Обучающая практическая работа Особенности воспроизводства населения в странах разных типов

В  ноябре
2009 года в МБОУ гимназия № 10 г. Новосибирска состоялся урок — практическая
работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разных типов».
Главная цель данного урока состояла в обучении школьников приемам работы со
статистическими материалами интернет — ресурсов.

Десятиклассники
работали с двумя англоязычными сайтами: ЦРУ  (www.cia.gov) и Бюро переписей
населения (www.census.gov). Они учились отбирать
информацию о рождаемости и смертности, на основе которых определяли  тип
воспроизводства населения;  находить  данные о возрастном и половом составе
населения и  устанавливать зависимость между типом воспроизводства населения и
особенностями его состава; подбирать половозрастные диаграммы по этапам
демографического перехода и объяснять динамику для стран разных типов. На
основе анализа данных диаграмм учащиеся составляли долгосрочный прогноз об
изменении численности населения, о демографических проблемах стран разных
типов. Следующим этапом было сравнение естественного движения  стран  разных
типов, анализ причин различия, а также создание на основе собственного
исследования компьютерных презентаций.

Лучшие
презентации были представлены на последующих уроках. Цели демонстрации
презентаций:  повторить главные понятия и закономерности темы, рассмотреть
различные способы
оформления результатов, продолжить обучение умению кратко и доходчиво донести
информацию,  научить  оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Доработанные презентации были размещены на портале гимназии. Кроме того,
хорошей традицией гимназии № 10 стали представления своих творческих и
исследовательских работ в  декаде науки и проектов, которая проходит в феврале.
Все желающие десятиклассники получат возможность выступить со своей работой в 8
- 9 классах  и показать, во-первых,  роль географии как науки в современном
мире, во-вторых, представить один из многочисленных вариантов исследования,
возможных в географии, а в-третьих, они получат возможность ощутить значимость
своей работы, представив ее на широкую аудиторию. Примеры презентаций  учащихся
представлены в приложении 1 и приложении 2. Ниже предлагается план практической
работы, инструкция для учащихся и бланк для заполнения в ходе выполнения
практической работы.

Цель практической
работы:
обучение
приемам работы с интернет ресурсами.

Задачи:

1. Научить 
ориентироваться  на сайтах www.cia.gov и www.census.gov и отбирать
необходимую информацию.

2. Совершенствовать
приемы обработки  информации и создания  презентации.

3. Продолжить
развитие приемов сравнения и установления причинно-следственных связей на
основе  обработанной информации.

4. Продолжить
формирование приема прогнозирования.

Оборудование: компьютер, смарт-доска,
ноутбуки (14), инструкция для учащихся, бланк для заполнения.

План проведения работы

1. Организационный
момент. Вступительное слово учителя о целях и задачах практической работы.

2. Демонстрация
порядка работы на сайтах (смарт–доска) с одновременным выполнением порядка
действий на ноутбуках учащимися.

3. Тренировочный
отбор информации по Австралии.

4. Демонстрация
возможного оформления результатов отбора и подготовки презентации.

5. Самостоятельная
работа в парах:

  • Отбор
    статистической информации по двум странам разных регионов с разными типами
    воспроизводства населения.
  • Формулировка
    вывода о типах воспроизводства
  • Анализ
    причин различия.
  • Составление
    прогноза изменения численности населения, полового и возрастного состава на
    основе половозрастных пирамид.
  • Обсуждение
    вариантов оформления презентации и разделение функций между партнерами.
  • Начало
    подготовки презентации.

6. Домашнее
задание: Завершить оформление презентации и подготовиться к ее представлению.

Приложение 1

Инструкция
для учащихся:

1. На
сайте www.cia.gov (World Factbook, по карте выбираем
регион, затем страну).

2. Подбираем
статистические данные по стране и заполняем таблицу:

  • Рождаемость
    (birth
    rate)
  • Смертность
    (death
    rate)
  • Естественное
    движение (подсчитать)
  • Возрастная
    структура (age
    structure).
  • Половая
    структура (sex
    ratio)
  • Средняя продолжительность жизни (life
    expectancy at birth total population, male, female).

3. В 
последней колонке записываем тип воспроизводства и его особенности (традиционный:
расширенное воспроизводство, демографический взрыв; современный: простое
воспроизводство, убыль населения).

4. На
сайте www.census.gov (People Households – international Data Base-Data Access -
Population Pyramids – страна и год – submit) находим половозрастные
пирамиды за 2000 (если есть 1980, 1990), 2009, 2025, 2050 годы. Копируем на
рабочий стол или в презентацию.

5. Обрабатываем
результаты: составляем формулы воспроизводства, строим диаграммы, подбираем
иллюстрации.

6. Сравниваем
обработанные данные о типах воспроизводства, половом и возрастном составе,
делаем вывод о причинах различий.

7. Сравниваем
пирамиды по каждой стране в отдельности и составляем прогноз изменения
естественного движения, возрастного и полового состава.

8. Сравниваем
прогнозы для двух стран и устанавливаем закономерности, характерные для разных
типов воспроизводства населения.

9. Оформляем презентацию и готовим ее представление.

Приложение
2

Бланк для
заполнения учащимися во время практической работы (Приложение 3).

Практическая
работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разных типов».

Вывод.

Презентации:

1. Практическая
работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разного типа».

2. Практическая
работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах мира».

Следующий: