Обучение плаванию младших школьников


Введение.

Это пособие, адресованное специалистам по
плаванию, работающим в общеобразовательных
начальных школах и больших бассейнах. Методика,
представленная в пособии, успешно апробирована в
течение 9 лет на обучающихся начальной школы.
Результаты апробации позволяют говорить о её
высокой эффективности и несомненной
практической ценности.

Кроме характеристики, предлагаемой
одновременной методике обучения плаванию,
рассчитанной на 102 занятия, и рекомендаций по её
использованию, в пособии даются общеразвивающие
и специальные плавательные упражнения,
применяемые в процессе обучения разным способам
плавания; приводится перечень возможных ошибок,
допускаемых детьми при выполнении плавательных
движений, и способы их исправления.
Заключительную часть представляет программа по
плаванию.

Методика отвечает всем необходимым известным
требованиям: доступна детям младшего школьного
возраста; соответствует задачам и условиям
занятий.

Организация занятий плаванием по предлагаемой
методике способствует установлению в бассейне
оптимального физкультурно-оздоровительного
режима. Методика предусматривает упражнения,
помогающие ребёнку освоиться в водной среде и
овладеть техникой различных способов плавания.
Достаточно времени в ней отводится и на развитие
основных физических качеств выполнением
упражнений на суше. По окончании обучения в конце
каждого года сдаются определённые нормативы по
плавательной подготовленности.

Одновременная методика обучения
плаванию.

Важнейшая отличительная особенность
предлагаемой методики состоит в том, что она
предусматривает обучение специальным
плавательным упражнениям на суше в начале
учебного года (это связано с началом
отопительного сезона в городе), а затем
имитационные упражнения выполняются на занятиях
избирательно.

Другой важной особенностью предлагаемой
методики является то, что ребёнок обучается
одновременно всем способам плавания, на основе
которых происходит выбор избранного способа. Как
показала апробация, все обучаемые особенно легко
усваивают движения руками, как при плавании
брассом, и ногами, как при плавании кролем (с
произвольным дыханием). При плавании этим
облегченным способом дети гораздо быстрее
овладевают умением держаться на воде и
преодолевать определённые расстояния.

Общеразвивающие, специальные и
имитационные плавательные упражнения.

Общеразвивающие и специальные имитационные
плавательные упражнения, выполняемые в
спортивном зале или на спортивной площадке,
содействуют общему физическому развитию детей,
развитию основных физических качеств,
ускоренному освоению техники способов плавания.

Упражнения для совершенствования в плавании
кролем на груди.

  1. Сесть, согнув одну ногу, взяться руками за пятку
    и носок стопы и вращать её вправо и влево.
  2. Сесть, упереться руками сзади, ноги выпрямить,
    носки оттянуть. Сначала выполнять ногами
    скрестные движения, затем, как при плавании
    кролем (ноги высоко не поднимать, выполнять
    движения от бедра, в быстром темпе).
  3. Встать, согнуть руки в локтях, кисти к плечам.
    Круговые движения руками вперёд, назад. Руки
    двигаются одновременно и попеременно.
  4. «Мельница» — вращение руками поочерёдно и
    одновременно в положении стоя, с притоптыванием
    и без него, на месте и с продвижением вперёд.
  5. То же упражнение, в положении наклонившись
    вперёд.

Упражнения для совершенствования в плавании
кролем на спине.

Можно выполнять все перечисленные упражнения
для кроля на груди, а также:

Вращение прямыми руками назад («мельница») с
постепенным увеличением темпа

В упоре лёжа сзади на предплечьях имитация
движений ног при плавании кролем

на спине.

Упражнения для совершенствования в плавании
дельфином.

Движения руками как при плавании дельфином.

Упражнения для согласования движений: руки
вверху, одновременные движения тазом и животом,
как при плавании дельфином.

Повторить то же движение с опущенными руками
вниз.

Наклониться вперёд, руки в упоре о стенку на
уровне плеч; таз поднять, плечи опустить, ноги
прямые. И, наоборот, гребок руками, плечи поднять,
таз опустить.

Упражнения для совершенствования в плавании
брассом.

В положении, наклонившись вперёд — движения
руками как при плавании брассом.

В положении сидя, руки в упоре сзади, делать
движения ногами как при плавании брассом.

Рекомендации по обучению плаванию.

На первом месяце начала занятий плаванием на
родительских собраниях необходимо провести
беседы об организации и содержании занятий. В
этих беседах следует обратить внимание на
значение занятий плаванием, помощь родителей при
обучении. Кроме того, нужно рекомендовать
родителям проводить закаливающие процедуры:
обтирания, ножные ванны со снижением температуры
воды.

При обучении следует руководствоваться
общепринятыми педагогическими принципами.

При организации занятий следует строго
соблюдать установленные
санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности на воде.

В бассейнах с мелкой и глубокой частью группы
неумеющих плавать должны заниматься у бортика
бассейна или на мелкой части, которая отделяется
от глубокой разделительной дорожкой. Занятия
рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 30-40
минут. Степень освоения учебного материала
оценивается по результатам выполнения
требований и стандартов, установленных для
каждого года обучения.

При обучении плаванию должны соблюдаться
правила по предупреждению травм и несчастных
случаев на воде.

Критерии оценки техники основных
плавательных движений.

Оценка техники движений производится по
наиболее существенным ошибкам, допускаемым
обучающимися. Существенные ошибки — это
значительные отклонения от нужных
пространственных, силовых или временных
параметров выполняемого движения, пропуски
отдельных элементов, вызывающие нарушения общей
структуры движения. Каждая такая ошибка снижает
оценку на 1 балл (по пятибалльной системе).

Ниже перечислены основные плавательные
движения и существенные ошибки в их выполнении.



Скольжение на груди:

чрезмерное прогибание
туловища (высокий подъём головы).

Скольжение на спине:

сгибание туловища в
поясничной области (скольжение «сидя»); прогиб
туловища в поясничной области (голова сильно
запрокинута назад).

Движения руками при плавании кролем на груди:


отставание предплечья и кисти во время гребка
(глажение); гребок в сторону от туловища; неполный
гребок; опускание руки на воду локтём вниз.

Движения руками при плавании кролем на спине:


неполный (короткий) гребок; отставание
предплечья и кисти во время гребка (глажение);
повороты туловища в сторону гребущей руки;
глубокий гребок.

Движения руками при плавании брассом:


широкий гребок; глубокий гребок; руки
недостаточно вытягиваются вперёд в конце гребка.

Движения руками при плавании дельфином:


неполный (короткий) гребок; опускание руки с
локтя; касание воды при проносе рук по воздуху.

Движения ногами при плавании кролем на груди:


чрезмерное сгибание ног только в коленных
суставах; чрезмерное сгибание ног только в
тазобедренных суставах; ноги широко расставлены
или находятся глубоко в воде; слишком широкая или
малая амплитуда движений.

Движения ногами при плавании кролем на спине:


низкая (высокая) работа ног; повороты туловища
(перекаты с бока на бок).

Движения ногами при плавании брассом:


несимметричные движения; чрезмерное
подтягивание ног под грудь; недостаточное
разведение стоп наружу при толчке ногами.

Движения ногами при плавании дельфином:


сгибание ног только в коленных суставах;
сгибание ног только в тазобедренных суставах.

Согласование движений рук, ног и дыхания при
плавании кролем на груди:

отклонение от
средней линии; вращение тела; неправильная
координация движений рук и дыхания (неполный
выдох и ранний вдох); низкое (высокое) положение
головы.

Согласование движений рук, ног и дыхания при
плавании кролем на спине:

остановка рук после
гребка у бедра; широкое вкладывание рук в воду;
неритмичное дыхание.

Согласование движений рук, ног и дыхания при
плавании брассом:

неправильная координация
движений рук и ног; пауза во время гребка.

Согласование движений рук, ног и дыхания при
плавании дельфином:

неправильная координация
движений рук и ног; заныривание после гребка.

Стартовый прыжок:

слабый толчок руками;
сильно согнуты ноги в коленных суставах при
входе в воду; сильно разведены ноги при входе в
воду; глубокий вход в воду.

При старте из воды

(кролем на спине):
чрезмерно высокий подъём тела на старте; слабый
толчок ногами от стенки.

Повороты при плавании кролем:

«подбирание»
руки; далёкий или близкий подход к повороту;
плохая группировка во время поворота.

Повороты при плавании брассом, дельфином:


медленное выполнение поворота; высокий выход из
воды после поворота; касание стенки одной рукой.

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией структуры и
содержания образования в области физической
культуры (М., 2001) предметом обучения в начальной
школе является курс плавания, рассчитанный на 102
часа. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются
физические качества, но и активно развиваются
сознание и мышление, творческие способности и
самостоятельность. Учитывая эти особенности,
предлагаемая программа по плаванию для учащихся
начальной школы ориентируется на решение
следующих образовательных задач:

- совершенствование жизненно важных навыков и
умений в плавании;

- обучение физическим упражнениям в таком виде
спота как плавание;

- развитие основных физических качеств:
быстроты, выносливости, координации движений;

- формирование общих представлений о плавании,
его значение в жизни человека, укреплении
здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям
плаванием;

- обучение простейшим способам контроля за
физической нагрузкой, отдельным показателям
физического развития и физической
подготовленности.

Разработанная в соответствии с Обязательным
минимумом содержания образования школьников в
области физической культуры и Минимальным
требованиям к уровню подготовки учащихся
начальной школы по плаванию, предлагаемая
учебная программа характеризуется
направленностью:

- на реализацию принципа вариативности,
обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с возрастно-половыми
особенностями учащихся, материально-технической
оснащённостью учебного процесса (бассейн);

- на реализацию принципа достаточности и
сообразности, связанного с распределением
учебного материала, обеспечивающего развитие
познавательной и предметной активности
учащихся;

- на соблюдение дидактических правил «от
известного к неизвестному» и «от простого к
сложному», ориентирующих выбор и планирование
учебного содержания в логике поэтапного его
освоения, перевода учебных знаний в практические
навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;

- на достижение межпредметных связей,
нацеливающих планирование учебного материала на
целостное формирование мировоззрения учащихся в
области плавания, всестороннее раскрытие
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
процессов и явлений;

- на усиление оздоровительного эффекта
образовательного процесса, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных
знаний и умений, самостоятельных занятий
плаванием.

Программа состоит из трёх разделов: «Знания о
плавании» (информационный компонент); «Способы
плавательной деятельности» (операционный
компонент) и «Физическое совершенствование»
(мотивационный компонент).



Содержание первого раздела «Знания о плавании»
соответствует основным направлениям развития
познавательной активности человека: знания о
природе (медико-биологические основы
деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности),
знания об обществе (историко-социологические
основы деятельности).

Раздел «Способы плавательной деятельности»
соотносится с представлениями о самостоятельных
занятиях плавание, способах организации
исполнения и контроля за физическим развитием и
плавательной подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое
совершенствование» ориентированно на
гармоничное физическое развитие, всестороннюю
физическую подготовку и укрепление здоровья
школьников. Данный раздел включает в себя
освоение жизненно важных навыков и умений,
подвижных игр на воде и двигательных действий из
программы, а так же общеразвивающих упражнений с
координационной направленностью.

Освоение учебного материала практического
раздела программы сочетается с усвоением основ
знаний и способов плавательной деятельности.



Теоретический материал тесно связан с
практическим материалом, который школьники
осваивают в динамике от 2 к 4 классу. Программа
предлагает для изучения темы, связанные с
историей плавания, личной гигиеной, организации
самостоятельных занятий плаванием.

Программный материал, касающийся способов
двигательной деятельности, предусматривает
обучение школьников элементарным умениям
самостоятельного контроля за своим физическим
развитием и плавательной подготовленностью,
оказания доврачебной помощи при лёгких травмах.
Эти умения соотносятся в программе с
соответствующими темами практического раздела и
раздела учебных знаний.

Распределение программного материала
в учебных часах по урокам плавания


Разделы и темы Количество часов (уроков)
Класс
II III IV
1. Знания о плавании 2 2 2
2. Способы плавательной деятельности 4 4 4
3. Физическое совершенствование 28 28 28
Итого: 34 34 34

Содержание программы

1 год обучения

Знания о плавании

История возникновения плавания. Закаливание
организма. Значение закаливания для укрепления
здоровья человека.

Способы плавательной деятельности

Выполнение упражнений, развивающих быстроту,
координацию, выносливость. Подвижные игры на
воде. Измерение длины и массы тела, уровня
развития основных физических качеств.

Физическое совершенствование

Общеразвивающие упражнения и имитационные
плавательные упражнения; вход в воду: прыжком,
спад в воду; переход от бортика к бортику шагом и
прыжком; выдохи в воду; стоя на дне — отработка
дыхания при всех способах плавания; движения
руками при всех способах плавания: в движении
шагом, с досточкой между колен, в скольжении;
плавание облегчённым способом; Движения ногами
при всех способах плавания, игры на воде;
свободное плавание.

Требования к качеству освоения
программного материала

В результате освоения Обязательного минимума
содержания учебного предмета «Плавание»
учащиеся 1 года обучения должны:

иметь представление

:

-об истории возникновения плавания; о правилах
проведения закаливающих процедур;

уметь:

-выполнять закаливающие водные процедуры;
выполнять комплексы имитационных плавательных
упражнений;

демонстрировать уровень плавательной
подготовленности

(см. табл.№1)

Таблица №1


Контрольные упражнения Уровень
высокий средний Низкий
Вход в воду Спад в воду Прыжком, ногами вниз По лестнице
проплывание дистанции на руках с досточкой
между колен (м)
7,5 5 3
Проплывание дистанции на ногах, держась за
пенопластовую доску (м)
7,5 5 3
Проплывание дистанции облегчённым способом (м) 7,5 5 3

2 год обучения

Знания о плавании

Физические упражнения, их разновидности и
правила выполнения. Физическая нагрузка и её
влияние на повышение частоты сердечных
сокращений

.Способы плавательной деятельности

Комплексы общеразвивающих упражнений для
развития основных физических качеств и
подготовительные имитационные упражнения для
закрепления и совершенствования способов
плавания. Графическая запись плавательных
упражнений. Измерение частоты сердечных
сокращений во время выполнения физических
упражнений. Элементарные соревнования в
развитии физических качеств. Водные
закаливающие процедуры (обливание под душем).

Физическое совершенствование

Общеразвивающие и специальные имитационные
плавательные упражнения; вход в воду прыжком
ногами вниз, спад в воду из положения сидя; выдохи
в воду; движения руками при всех способах
плавания: с досточкой между колен, в скольжении;
плавание избранным способом; плавание всеми
видами в полной координации; движения ногами при
всех способах плавания: с досточкой, в
скольжении; стартовые прыжки; игры на воде;
эстафетное плавание.

Требования к качеству освоения
программного материала

В результате освоения Обязательного минимума
содержания учебного предмета «Плавания»
учащиеся 2 года обучения должны:

иметь представление

:

-о разновидностях физических упражнений:
общеразвивающих, подводящих, соревновательных;

уметь:

-составлять и выполнять комплексы
общеразвивающих упражнений на развитие силы,
координации; выполнять комплексы подводящих
упражнений для освоения техник плавания;
проводить закаливающие процедуры; составлять
правила элементарных соревнований, выявлять
лучшие результаты в процессе соревнований; вести
наблюдение за показателями частоты сердечных
сокращений во время выполнения физических
упражнений;

демонстрировать уровень физической
подготовленности
(см. таблицу № 2)

Таблица №2


Контрольные упражнения Уровень
высокий средний Низкий
Спад в воду из положения сидя Уверенно, без ошибок Без фазы полёта Прыжок ногами вниз
Проплывание дистанции на руках с досточкой
между колен (м)
15 10 7,5
Проплывание дистанции на ногах, держась за
пенопластовую доску (м)
15 10 7,5
Проплывание облегчённым способом (м) 15 10 7,5

3 год обучения

Знания о плавании

Плавание и его связь с развитием основных
физических качеств, систем дыхания и
кровообращения. Характеристика основных
способов регулирования физической нагрузки: по
скорости и продолжительности выполнения
упражнения. Правила предупреждения травматизма
во время занятий плаванием: организация мест
занятий, подбор одежды, инвентаря и оборудования,
контроль за самочувствием.

Способы плавательной деятельности

Регулирование нагрузки по показателям частоты
сердечных сокращений. Комплексы имитационных
упражнений для разных стилей плавания.
Проведение подвижных игр на воде. Оказание
доврачебной помощи при лёгких ушибах, царапинах
и ссадинах.

Физическое совершенствование

Общеразвивающие, специальные и имитационные
плавательные упражнения; вход в воду: стартовый
прыжок; движения ногами при всех способах
плавания: с досточкой, в скольжении; комплексное
плавание; повороты у бортика всеми способами;
плавание избранным способом; игры на воде;
эстафеты.

Требования к качеству освоения
программного материала

В результате освоения Обязательного минимума
содержания учебного предмета «Плавание»
учащиеся 3 года обучения должны:

знать и иметь представление

:

-о плавательной подготовке и её связи с
развитием физических качеств, систем дыхания и
кровообращения; о физической нагрузке и способах
её регулирования (дозирования); о причинах
возникновения травм во время занятий плаванием,
профилактике травматизма;

уметь:

-выполнять подводящие и имитационные
упражнения к различным способам плавания;
выполнять все способы плавания; подсчитывать
частоту сердечных сокращений при выполнении
физических упражнений с разной нагрузкой;
соревноваться в различных стилях плавания;
оказывать доврачебную помощь при ссадинах,
царапинах, лёгких ушибах;

демонстрировать уровень плавательной
подготовленности

(см. таблицу № 3)

Таблица №3


Контрольные упражнения Уровень
высокий средний Низкий
Стартовый прыжок Уверенно, без ошибок Спад из положения сидя Ногами вниз
Проплывание дистанции избранным способом (м) 25 15 10
Владение стилями плавания (из 4) 4 2 1
Проплывание максимально возможного
расстояния со сменой стилей (м)
50 25 15




Следующий: