Общешкольная программа Здоровый ребенок МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма на 2005–2010 годы


Паспорт программы

Наименование программы: Общешкольная
программа “Здоровый ребенок”.

Нормативно-правовые основания для
разработки программы

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября
1989 г.). Федеральное законодательство об охране
здоровья школьников: Конституция РФ, Семейный
кодекс РФ (29 декабря 1995 г. № 223 — ФЗ), Трудовой
кодекс РФ (30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ), Закон РФ “ Об
образовании” (10 июля 1992 г. № 3266-1), федеральные
законы, связанные с социальными и поведенческими
факторами, влияющими на здоровье школьников, в
том числе закон РФ “О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения” (1991 г.) (ст. 5 п. 1, ст. 26);
законодательство в области охраны детей
инвалидов, нормативно-правовые акты
Правительства РФ Распоряжение Правительства РФ
№ 1756-Р от 29 декабря 2001 г. об утверждении Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 года, а также приказы Министерства науки и
образования России, Министерства
здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. “О
совершенствовании медицинского обеспечения
детей в образовательных учреждениях”, приказ МЗ
РФ о гигиенических требованиях к условиям
обучения школьников – САНПиН 2.4.2.576 – 96.
Региональное нормативно-правовое регулирование
в сфере охраны здоровья школьников, комплексная
программа “Развитие образования ЯНАО до 2005 г.” и
“План мероприятий по улучшению здоровья детей”
департамента образования ЯНАО от 21.01.2004 г.
Районная комплексная программа “Основные
направления модернизации образования г. Надыма и
Надымского района на 2003-2005 г.г.” подпрограмма
“Сохранение здоровья и оказание
психолого-медико-педагогической помощи детям и
подросткам”. “План мероприятий по сохранению и
укреплению здоровья учащихся и воспитанников
муниципальных образовательных учреждений на
2003-2005 г.г.”, управления общим и профессиональным
образованием мэрии МО г. Надым и Надымский район.
Институциональное нормативное регулирование в
сфере охраны здоровья учащихся ОУ: Устав МОУ
“Средняя общеобразовательная школа № 2 г.
Надыма”; Положение об организации
лечебно-оздоровительного процесса в школе.

Разработчик программы: МОУ “Средняя
общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”.
Авторский коллектив: Стоян З.А. – директор, Ткач
В.А. – зам. директора по НМР, Дягилева Л.А. – зам.
директора по оздоровительной работе, Пефтиев И.А.
– зам. директора по УВР, Звозникова Т.П. –
педагог-психолог, Светаш Т.Л., Юшта Е.П. – учителя.

Цель программы: Повышение
здоровьесберегающего потенциала ОУ.

Задачи программы:

1. Внесение изменений и корректив в
нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых
локальных актов.

2. Формирование банка современных форм и
методов здоровьесбережения учащихся в
образовательной среде.

3. Использование современных методов и форм при
реализации деятельности по формированию
здоровьесберегающей среды в ОУ:

  1. здоровьеобразовательной деятельности для
    учащихся по формированию у них знаний, умений и
    навыков о здоровье и ЗОЖ;
  2. здоровьесберегающей деятельности
    педагогических работников с целью осуществления
    образовательного процесса на основе
    здоровьесберегающих подходов;
  3. здоровьеохранной,
    административно-хозяйственной и контрольной
    деятельности руководящих работников по созданию
    здоровьесберегающей экологии образовательной
    среды;
  4. медико-реабилитационной деятельности
    медицинских специалистов по охране и укреплению
    здоровья учащихся в ОУ.

4. Повышение профессиональной компетенции
педагогических и медицинских работников ОУ по
вопросам здоровьесбережения учащихся.

Повышение творческого потенциала сотрудников
ОУ через организацию инновационной и
опытно-экспериментальной деятельности по
вопросам охраны здоровья учащихся в
образовательной среде.

Объект: Система мер по формированию
здоровьесберегающей среды в ОУ.

Предмет: Образовательные связи и
комплексное взаимодействие образовательной
здоровьесберегающей среды и учащихся в ОУ.

База: МОУ “Средняя
общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”

Сроки реализации программы: сентябрь
2005 г. – май 2010 г.

Критерии.

I. Полнота нормативно-правовой базы,
локальных актов в области отношений
образовательной здоровьесберегающей среды с
учащимися ОУ.

Показатели:

1.1. Обновленность и законность
нормативно-правовой базы в области отношений
образовательной здоровьесберегающей среды с
учащимися ОУ.

1.2. Использование нормативно-правовой базы при
решении проблем по формированию
здоровьесберегающей среды в ОУ.

II. Уровень информированности
педколлектива и медицинских специалистов о
современных формах и методах формирования
здоровьесберегающей среды в ОУ.

Показатели:

2.1. Наличие банка современных форм и методов
работы по формированию здоровьесберегающей
среды в ОУ в методическом кабинете школы
(оформлена тематическая папка “В помощь учителю
по здоровьеохраной деятельности с учащимися”),
выпущены сборники методических рекомендаций
“Как построить оздоровительную работу в
классе”, “Интерактивные формы и методы
пропаганды ЗОЖ”, рекомендации для учителя “Как
организовать обучение детей, имеющих нарушение
здоровья”.

2.2. Повышение квалификации (курсовая
переподготовка, психолого-медико-педагогические
семинары).

2.3. Работа временных творческих групп.

III. Уровень использования педколлективом и
медицинскими специалистами современных методов
и форм при реализации здоровьеобразовательной
деятельности по формированию у школьников
знаний, умений и навыков о здоровье и здоровом
образе жизни.

Показатели:

3.1. Реализация системы здоровья
образовательной деятельности в ОУ (см. схему
“Приоритетные направления в воспитательной
работы в ОУ”.

IV. Уровень использования педколлективом
современных методов и форм при реализации
здоровьесберегающей деятельности по
осуществлению образовательного процесса на
основе здоровьесберегающих подходов.

Показатели:

4.1. Рациональное распределение учебной
нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном
году; устранение в процессе обучения учебной и
физической перегрузки через организацию
полисубъектного взаимодействия учащихся на
уроке, применение приемов здоровьесберегающих
образовательных технологий;

4.2. Организация двигательного режима:

  • на уроке: физкультминутки, эмоциональная и
    мышечная релаксация, возможность перемещения по
    классу, смена статической позы на динамическую,
    профилактика зрительного утомления и др.;
  • во внеурочной деятельности: подвижные игры на
    переменах, внеклассные спортивные занятия,
    общешкольные соревнования и Дни здоровья,
    самостоятельные занятия физкультурой;

4.3. Качественная организация и эффективное
проведение Дней Здоровья;

4.4. Осуществление мер по профилактике
заболеваний, сохранению и укреплению здоровья
обучающихся через изучение и использование в
своей работе приемов:


  • арттерапии,
  • игротерапии,
  • музыкотерапии,
  • танцетерапии,
  • цветотерапии,
  • ароматотерапии,
  • психотерапии,
  • дыхательной гимнастики,
  • элементов самомассажа,
  • гимнастики до занятий,
  • мышечной и эмоциональной релаксации,
  • профилактики общего и зрительного утомления,
  • эффективного проведения динамических пауз.

4.5. Систематическая работа по профилактике
употребления ПАВ и формированию установки на
ЗОЖ;

4.6. Внедрение в УВП безотметочного обучения,
апробация формы индивидуальной накопительной
оценки “Портфолио” ученика;

4.7. Индивидуальное повышение квалификации
педагогов по здоровьесбережению.

V. Уровень использования современных
методов и форм при реализации здоровьеохранной
административно-хозяйственной и
инспекционно-контрольной деятельности
руководящих работников по созданию
здоровьесберегающей экологии образовательной
среды.

Показатели:

5.1. абота творческих групп по вопросам
здоровьеохранной среды, обучение в первой
половине дня.

Обеспечение сокращения учебной нагрузки за
счет выхода на пятидневку с 1 по 5 классы и 6-7
классов коррекционно-развивающего обучения.

5.2. Ранжирование учебных предметов по балльной
нагрузке.

5.3. Соблюдение санитарно-гигиенических
требований: проветривание, освещение, влажная
уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой
режим в школьных зданиях, содержание в чистоте
пришкольных участков и их ограждение.

5.4. Создание условий для качественного
проведения уроков физкультуры и
спортивно-кружковой работы: улучшение
материально-технической базы, своевременный
ремонт спортзалов, предоставление учителям
физкультуры всех сведений медицинского и
психологического сопровождения для определения
оптимальной индивидуальной физической нагрузки
для каждого ученика.

5.5. Использование технических, аудиовизуальных
и иных средств обучения и воспитания; учебников и
иной издательской продукции при наличии
санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии их санитарным требованиям.

5.6. Обеспечение учебной мебелью в соответствии
росто-возрастным особенностям обучающихся.

5.7. Организация рационального питания учащихся.

5.8. Уменьшение наполняемости учащихся в классах
в соответствии с Положениями о
коррекционно-развивающем и компенсирующем
обучении.

5.9. Организация двигательного режима
(увеличение времени на перемены, включение в
режим дня динамического часа, организация
внеклассных спортивных секций и кружков).

5.10. Организация работы групп корригирующей
гимнастики и лечебной физкультуры.

5.11. Совершенствование методической работы в
направлении здоровьесбережения:

  • организация повышения квалификации
    педагогических кадров по внедрению в
    образовательный процесс здоровьесберегающих
    технологий;
  • организация практико-методических спецкурсов
    по проблеме здоровьесбережения для
    педагогических работников школы
  • создание условий для эффективной работы
    временной творческой группы “Здоровье и
    образовательная среда”;
  • стимулирование осуществления
    исследовательской и опытно-экспериментальной
    деятельности в области здоровьесбережения;
  • обобщение педагогического опыта работы по
    здоровьесбережению.

Организация прохождения педагогическими
работниками углубленных медицинских осмотров.

VI. Уровень использования современных
методов и форм при реализации
медико-реабилитационной деятельности
медицинскими специалистами по сохранению и
укреплению здоровья учащихся.

Показатели:

Организация системы мер медико-педагогической
реабилитации:

6.1. Медицинское обеспечение дифференциации и
индивидуализации образования.

6.2. Медицинский контроль за физическим
воспитанием.

6.3. Санитарно-просветительскую поддержку
школьных мероприятий, направленных на
формирование у учащихся активной позиции в
выборе здорового образа жизни.

6.4. Работу лектория для родителей “Мы выбираем
здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации
включает:

6.5. Санитарно-гигиенический контроль в ОУ.

6.6. Прививочная работа.

6.7. Диспансеризация и медицинский контроль за
физическим развитием учащихся.

6.8. Профилактическое лечение адаптогеннами,
витаминами, светолечение с целью
иммуностимуляции.

6.9. Противорецидивное лечение детей с
хронической патологией фитотерапией,
физиотерапией, массажем.

Обоснование программы

Актуальность данной программы обусловлена
значительными преобразованиями системы
образования. В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 23.03.01 г. № 224 в стране
осуществляется эксперимент по модернизации
образовательного процесса в
общеобразовательной школе.

Цель проводимого эксперимента заключается не
только в повышении качества образования и
совершенствования его структуры, но и в
укреплении здоровья учащихся и обеспечении
психологического комфорта участникам
образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования
производится в интересах охраны здоровья
обучающихся. Один из главных побудительных
мотивов проводимой модернизации школьного
образования – существенное ухудшение состояния
здоровья современных детей и подростков:

  • увеличение заболеваемости практически по всем
    классам болезней;
  • ухудшение физического развития;
  • снижение уровня физической подготовленности на
    фоне выраженной
  • диагностика готовности к обучению среди 6-ти
    летних детей показывает “Незрелыми” – 32 %
    учащихся;

По данным многолетнего мониторинга ЦМСР на
базе МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Надыма” 38-44 % относятся к группе риска по
приобретению хронических заболеваний, а 56-62 % уже
имеют эти заболевания. Стабильно остается
высокой цифра учащихся специальной медицинской
группы здоровья для занятий физической
культурой — 6 %.

Работа педагогического коллектива школы по
реализации единой методической проблемы
“Совершенствование духовного, физического и
умственного развития школьников как основа
формирования ЗОЖ”, показывает, что в своей
практической деятельности каждый
педагогический работник школы пытается активно
содействовать здоровьесбережению учащихся, но
не всегда это удается. На протяжении 10 лет в школе
идут поиски активных форм и методов здоровье
охранной деятельности учителя.

На основании проблемно-ориентированного
анализа состояния здоровья учащихся и
результатов воздействия на их организм
отрицательных факторов природной и социальной
среды определены приоритетные направления по
формированию здоровьесберегающей среды в
образовательном учреждении:

  • здоровьеобразовательная деятельность для
    учащихся;
  • здоровьесберегающая деятельность
    педагогических работников;
  • здоровьеохранная деятельность руководящих
    работников;
  • медико-реабилитационная деятельность
    медицинских специалистов.

Целью здоровьеобразовательной
деятельности
является формирование у
учащихся знаний, умений и навыков о здоровье,
здоровом образе жизни и основам обеспечения
жизнедеятельности. Данная система отражена на
схеме 1 раздела “Приоритетные направления
воспитательной работы в ОУ”.



Здоровьесберегающая деятельность
педагогических работников с целью осуществления
образовательного процесса на основе
здоровьесберегающих подходов:
дифференцированное обучение, коррекционная
педагогика, комплексное сопровождение учащихся,
внедрение личностно ориентированных
образовательных технологий.

В Школе здоровьесберегающая деятельность
педагогических работников заключается в
следующем:

  • рациональное распределение учебной нагрузки в
    течение урока, в четверти, в учебном году;
  • устранение в процессе обучения учебной и
    физической перегрузки через организацию
    полисубъектного взаимодействия учащихся на
    уроке, применение приемов здоровьесберегающих
    образовательных технологий;
  • организация двигательного режима:
    • на уроке: физкультминутки, эмоциональная и
      мышечная релаксация, возможность перемещения по
      классу, смена статической позы на динамическую,
      профилактика зрительного утомления и др.;
    • во внеурочной деятельности: подвижные игры на
      переменах, внеклассные спортивные занятия,
      общешкольные соревнования и Дни здоровья,
      самостоятельные занятия физкультурой;
  • качественная организация и эффективное
    проведение Дней Здоровья;
  • осуществление мер по профилактике заболеваний,
    сохранению и укреплению здоровья обучающихся
    через изучение и использование в своей работе
    приемов:
  • арттерапии,
  • игротерапии,
  • музыкотерапии,
  • танцетерапии,
  • цветотерапии,
  • ароматотерапии,
  • психотерапии,
  • дыхательной гимнастики,
  • элементов самомассажа,
  • гимнастики до занятий,
  • мышечной и эмоциональной релаксации,
  • профилактики общего и зрительного утомления,
  • эффективного проведения динамических пауз.
  • систематическая работа по профилактике
    употребления ПАВ и формированию установки на
    ЗОЖ;
  • внедрение в УВП безотметочного обучения,
    апробация формы индивидуальной накопительной
    оценки “Портфолио” ученика;
  • индивидуальное повышение квалификации
    педагогов по здоровьесбережению.

Целью здоровьеохранной административно-хозяйственной
и инспекционно-контрольной деятельности
в
Школе является создание здоровьсберегающей
экологии образовательной среды:

  • обучение в первой половине дня;
  • обеспечение сокращения учебной нагрузки за
    счет выхода на пятидневку с 1 по 5 классы и 6-7
    классов коррекционно-развивающего обучения;
  • ранжирование учебных предметов по балльной
    нагрузке;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований:
    проветривание, освещение, влажная уборка учебных
    кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных
    зданиях, содержание в чистоте пришкольных
    участков и их ограждение;
  • создание условий для качественного проведения
    уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы:
    улучшение материально-технической базы,
    своевременный ремонт спортзалов, предоставление
    учителям физкультуры всех сведений медицинского
    и психологического сопровождения для
    определения оптимальной индивидуальной
    физической нагрузки для каждого ученика;
  • использование технических, аудиовизуальных и
    иных средств обучения и воспитания; учебников и
    иной издательской продукции при наличии
    санитарно-эпидемиологических заключений о
    соответствии их санитарным требованиям;
  • обеспечение учебной мебелью в соответствии
    росто-возрастным особенностям обучающихся;
  • организация рационального питания учащихся;
  • уменьшение наполняемости учащихся в классах в
    соответствии с Положениями о
    коррекционно-развивающем и компенсирующем
    обучении;
  • организация двигательного режима (увеличение
    времени на перемены, включение в режим дня
    динамического часа, организация внеклассных
    спортивных секций и кружков);
  • организация работы групп корригирующей
    гимнастики и лечебной физкультуры.
  • совершенствование методической работы в
    направлении здоровьесбережения:
    • организация повышения квалификации
      педагогических кадров по внедрению в
      образовательный процесс здоровьесберегающих
      технологий;
    • организация практико-методических спецкурсов
      по проблеме здоровьесбережения для
      педагогических работников школы
    • создание условий для эффективной работы
      временной творческой группы “Здоровье и
      образовательная среда”;
    • стимулирование осуществления
      исследовательской и опытно-экспериментальной
      деятельности в области здоровьесбережения;
    • обобщение педагогического опыта работы по
      здоровьесбережению.
  • организация прохождения педагогическими
    работниками углубленных медицинских осмотров.

С целью сохранения и укрепления здоровья
учащихся в школе работает служба
медико-социального сопровождения,
осуществляющая медико-реабилитационную
деятельность по двум направлениям:
медико-педагогическая и медико-биологическая
реабилитация.

Система мер медико-педагогической
реабилитации включает:

  • медицинское обеспечение дифференциации и
    индивидуализации образования;
  • медицинский контроль за физическим
    воспитанием;
  • санитарно-просветительскую поддержку школьных
    мероприятий, направленных на формирование у
    учащихся активной позиции в выборе здорового
    образа жизни;
  • работу лектория для родителей “Мы выбираем
    здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации
включает:

  • санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
  • прививочная работа;
  • диспансеризация и медицинский контроль за
    физическим развитием учащихся;
  • профилактическое лечение адаптогеннами,
    витаминами, светолечение с целью
    иммуностимуляции;
  • противорецидивное лечение детей с хронической
    патологией фитотерапией, физиотерапией,
    массажем.

В МОУ создан банк инновационных наработок по
диагностике, управлению и мониторингу развития
личности учащегося: скрининг – тест здоровья
школьника, дневник классного воспитателя,
индивидуальная программа развития ученика,
карты учета деятельности логопедической,
психологической, социально-педагогической и
медико-социальной служб сопровождения,
методических объединений, творческой активности
классных коллективов, разработана методика
проведения психолого-медико-педагогических
консилиумов по комплексному сопровождению
ребенка в образовательном процессе и его
социализации.

Успешность реализации задач по созданию
здоровьесберегающей среды в школе и
формированию у учащихся здорового жизненного
стиля достигается благодаря отлаженной работе
структурно-функциональной модели СОШ, состоящей
из 5 Центров: научно-исследовательского Центра,
Центра учебно-воспитательных проблем, Центра
воспитательной работы, Центра медико-социальной
реабилитации и хозяйственно-бытового Центра, а
также умелой координации взаимодействия
службами сопровождения учащихся
(психологической, логопедической,
социально-педагогической и медико-социальной) в
образовательном пространстве школы на основе
четкого планирования, отработанного мониторинга
и гибкого управления через систему
психолого-медико-педагогических консилиумов.

Программа “Здоровый ребенок” основана на
принципах природосообразного,
личностно-ориентированного и деятельностного
подходов к здоровьюсбережению в ОУ.


Этапы реализации
программы:
Основная деятельность Участники Сроки Ответственные
1 этап –
подготовительный (сентябрь 2005 г. – июнь 2006 г.)
1. Формирование психологической
готовности к положительному восприятию данного
проекта.
Экспертный совет Сентябрь Директор, зам. директора по НМР
2. Изучение научно-методической
литературы, опыта инновационных учебных
заведений по формированию здоровьесберегающей
среды.
Педагогический коллектив и медицинские
специалисты
Сентябрь-октябрь Инициативная группа
3. Разработка концепции Программы и
плана мероприятий по реализации программы на 2-3
этапах.
НМС Февраль

Март

Директор, зам. директора по НМР
4. Создание инициативной группы для
разработки проекта.
Педагогический коллектив Март-апрель Зам. директора по НМР, Оз.р., ВР,
руководители МО
5. Изучение практики работы
педагогических работников по данной проблеме.
НМС, экспертный совет Сентябрь-март Зам. директора по ВР, Оз.Р.
6. Создание и программирование работы
временной творческой группы (ВТГ) “Здоровье и
образовательная среда”.
НМС, творческие педагоги Февраль Зам. директора по ВР, НМР, Оз.р.
7. Создание научно-методического
обеспечения успешной реализации проекта.
(Экспертиза).
НМС, ВТГ, МО классных руководителей,
медицинские специалисты
Февраль-май Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР.
8. Анализ эффективности сложившейся
системы работы по формированию
здоровьесберегающей среды в школе.
Руководители центров Апрель-июнь Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР, АХЧ.
2 этап –
проектно-диагностический (август 2006 г. – июнь 2007
г.)
1. Анализ деятельности по формированию
здоровьесберегающей среды и определения
возможного потенциала.
Педагогический коллектив и медицинские
работники
Сентябрь-декабрь Зам. директора по ВР, Оз.р.
2. Обновление базы данных о состоянии
здоровья учащихся.
Сотрудники ЦМСР Сентябрь-октябрь Зам. директора

по НМР, Оз.р.

3. Мониторинг деятельности по
формированию здоровьесберегающей среды.
НМС, ВТГ Ноябрь-март Зам. директора по НМР, Оз.р., УВР, ВР.
4. Создание компьютерной базы данных о
состоянии здоровья учащихся.
ЦМСР Октябрь-декабрь Зам. директора по Оз.р.
5. Создание банка методик
психологической, педагогической, медицинской
диагностики и мониторинга, реализации проекта.
НМС, педагоги-специалисты СС Январь-апрель Зам. директора по НМР, ВР, Оз. р.
6. Изучение позитивного опыта
здоровьесбережения учащихся
Классные руководители, ЦМСР Ноябрь-март Зам. директора по оздоровительной
работе
7. Моделирование образовательных связей
по здоровьесбережению.
Субъекты ОП Январь-апрель Руководители центров
3 этап – практический (август 2007
г. – июнь 2009 г.)
1. Обеспечение условий для реализации
Программы.
Администрация В течение этапа Директор
2. Реализация направлений проекта. ВТГ В течение этапа Зам. директора по НМР, УВР, ВР.
3. Изучение и анализ инновационной
практики педагогических работников в реализации
проекта.
НМС, экспертный совет Январь-май 2007 г., 2008. Зам. директора по НМР, ВР, Оз.р.
4. Внедрение в практическую
деятельность новых форм здоровьесбережения.
Школьный коллектив, медики ЦМСР Ноябрь 2006 Зам. директора по Оз.р.
5. Организация постоянно действующих
научно-практических, методических, проблемных,
психолого-педагогических семинаров,
направленных на качественную реализацию
проекта.
НМС, ВТГ, Специалисты служб
сопровождения
Октябрь-март Зам. директора по НМР
Информационно-консультативное
научно-методическое обеспечение подготовки
педагогических и медицинских специалистов к
переходу в инновационный режим работы по
проекту.
НМС, инициативная группа Сентябрь-май Зам. директора по НМР
7. Внесение изменений и корректив в
нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых
локальных актов.
Администрация Август-май Директор
4 этап – обобщающий (сентябрь 2009
– май 2010 г.)
1. Обработка и интерпретация данных. Экспертный совет Сентябрь-декабрь Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР
2. Соотношение результатов реализации
программы с целями и задачами.
НМС Январь Зам. директора по НМР, ВР, ОзР
3. Обобщение опыта работы
педагогических работников по реализации
проекта.
Члены МО, ВТГ, НМС Сентябрь-февраль Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР
4. Разработка методических рекомендаций
по внедрению инновационного опыта.
НМС Февраль-март Зам. директора по НМР
5. Проведение научно-практического
семинара по обобщению опыта.
НМС Март-апрель Администрация
6. Издание сборника “Система работы по
формированию здоровьесберегающей среды в
школе”.
НМС, ВТГ Март-май Директор, зам. директора по НМР, ВР
7. Презентация опыта по формированию
здоровьесберегающей среды.
Педколлектив В течение этапа Зам. директора по НМР, ВР, ОзР




Следующий: