереди пробегают заданную дистанцию, на которой выполняют те или иные задания. Первой команде за быстроту выполненного этапа даётся 5 баллов, а второй – 3 балла.

Этапы эстафеты:

  1. РАЗМИНКА. Участники пробегают дистанцию и передают друг другу эстафетную палочку – жезл инспектора ГИБДД.
  2. ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. Участники, 1, 3, 5 пробегая дистанцию, берут по одной полоске «зебры» с вопросами, возвращаются к команде. Команда отвечает на вопрос, который написан на принесённой полоске, словами: «разрешается-запрещается» и 2, 4, 6 участники бегут обратно и собирают «зебру». За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Кто это сделает быстрее и аккуратнее, тот и побеждает. (Шесть полосок чёрного и белого цвета для обеих команд лежат в одном месте, вопросами вниз – приложение 1).
  3. ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ. Участники, 1, 3, 5, пробегая дистанцию, берут по одной карточке с названием знака и возвращаются к команде. Участники 2, 4, 6, пробегая дистанцию, приносят знак, указанный в карточке – для выбора каждой команде предлагается 6 знаков. (приложение 2). За каждый правильно принесённый знак даётся 1 балл.
  4. ЮНЫЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ. Участники команд по очереди на велосипедах объезжают змейкой по три конуса, находящихся на расстоянии двух метров друг от друга, затем разворачиваются и по прямой возвращаются к команде. Подъехав к команде, необходимо показать остановку сигнальным знаком велосипедиста (подняв руку вверх).

Подведение итогов соревнований (приложение 3), награждение победителей.

Следующий: