Образовательные технологии в процессе преподавания географии

Модернизация образования, направленная на повышение качества знаний
студентов, требует от преподавателя высокого уровня профессиональной подготовки.
Современному преподавателю не достаточно владеть предметными знаниями, он должен
владеть арсеналом методических подходов и технологий обучения, широким спектром
приемов и методов обучения. Использование вариативности и разноуровневости в
обучении, умение применять технологии и их элементы помогает преподавателю
добиваться высокого качества обучения. Технологии обучения позволяют рационально
спроектировать учебный процесс, реализовать задачи и добиваться намеченных
результатов. Поэтому одна из определенных тенденций современного образования –
его направленность на технологизацию предметного обучения. В связи с этим стала
актуальной проблема использования различных технологий обучения в преподавании
географии.

В процессе преподавания географии возможно использование разнообразных
технологий:

1. Использования опорных конспектов.

Опорный конспект – это образный план раскрытия содержания учебного материала
при помощи системы взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, схем,
рисунков. Опорные конспекты можно использовать при проведении практических
работ, при изучении и закреплении нового материала.

2. Развивающего обучения.

Развивающее обучение – это обучение. Которое обеспечивает умственное
развитие, способствует сознательному усвоению учебного материала, воспитывает
самостоятельность действий студентов. Основные слагаемые технологий развивающего
обучения в практике преподавания географии – технология проблемного обучения,
технология исследовательской деятельности студентов.

Проблемность в обучении географии реализуется по – разному в зависимости от
содержания и подготовленности студентов. В условиях применения
объяснительно-иллюстративного метода это будет проблемное изложение материала
преподавателем, в случае частично-поискового метода – совместное решение
проблемы, когда студенты устно (в беседе) или практически находят подтверждение
гипотезы; при исследовательском методе студентам предоставляется возможность
самостоятельно выдвигать гипотезу, находить пути ее решения и делать
соответствующие выводы.

3. Разноуровневого обучения.

Эта технология реализуется на практике при использовании дифференцированных
заданий, т.е. заданий, рассчитанных на разные по уровню подготовки группы
студентов.

Дифференциацию заданий проводят в соответствии с тем или иным типом
познавательной деятельности студентов. В связи с этим различают следующие виды
дифференцированных заданий:

1) репродуктивные;
2) частично-поисковые;
3) исследовательские.

Варианты заданий усложняются от первого к третьему.

4. Группового обучения.

На практике данная технология реализуется благодаря использованию групповых

заданий. При групповой работе студенты объединяются в группы по 2, а лучше –
по 4 человека. Групповая работа включает следующие обязательные элементы:

– постановку и осмысление цели (общегруппового задания);
– выполнение индивидуального задания каждым участником группы в соответствии с
общей целью;
– взаимную проверку результатов каждого, помощь и объяснение друг другу
возникающих затруднений;
– совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов, полученных
каждым членом группы;
– соотношение вывода с поставленной в начале работы целью.

5. Игрового обучения.

Эта технология реализуется на практике через проведение дидактических игр. В
методической литературе понятие “дидактические игры” до сих пор не имеет
однозначного определения. Мы придерживаемся более общего определения:
дидактическая игра – это специально созданная игра, в ходе которой реализуются
учебная и игровая цели, которая проводится в рамках определенных правил и по
соответствующему сюжету.

Дидактические игры должны:

– соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести
содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям и
умениям;
– организовываться с учетом подготовки и психологических особенностей студентов
и соответствовать учебному материалу;
– основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности студентов,
включать элементы соревновательности между командами или отдельными участниками;
– иметь необходимое дидактическое обеспечение, методические указания к их
проведению.

Учебный процесс с применением дидактической игры имеет несколько этапов:

– создание игровой проблемной ситуации;
– ход игры;
– подведение итогов игры.

В обучении географии применяют дидактические игры с использованием
эксперимента: сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры-путешествия,
игры-соревнования) и игры с раздаточным материалом (географическое лото и др.)

Рассмотренные технологии обучения отображают многообразие подходов к
предметному обучению, в частности географии.

Следующий: