Образовательная программа Путь к здоровью

“Жизнь требует движения”.

Аристотель.

Пояснительная записка.

Еще в глубокой древности врачи и философы
отмечали необходимость физической нагрузки для
здоровья человека. Подчеркивалось, что
двигательная активность способна сохранить
здоровье без лекарств.

Во все времена и для всех народов был закон –
здоровье и качество обучения тесно
взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем
продуктивнее обучение. Программа “Путь к
здоровью” имеет физкультурно-спортивную
направленность и общекультурный уровень
освоения.

Новизна программы состоит в идеи
гармоничного сочетания современных
оздоровительных технологий: тренажерно –
информационной системы (ТИСа), разработанной
профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной
гимнастики по методу А.А. Сметанкина,
оздоровительной фитбол-гимнастики, классических
оздоровительных методик и общефизической
подготовки. Программа является составной частью
программы “Здоровье”, реализующейся в
структурном подразделении школы, “Центре
содействия укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников”.

Актуальность и педагогическая
целесообразность разработанной программы
связана с тем, что за последнее десятилетие в
России отмечается стойкая тенденция к ухудшению
показателей здоровья детей как дошкольного, так
и школьного возраста. Значительно снизилось
число абсолютно здоровых детей, отмечается
выраженный рост функциональных отклонений,
хронических заболеваний, нарушений физического
развития и снижения функциональных возможностей
организма. Показатели состояния здоровья
ухудшаются в процессе обучения в школе от
младших классов к старшим. К окончанию школы
незначительные расстройства у части детей
переходят в стойкую хроническую патологию. По
данным специалистов РАМН менее 5% учащихся
младших классов могут считаться абсолютно
здоровыми. К старшим классам их численность
уменьшается до 3%, одновременно возрастает
процент хронической патологии с 45% до 50%. У
большинства детей и подростков диагностируется
2-3 и более хронических заболеваний и
функциональных отклонений.

Для современных детей, независимо от возраста,
характерно ограничение двигательной активности,
ухудшение физических качеств (силы, скорости,
выносливости, ловкости, гибкости), а также
пространственной ориентации и вестибулярной
устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего
видения, испытывая большие зрительные и учебные
нагрузки, негативно сказывается на качестве
учебного процесса и здоровье детей. Ситуация
усугубляется крайне неблагоприятной
экологической обстановкой, низким уровнем
культуры здорового образа жизни школьников в
сочетании с высокой социальной напряженностью,
порождающей чувство хронической тревоги и
неуверенности.

Качественный анализ состояния здоровья
учащихся 1-11-х классов обнаружил чрезвычайно
высокую распространенность нарушений осанки,
плоскостопия, близорукости, невротических
расстройств, склонность к частым простудным
заболеваниям. В педиатрической практике
перечисленные заболевания получили название
“школьных болезней”.

В сложившихся условиях одним из эффективных
средств, которые помогли бы ребенку справиться с
возросшей нагрузкой и остаться здоровым
являются физкультурно-оздоровительные занятия.
Исследования ученых, физиологов и гигиенистов
показали эффективность таких занятий для
повышения двигательной активности, физической
подготовленности и укрепления здоровья.

В программу входят профилактические и
оздоровительные методики (специально
подобранные физические упражнения, элементы
точечного массажа, приемы само- массажа,
подошвенная рефлексотерапия, упражнения для
релаксации, игровые упражнения т.д.),
направленные на предотвращение функциональных
нарушений со стороны органов и систем организма,
профилактику утомления и нервно-психического
перенапряжения. Даются рекомендации родителям
по оздоровлению детей в домашних условиях
(самостоятельные занятия оздоровительной
гимнастикой, закаливание, фито- и витамино-
профилактика и т.д.).

Оздоровительная программа взаимосвязана и
дополняет школьные образовательные программы по
физической культуре, биологии, ОБЖ.

Цели и задачи программы:

Цель программы – сохранение и
укрепление физического и психического здоровья
учащихся, предупреждение и своевременная
коррекция распространенных среди школьников
заболеваний.

Программа предполагает решение
образовательных, развивающих, воспитательных и
оздоровительных задач.

Образовательные задачи:

  • ознакомить с правилами самоконтроля своего
    состояния здоровья на занятиях и дома;
  • сформировать навык правильной осанки;
  • обучить навыкам диафрагмально-релаксационного
    дыхания;
  • изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах
    и больших ортопедических мячах;
  • ознакомить с основным приемам массажа и само -
    массажа.

Развивающие задачи:

  • развивать и совершенствовать основные
    физические качества, двигательные умения и
    навыки;
  • способствовать развитию мелкой моторики,
    правильной речи, дикции, правильного дыхания;
  • развивать интерес к физической культуре и
    спорту.

Воспитательные задачи:

  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание культуры здоровья, ответственности
    личности за свое здоровье и потребности
    заботиться о нем.

Оздоровительные задачи:

  • повышение функционального уровня органов и
    систем организма путем оптимальных физических
    нагрузок;
  • осуществление коррекции имеющихся
    функциональных нарушений опорно-двигательного
    аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой,
    дыхательной и других систем организма;
  • повышение физической и умственной
    работоспособности;
  • снижение заболеваемости.

Отличительной особенностью программы является
применение современных оздоровительных
технологий (БОС, ТИСа, фитбол-гимнастика).
Программа объединяет физкультурное и
оздоровительное направление. Предполагается не
только получение знаний и навыков,
способствующих физическому развитию и
укреплению здоровья, но и самопомощи при его
нарушении. (Оздоровительный массаж, элементы
точечного массажа, комплексы специальных
упражнений, релаксация).

Условия набора: в начале учебного года
проводится диагностика (изучение медицинских
карт, осмотр и антропометрические измерения -
определение плечевого индекса). На занятия
принимаются учащиеся II-III группы здоровья,
относящиеся к основной, подготовительной и
специальной физкультурной группе, имеющие
нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения,
питания и обмена веществ, а также часто болеющие
респираторными вирусными инфекциями.

Возраст занимающихся от 7 до 12 лет. Срок
реализации программы: один учебный год.

Формы организации занятий: групповые, по
подгруппам, индивидуальные. Занятия могут быть
теоретическими, практическими,
комбинированными. Комбинированная форма занятий
используется чаще всего. Она включает в себя
теоретическую часть (беседа, инструктаж,
просмотр иллюстраций) и практическую часть
(освоение приемов, отработка навыков, тренировка,
игры, эстафеты, самостоятельная работа).

Режим занятий: занятия проводятся два раза в
неделю, продолжительность занятия – один
академический час. Общая продолжительность -72
часа за учебный год.

Ожидаемые результаты и способы
определения результативности.

Воспитанники будут знать:

1. Способы укрепления здоровья с помощью
физических упражнений, соблюдения режима дня,
гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.

2. Комплексы упражнений направленные на
улучшение состояния опорно-двигательного
аппарата (осанки и стоп), зрительного
анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и
других систем организма.

3. Правила здорового образа жизни,
ответственность личности за свое здоровье.

Воспитанники будут уметь:

1. Применять средства, способствующие повышению
уровня физического развития и степени его
гармоничности, приемы формирования
морально-волевых качеств.

2. Использовать приемы, снижающие утомляемость,
гипервозбудимость, повышающие психические
функции (память, внимание, мышление,
наблюдательность, воображение).

3. Применять методики оздоровительного
характера для укрепления своего здоровья.

Результативность освоения учащимися
программы осуществляется через использование
различных способов проверки:

  • текущий контроль знаний в процессе устного
    опроса;
  • текущий контроль умений и навыков в процессе
    наблюдения за индивидуальной работой;
  • тематический контроль умений и навыков после
    изучения тем;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль.
  • итоговый контроль умений и навыков.
  • анализ медицинских карт учащихся (количество
    острых заболеваний в год, показатели физического
    развития, плечевого индекса, группа здоровья,
    физкультурная группа), контрольные упражнения и
    тесты, классные журналы (успеваемость, пропуски
    занятий по болезни).

Формы подведения итогов реализации
программы:

Итоги реализации программы подводятся по
окончании каждой пройденной темы в виде бесед,
выполнении контрольных упражнений, тестов,
антропометрических измерений, осмотра осанки и
стоп, сравнительного анализа данных
контрольного осмотра и тестов, викторин,
праздников Здоровья.

Учебно-тематический план.


№ п/п Тема Количество часов
всего теоретических практических
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. Осанка. 12 2 10
3. Плоскостопие. 6 1 5
4. Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 4 1 3
5. Школа зоркости. 6 2 4
6. Я сильный, ловкий, выносливый. 4 1 3
7. Правильное дыхание – основа жизни. 4 1 3
8. Фитбол-гимнастика. 6 1 5
9. Пальчиковая гимнастика. Суставная
гимнастика
2 0,5 1,5
10. Развиваем гибкость. 4 0,5 3,5
11. Учимся расслабляться. 4 1 3
12. Школа мяча. 4 1 3
13. Сам себе я помогу, я здоровье сберегу! 4 1 3
14. “ТИСа” 6 1 5
15. Фонетическая зарядка. 2 0,5 1,5
16. Итоговое занятие. 2 0,5 1,5
Всего: 72 16 56

Содержание программы:



Тема №1: “Вводное занятие” (2 часа).

Теория: Знакомство. Техника безопасности и
правила поведения в зале. Спортивное
оборудование и инвентарь, правила обращения с
ними. Спортивная форма. Гигиенические
требования. Знакомство с программой.
Антропометрия (определение плечевого индекса),
осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за
своим состоянием в школе и дома.

Тема №2: “Осанка” (12 часов).

Теория: Беседы “Красивая осанка”. Беседа
“Позвоночник – ключ к здоровью”. “Профилактика
нарушений осанки”.

Практическая работа: Разминка. Комплексы
упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья.
Комплексы упражнений по формированию навыка
правильной осанки. Подвижные игры: “Ракета”,
“Перемена и урок”.

Тема №3: “Плоскостопие” (6 часов).

Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”.
БАТ на стопе.

Практическая работа: Разминка. Комплексы
упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж
стоп массажными мячами, ходьба по массажной
дорожке. Игры: “Великаны, карлики”, “Ель, елка,
елочка” и др.

Тема №4: “Здоровье в порядке – спасибо
зарядке!” (4 часа).

Теория: Беседы “О пользе утренней зарядки”.
Физкультурные минутки на уроках. Виды
физкультурных минуток. Физкультурные паузы.

Практическая работа: Комплексы утренней
гигиенической гимнастики. Комплексы ФМ.
Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для
физкультурных пауз дома. Праздник Здоровья.

Тема №5: “Школа зоркости” (6 часов).

Теория: Беседы “О гигиене зрения”.
“Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика
близорукости”.

Практическая работа: Комплексы упражнений для
профилактики близорукости. Точечный массаж.
Игра: “Внимательные глазки”, “Жмурки”.
Подвижные игры, эстафеты.

Тема №6: “Я сильный, ловкий, выносливый” (4
часа).

Теория: “Физические качества: сила, ловкость,
выносливость, быстрота”.

Практическая работа: Разминка, комплексы
упражнений на развитие основных двигательных
качеств с использованием спортивного инвентаря:
гантели, эспандеры, скакалки, мячи,
гимнастические палки, диск “Здоровье”. Прыжки
через скакалку. Жонглирование одним и двумя
мячами. Веселые старты — эстафеты: ведение мяча,
броски и ловля. Подвижные игры “Салочки”,
“Третий лишний”, “Перемена и урок”. Подсчет
частоты пульса после физической нагрузки и в
покое.

Тема №7: “Правильное дыхание – основа жизни” (4
часа).

Теория: Беседа “Об органах дыхания”. Типы
дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание.
Правила дыхания при выполнении упражнений,
ходьбе, беге, прыжках.

Практическая работа: Комплексы дыхательной
гимнастики. Специальные дыхательные упражнения
при бронхо — легочных заболеваниях. Освоение
методики диафрагмально–релаксационного
дыхания. Знакомство с кабинетом “БОС-Здоровье”.

Тема №8: “Фитбол-гимнастика” (6 часов).

Теория: техника безопасности. Правила
поведения на мячах. Знакомство со свойствами
мяча. Правильная посадка на мяче. Правила выбора
мяча.

Практическая работа: комплексы упражнений на
мячах для всех групп мышц из разных исходных
положений. Упражнения в парах. Упражнения на
равновесие, координацию движений. Балансировка
на мяче. Упражнения на расслабление. Игры:
“Догони мяч”, “Грузим арбузы”, “Везем арбузы”,
“Паровозик”, “Гусеница”, “Прокати мяч”.

Тема №9: “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная
гимнастика”

(2 часа)

Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках
пальцев.

Практическая работа: упражнения на развитие
мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж
пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для
суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай
как я”.

Тема №10: “Развиваем гибкость” (4 часа).

Теория: Техника безопасности.

Практическая работа: Комплексы упражнений на
развитие гибкости. Тест — “Гибкий ли я?”. Игры
средней подвижности.

Тема №11: “Учимся расслабляться”(4 часа).

Теория: Дыхательные упражнения для снятия
напряжения, польза расслабления. Релаксация.

Практическая работа: Комплекс релаксационных
упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности
“Запретное движение”, “Угадай где мяч”.

Тема №12: “Школа мяча” (4часа).

Теория: Техника безопасности. Техника работы
мячами разного диаметра.

Практическая работа: Броски. Ловля. Передача
мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с
малыми и средними мячами. Метание в цель. Игры и
эстафеты с мячами.

Тема №13: “Сам себе я помогу, я здоровье
сберегу!” (4часа).

Теория: Беседа “О профилактике простудных
заболеваний”. Массаж. Виды массажа. Точечный
массаж. Правила применения точечного массажа.
Закаливающий массаж.

Практическая работа: закаливающий массаж и
само — массаж. Игры средней подвижности.

Тема №14: “ТИСА” (6 часов).

Теория: Беседа “Знакомство с ТИСа, техника
безопасности”. Практическая работа: укрепление
здоровья с помощью тренажеров, комплексы
упражнений на тренажерах.

Тема №15: “Фонетическая зарядка” (2 часа).

Теория: Беседа: “Красивую речь приятно
слушать”. Скороговорки. Чистоговорки. Считалки.
Речевки. Распевки.

Практическая работа: Формирование правильной
речи с помощью скороговорок, чистоговорок,
речевок, распевок, считалок. Игры средней
подвижности. Викторина: “Мое здоровье”.

Тема №16: “Итоговое занятие” (2 часа).

Теория: подвижно-дидактическая игра
“Физкульт-лото”. Объяснение правил игры.

Практическая работа: Игра: “Физкульт-лото”.
Повторение и закрепление комплексов упражнений.
Антропометрия (определение плечевого индекса),
осмотр осанки и стоп.

Методическое обеспечение программы:

1. Рекомендации и методические указания по
проведению бесед, игр, теоретических и
практических занятий, разработанные в
соответствии с основными принципами педагогики,
с учетом физиологических особенностей,
физического развития и состояния здоровья
учащихся данного возраста.

2. Литература и наглядные пособия (плакаты,
схемы, карточки с комплексами упражнений,
альбомы, фотографии).

Техническое оснащение занятий:

Занятия проводятся в просторном, светлом
кабинете, желательно с ковровым покрытием,
оснащенным спортивным оборудованием и
инвентарем, тренажерами ТИСа.

Для занятий необходим магнитофон и аудио
кассеты или диски с записью музыкальных
произведений.

Приложение

Список литературы использованной при
составлении программы и адресованной педагогам:

  1. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
  2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д.
    Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма.
    Методическое руководство для специалистов ЛФК и
    фитнес-центров. СПб, 2000 г.
  3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление
    организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
  4. Иванов М.С. Лечебная физкультура при
    заболеваниях в детском возрасте. М., 1975 г.
  5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей.
    Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
  6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки.
    Практикум по улучшению дикции. М.: ООО
    “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
  7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС,
    1998 г.
  8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей
    осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
  9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков
    здоровья для первоклассников. Методическое
    пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
  10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.,
    СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
  11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей.
    СПб: Корона принт, 2005 г.
  12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб:
    Комета, 1994г.
  13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.
  14. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития
    речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
  15. Соколов П.П. Физкультура против недуга.
    Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989 г.
  16. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения
    у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004 г.
  17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
    образовательные технологии в работе учителя и
    школы. М.: Аркти, 2003 г.
  18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки
    здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия
    Развития, 2003г.
  19. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.:
    Ринол, 2003 г.
  20. Тюрин А. Самомассаж. СПб: Питер, 1997 г.
  21. Энциклопедический справочник. Здоровье детей.
    М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.

Список литературы рекомендованной детям и
родителям в помощь освоения программы:

  1. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление
    организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
  3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки.
    Практикум по улучшению дикции. М.: ООО
    “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
  4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС,
    1998 г.
  5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей
    осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
  6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков
    здоровья для первоклассников. Методическое
    пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
  7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей.
    СПб: Корона принт, 2005 г.
  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития
    речи дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.
  9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки
    здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия
    Развития, 2003 г.



Следующий: