Общая характеристика методов обучения по физической культуре


В последние годы большое внимание специалистов
физической культуры привлекает физкультурное
образование, которое связывает между собой
теоретические знания, двигательные умения и
методические навыки.


Физкультурное образование является первым и
определяющем условием формирования здоровья
детей. Поэтому заниматься физкультурным
образованием необходимо с младшего школьного
возраста. Необходимо уже в этом возрасте
сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и
потребности бережного отношения к своему
здоровью, своих физических и психических
качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового
образа жизни[2].


В практике организации и проведения уроков
физической культуры общеприняты следующие
практические методы, которые основаны на
активной двигательной деятельности учеников.
Эти методы делятся на две группы: методы строго
регламентированного упражнения (разучивание по
частям, в целом и принудительно облегчающее) и
частично регламентированного (игровой и
соревновательный). Они могут быть использованы
для обучения акробатическим упражнениям.


Методы строго регламентированного упражнения
характеризуются многократным выполнением
действия (или его частей) при строгой
регламентации формы движений, величины нагрузки,
ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В
результате этого появляется возможность
избирательно осваивать отдельные движения,
последовательно формируя из них необходимые
действия. Относящиеся к этой группе методов
дополняют друг друга и применяются сообразно
многим условиям, которые определяют конкретную
учебную задачу: групповой и персональной
характеристике учеников, этапу обучения,
характеру и содержанию учебного материала,
длительности урока, местным условиям обучения,
наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и
др.


Метод разучивания по частям, по мнению
специалистов, предусматривает первоначальное
изучение отдельных частей отдельных действий с
последующим соединением их в необходимое целое
[1].


Полноценная реализация этого метода во многом
зависит от понимания возможности и
необходимости расчленения двигательного
действия, а так же от практического умения его
осуществлять в соответствии с задачей обучения.
Понять целое действие можно только через
познание составляющих его движений и
закономерностей становления действия.


Расчленение является характерной чертой
методов разучивания по частям, но само
разучивание части не является самоцелью. Оно
служит лишь первоначальным этапом, облегчающим
овладение целостным действием. Завершением
является освоение действия в целом. Без этого
теряется смысл любого обучения. В конечном итоге
ученики должны воспринимать действие как единое
целое от начала и до конца. В этой слитности
исполнения не должно быть главным и
второстепенным. Все – главное [1, 10].


Например, подводящие упражнения используются
для облегчения усвоения целостного
двигательного акта через предварительное
решение серии частных образовательных задач.
Достигается это в силу того, что подводящие
упражнения содержат сходные по структуре и
характеру нервно-мышечных напряжений элементы
целостного действия. Подводящие упражнения
способствуют накоплению центрально-нервной
системе таких следовых эффектов, таких более
простых временных связей, которые следствие
известной однородности и координационной
общности с основным упражнением могут облегчить
его освоение.


Например, создание системы подводящих
упражнений достигается путем анализа
намеченного для изучения действия, расчленения
его и выделения наиболее ответственных
элементов. Подводящее упражнение должно иметь
законченную форму и быть доступно ученикам.


В зависимости от структуры двигательного
действия и задач обучения подводящие упражнения
можно представить в двух формах: в форме
вычлененной части целостного действия или
целостного действия, но с вычлененными из него
деталями [6, 7].


Педагогические преимущества метода
разучивания по частям как отмечают многие
специалисты состоят в следующем:

  1. Облегчается процесс усвоения действия. К
    цели ученик подходит путем постепенного
    накопления запаса частных двигательных умений,
    из которых и формируется нужное действие.
  2. Разучивание по частям делает процесс
    обучения на каждом занятии более конкретным, а,
    следовательно, и мотивированным, ибо успехи
    учеников в овладении даже одним элементом
    доставляет удовлетворение.
  3. От богатства подводящих упражнений уроки
    становятся более разнообразны, а сам процесс
    обучения более интересным.
  4. Большой запас двигательных умений,
    создаваемый разучиванием частей, позволяет
    успешнее решать задач обогащения двигательного
    опыта детей.
  5. Применение метода разучивания по частям
    содействует сравнительно быстро восстановлению
    утраченных навыков.
  6. Этот метод не заменим при изучении
    координационно-сложных действий и при
    необходимости воздействовать на отдельные
    суставы и мышечной группы [7, 3].

Метод разучивания в целом. Он предусматривает
изучение действия в том виде, в каком оно
предстоит как конечная задача обучения. Этот
метод применяется на любом этапе обучения. При
сравнительно простом упражнении и достаточно
высоком уровне подготовленности учеников
отпадает необходимость в подводящих упражнениях
и метод разучивания в целом может использоваться
на первых этапах обучения. На заключительном
этапе разучивания в целом применяется при
изучении любого действия. Разучивание в целом
незаменимо при опробовании действия. К
разучиванию в целом приходится прибегать и в тех
случаях, когда не умеем грамотно расчленять
действие и создавать оправданные системы
подводящих упражнений.


Метод принудительно-облегчающего разучивания
основан на теоретической концепции
“искусственной управляющей среды” (по
И.П.Ратову). Его можно рассматривать вариантом
метода разучивания в целом, но с использованием
тренажеров, то есть технических устройств,
обеспечивающих возможность воспроизведения
изучаемого упражнения (или его элемента) в
искусственно созданных и строго
регламентируемых условиях[9, 11].




Методы частично регламентированного
упражнения допускают относительно свободный
выбор действий учеником для решения
поставленной задачи. Эти методы, как правило,
используются на этапе совершенствования, когда
ученики уже обладают достаточным объемом знаний
и умений. Входящие в данную подгруппу методы,
обладая различными признаками, имеют сходство в
одном: при использовании их всегда присутствует
элемент соперничества между учениками,
стремление к утверждению превосходства в том или
ином действии.


Игровой метод обладает многими признаками,
характерными для игр физическом воспитании. Игра
является не только средством физического
воспитания (то есть характерной системой
физических упражнений), но и эффективным методом
обучения и воспитания. Поэтому понять природу
игрового метода возможно только на основе
раскрытия сущности игры вообще. Игра должна
выполнять следующие функции: подготовительную
(совершенствование физических и духовных сил
человека, воспитание социальной активности и
творчества), развлекательную (использование
свободного времени) и функцию формирования
отношений между людьми, а так же между людьми и
окружающей средой. Эти функции определяют
содержание игр.


Соревновательный метод обладает многими
признаками, характерными для соревнования, но
имеет более широкое применение.


Как установлено П.К. Петровым, наиболее
характерными признаками соревновательного
метода являются следующие:

  1. Подчинение всей деятельности задаче
    победить в том или ином действии в соответствии с
    заранее установленными правилами.
  2. Максимальное проявление физических и
    психических сил в борьбе за первенство, за
    высокие спортивные достижения.
  3. Ограниченные возможности в управлении
    учениками, в регулировании их нагрузки.

Соревновательный метод наиболее эффективен
при совершенствовании действия, но не при
первоначальном его разучивании [1, 6, 7].


В процессе обучения постоянно присутствуют
методы использования слова. Слово активизирует
весь процесс обучения. Учитель физической
культуры имеет возможность использовать две
функции слова: смысловую, с помощью которой
выражается содержание преподаваемого материала,
и эмоциональную, позволяющую воздействовать на
чувство ученика. Для осуществления процесса
обучения акробатическим упражнениям в младших
классах используются такие методы: словесный и
наглядный.


К словесным методам относятся: рассказ,
описание, объяснения, разбора, задания, указания,
команды.


Для осуществления смысловой функции слова речь
учителя должна быть точной и понятной ученикам. В
процессе физического воспитания принято
использовать определенные термины.


Смысловая функция слова лежит в основе
правильного решения проблемы терминологии в
физическом воспитании. Терминология дает
словесные обозначения предметам и явлениям.
Термин должен быть показательным, точным,
понятным, кратким [9].


Эмоциональная функция слова способствует
решению как учебных, так и воспитательных задач.


Кроме того в этих методах используется рассказ.


Рассказ – повествовательная форма изложения –
чаще всего применяется учителем при организации
игровой деятельности учеников.


Помимо слова, рассказа имеет место применения
описания упражнения.


Описание – это способ создания у ребенка
представления о действии. При описании дается
перечень характерных признаков действия,
говорится, что надо делать, но не указывается,
почему надо так делать. Используется оно при
создании первоначального представления или при
изучении относительно простых действий, когда
ученики могут использовать свои знания и
двигательный опыт.


Постепенно с учетом возраста, подготовленности
методы усложняются, и одним из них является
объяснение.


Объяснение является важнейшим способом
развития сознательного отношения к действиям.


Например, беседа помогает, с одной стороны,
повысит активность, развить умение высказывать
свои мысли, а с другой – узнать учителю своих
учеников, оценить проделанную работу.


Метод разбора отличается от беседы только тем,
что проводится после выполнения какого либо
задания (например, игры). Разбор: может быть
односторонний и двусторонний.


Метод задания предусматривает постановку
задач перед уроком или частных задач по ходу
урока.


Еще одним из методов слова является метод
указание, которое отличается краткостью и
требует безоговорочного исполнения.


Оценка является результатом анализа
выполнения действия.


Для управления строем и занимающихся
используются команды.


Команда – специфический и наиболее
распространенный метод использования слова в
физической культуре. Она имеет форму приказа к
немедленному исполнению действия, к его
окончанию или изменению темпа движений.


При проведении гимнастических упражнении, их
обучение используется подсчет, который
позволяет задавать ученикам необходимый темп
выполнения движений, запоминать комплексы,
комбинации упражнений [1,2].


Огромную роль в обучении имеют методы
наглядного восприятия. Методы данной группы
обеспечивают зрительное и слуховое восприятие
изучаемого действия. Просмотр, а иногда и
прослушивание темпа, ритма движений создают у
занимающихся более разностороннее
представление о действии, что расширяет
ориентировочную основу для последующего
воспроизведения.


Наглядное восприятие способствует более
быстрому и точному усвоению, повышает интерес к
изучаемым действиям.


Результативность методов во многом
определяется соответствием их возрасту,
обучающегося. Особенно большое значение эти
методы имеют при работе с детьми. У них сильно
развита способность к подражанию, стремление
следованию живым примерам, причем неодинаково в
разных возрастах: например, в младшем возрасте
особенно сильно развито чувство восприятия [7, 4].


Использование методов наглядного восприятия
зависит и от этапа обучения. Как правило, на
первых этапах они применяются гораздо чаще. На
этапе закрепления и совершенствования их
используют для исправления появившихся ошибок.


Существуют следующие методы наглядности:
показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы,
зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.


Показ двигательного действия учителем
является наиболее специфичным методом обучения.
В основе обучения с помощью показа лежит
подражание.


Эффективность подражания зависит, прежде
всего, от возраста ученика, от характера и уровня
его психической и физической подготовленности.


Готовность ученика к сознательному подражанию
определяется действием нескольких факторов:

  1. Способностью анализировать увиденное
    действие.
  2. Соответствием психофизиологической
    зрелости ребенка сложность воспроизводимого
    упражнения.
  3. Уровнем знаний, полнотой представления
    ученика о подражаемом действии.
  4. Интересом подражаемому действию и
    желанием ученику подражать.
  5. Наличием своевременного и качественного
    контроля и самоконтроля за подражанием [5, 10].

Демонстрация наглядных пособий создает
дополнительные возможности для восприятия
учеником двигательного действия с помощью
предметного изображения.


Плакаты обязаны отражать те моменты в действии,
которые трудно акцентировать при показе, тем
более доходчиво объяснить.


Рисунки и схемы мелом на доске, песке, земле, и
т.п.


Зарисовки, выполняемые учениками в виде
контурных фигурок, позволяет графически
выразить собственное понимание структуры
действия, образно продумать выполнение, найти
свои ошибки.


Предметные пособия обладают сравнительно
ограниченными дидактическими возможностями, но
могут оказывать достаточно сильное
эмоциональное воздействие, особенно на детей
младшего школьного возраста.


Технические Средства Обучения: фильм, ноутбук,
проектор, видеомагнитофон и др.


При всех технических трудностях его
демонстрации в ходе педагогического процесса
обладают громадными дидактическими
возможностями.


Звуковая и световая сигнализации создают
необходимые зрительные и слуховые ориентиры для
начала и окончания действия (или движения, задают
определенный темп и ритм движений, направление,
амплитуду и т.д.).


Формирование систем двигательных умений в
акробатических упражнениях, что является одной
из ведущих задач физического воспитания,
опирается на соответствующие закономерности.
Знание их позволит правильно оценить
неравномерность овладения двигательным
действием и возможности варьирования условиями
обучения; обеспечит грамотное построение систем
уроков и подводящих упражнений, используя эффект
переноса навыков; поможет определить наиболее
рациональное содержание каждого этапа обучения
двигательному действию [1, 2, 4].


В зависимости от класса задачи педагогического
аспекта (формирование у учащихся умений
выполнять двигательные действия в разном темпе с
разной амплитудой и степенью мышечного
напряжения, овладения школой движений). Могут
требовать на одних уроках больше времени, на
других – меньше. Например, перед контрольным
уроком, когда идет повторение и
совершенствование основных упражнений или
комбинаций, вводную часть целесообразно
посвятить разминке, т.е. решению в большей
степени задач биологического аспекта. В младших
классах или на уроках направленных
преимущественно на освоение новых упражнений,
большее внимание следует уделять задачам
педагогического аспекта [8, 7].


Для решения этих задач вводной части
используются различные средства: строевые
упражнения, разновидности передвижений,
танцевальные упражнения, подвижные игры,
общеразвивающие и вольные упражнения с
элементами на координацию движений. Упражнения с
высокой интенсивностью выполнения вводной части
нецелесообразно использовать, т.к. они могут
снизить работоспособность учащихся в основной
части, поэтому здесь не ставятся задачи развития
у учащихся двигательных качеств, как сила,
выносливость, гибкость, но содействие развитию
может быть.


Обычно урок гимнастики начинается с общего
построения класса. В начале урока принято
строить по длинной стороне зала в правом верхнем
углу, на расстоянии 1 – 2 метра от стены, спиной к
окнам, шеренгу по росту. На первых уроках в первом
классе дети строятся под руководством учителя.




Для успешного обучения детей построению в
шеренгу целесообразно использовать специальные
разметки на полу на расстоянии 40 см друг от друга,
нанесенные мелом или краской. После того, как
учащиеся научатся размещаться один возле
другого, учитель поручает построение самим
учащимся. Дежурный подает команды “Равняйсь!” и
“Смирно!”. Начиная с 4 класса дежурный отдает
рапорт учителю. После команды “Смирно!” учитель
приветствует детей и сообщает задачи урока,
которые могут уточняться в основной части[9].


Наиболее эффективные средства активизации
функции организма детей младших классов –
ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе,
ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и
игры.


Особенно важно обратить внимание учащихся на
необходимость управления бегом. Возглавлять
колонну должен ученик, умеющий сохранять данный
темп.


Заслуживает внимания подбор приемов
управления учащимися при выполнении
акробатических упражнений: учитель должен
пользоваться подсчетом, хлопками,
самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или
про себя), под музыку. С этой же целью
рекомендуется использовать различные
ограничители на углах зала, стрелки, воротца и
т.п. При любом способе управления учитель должен
иметь возможность делать замечания, исправлять
ошибки, подбадривать учеников. При проведении
акробатических упражнений немаловажное
значение имеет состояние учеников. Так, например,
если ученики пришли на урок в несколько
возбужденном состоянии (после контрольной
работы или очень эмоционального урока) не
следует начитать занятия с обучения новым
элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае
лучше применить игры и игровые задания, которые
отвлекают учащихся от переживаний,
предшествовавших уроку, активизируют их
внимание [7].




При условии, если дети пришли на урок
спокойными и сосредоточенными можно сразу
изучать новые элементы строя и перестроения.


Вводную часть урока обычно завершает
выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений. Желательно разнообразить способы
построения учащихся для общеразвивающих
упражнений (в кругу, шеренге, колоннах). Учитель
при демонстрации упражнений использует
зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих
упражнений могут быть включены определенные
подводящие упражнения для освоения или
закрепления акробатических упражнений основной
части урока. Для большей эффективности и
эмоциональности этой части урока следует
использовать упражнения с предметами
(скакалками, гимнастическими палками, мячами
обручами и т.д.)[10].


С психологической точки зрения использование
предметов различной формы, объема, массы
повышают эмоциональность занятий, активность и
интерес ребят, обогащают их новым двигательным
опытом.


При выполнении упражнений с предметами
необходимо уделять серьезное внимание
дисциплине и порядку среди учащихся, чтобы
исключить возможность травматизма. Не следует
забывать и правильную организацию выдачи и сбора
гимнастического инвентаря на занятиях.


Вместо общеразвивающих упражнений в
подготовительную часть урока можно включать
сравнительно несложные вольные упражнения или
упражнения ритмической гимнастики, выполняемые
на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких
упражнений является развитие координационных
способностей и двигательной памяти учащихся,
овладения ими школьных движений. Большее
значение такие упражнения имеют в начальных
классах.


Важную роль в поддержке интереса учащихся к
занятиям играют проверка и оценка выполняемых
упражнений. После выполнения каждому ученику
сообщаются оценки.


На рис. 1 представлена общая схема методов
используемых в процессе обучения на различных
этапах.


Проявление высокой требовательности учителя к
учащимся повышает его авторитет, а через него и
авторитет предмета. Чтобы требовательность к
ученикам приносила желаемые результаты, она
должна быть постоянной, выполнимой, тактичной,
щадящей самолюбие учащихся.


Особую требовательность необходимо проявлять
при обучении учащихся младших классов элементам
строя, основным положениям рук и ног при
выполнении общеразвивающих упражнений, умению
четко приземляться, осанке, то есть тем
элементам, которые составляют школу движений,
школу гимнастики, гимнастического стиля [7, 8].


Таким образом, существует множество различных
методов обучения, которые подразделяются на
словесные методы, наглядные, практические:
методы строго регламентированного упражнения и
частично регламентированного упражнения.


Литература

  • Ашмарин, Б.А. Теория и методика ФВ / Б.А.
    Ашмарин, З.Н. Вяткина. – М.: Просвящение, 1990.
  • Коробейников, И.К. Физическое воспитание /
    И.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.:
    Высш. шк., 1989.
  • Лях, В.И. Координационные способности
    школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989.
  • Мартовский, А.И. Гимнастика в школе / А.И.
    Мартовский. – М.: ФиС, 1982.
  • Меньшиков, Н.К. Гимнастика с методикой
    преподавания: Под ред. Н.К. Меньшиков:
    Просвещение, 1990.
  • Петров, П.К. Методика обучения
    акробатическим упражнениям и прыжкам в школе:
    Учебное пособие / П.К. Петров, Г.И. Пономарев –
    Ижевск: УдГУ, 1994.
  • Петров, П.К. Методика преподавания
    гимнастики в школе / П.К. Петров. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  • Рипы М.Д. Физическая культура и спорт в
    общеобразовательной школе: Под ред. М.Д. Рипы. –
    М.: Просвещение, 1985.
  • Смолевский, В.М. Гимнастика и методика
    преподавания: Под ред. В.М. Смолевского. – М.: Ф и С,
    1987.
  • Укран, М.П. Методика тренировки гимнастов /
    М.П. Укран. – М.: ФиС, 1971.
  • Холодов, Ж.К. Теория и методика физ. вос. и
    спорта: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб.
    заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М., 2001.
  • Рисунок




    Следующий: