Обучение игре в волейбол


Суть игры в волейбол в том, что две команды по 6 человек, располагаясь на площадке размером 9×18 м, перебивают мяч руками через сетку на сторону противника. Высота сетки для мальчиков – 2,35 м, для мужчин 2,43 м, девочек – 2,10 м, девушек – 2,24 м. Если команде удается перебить мяч так, что противник не может его принять, то она выигрывает очко. Каждая потеря мяча считается забитым очком. Количество ударов по мячу на одной стороне три, не считая «блока». Вторая передача сверху судится очень строго, т.е. передаче сверху должна быть выполнена оче6нь чисто.

Игра состоит из 3 или 5 партий, в каждой счет ведется до 25 набранных очков. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья решающая укороченная до 15 набранных очков. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии игроки меняются площадками.

Располагаются на площадке так: три игрока занимают места на передней линии у сетки, остальные – на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней линии у сетки, остальные – на задней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу.

Когда игроки команд займут места на площадке, судья подает сигнал началу встречи. Подача мяча считается правильной, если она выполняется с отведенного места, удар по подброшенному вверх мячу производится коротким касанием и мяч прошел над игровой частью сетки, и даже не задев ее. На подачу отводится не более 5 секунд. Зон на площадке шесть.

При очередном выигрыше права на подачу команда снова производит переход. Таким образом, права на подачу команда снова производит переход. Таким образом, подачу выполняет уже другой игрок.

Успех обучения во многом зависит от подбора методов и средств подготовки.

  1. Сообщение занимающимся, минимума теоретических сведений, направленных на четкое разъяснение общих положений техники игровых приемов, а также динамических, пространственных и скоростных характеристик выполненных движений.
  2. Подготовка занимающегося к выполнению очередного задания. Например, прежде чем приступать к обучению игрока наподдающему удару, нужно обязательно научить его прыгать для выполнения удара над сеткой, перемещаться для своевременного выхода к мячу и т. д.
  3. Постоянный педагогический контроль за уровнем подготовленности занимающихся.

Динамичность игры требует от волейболиста постоянной готовности к выполнению игровых приемов. Успешно реализовать их он может только тогда, когда своевременно принимает рациональную стойку и быстро перемещается по площадке. Каждая из стоек характеризуется сгибанием ног и наклоном туловища.

При приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна впереди; сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, вес тела равномерно распределен по всей площади опоры.

При приеме подачи, при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги.

При игре в защите (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находятся в полуприседе, туловище слегка наклонено вперед, основной центр тяжести перемещен на переднюю часть опоры.

Находясь в стойке, волейболист внимательно следит за мячом. Для того чтобы игрок не был скован, лучше рекомендовать ему переступание с ноги на ногу (динамическая стойка).

Перемещения игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачком.

Перемещаются к мячу, летящему в стороне от занимающегося, приставным шагом. В конце каждого перемещения делают стопорящее движение, которое позволяет волейболисту быстро остановиться, занять устойчивое положение или продолжить движение в другом направлении.



Изучать стойки и перемещения начинают в начале обучения волейболу. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающийся учится принимать их при перемещении в различных направлениях, постепенно увеличивая расстояние и скорость передвижения.



Подготовительные упражнения.

Подготовительные упражнения для обучения стойкам и перемещениям включают: ходьбу выпадам, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы на носках и пятках; пробегание отрезков 15-20 м с ускорением; чередование ходьбы и бега; передвижение разнообразными способами в различных направлениях по зрительным и звуковым сигналам; бег из различных исходных положений лицом или спиной вперед, боком, приставными шагами; ускорения; бег с прыжками.

Подводящие упражнения.

  1. Бег на короткие отрезки из различных исходных положений: сидя лицом и спиной к линии старта. Началом движения служит зрительный сигнал учителя: бросок мяча, движение руки в сторону, вверх и т. д.
  2. Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, бег в среднем темпе: резкий сигнал – бег в обратном направлении, двойной сигнал – бег по направлению движения, хлопок в ладони – бег влево и т. д.
  3. В парах. Один выполняет перемещения, другой, не отставая, повторяет его движения как бы в зеркальном отображении.
  4. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.
  5. В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой, выполняя выпад влево, вперед, ловит его.
  6. Занимающиеся выстраивается на линиях нападения лицом к сетке. По сигналу устремляется к сетке, и выполняют остановку на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.
  7. В парах Занимающиеся стоят друг к другу на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.
  8. Занимающиеся построены в колонну в зоне 4-3 м от сетки: поочередно бросают мяч партнеру, стоящему в зоне 3, и, выбегая к сетке, прыгают вверх, из зоны 3 мяч возвращают следующему игроку, стоящему в колонне.

Следует отметить эффективность различных передвижений в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Эти упражнения, наряду с развитием скорости передвижения, способствуют развитию и других специальных качеств, что в значительной мере облегчает усвоение заданий с волейбольным мячом.

Важным средством в освоении передвижении являются подвижные игры. Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса занимающихся, что на первых этапах овладения волейболом играет решающую роль.



Наиболее эффективными, применительно к данному разделу, являются такие игры, как «Салки», «День и ночь», «Подвижная цель».




Следующий: