Образовательная программа по обучению и оздоровлению детей при занятии плаванием 1–4-й классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из основополагающих условий,
обеспечивающих здоровье, является
рациональная двигательная активность.
Двигательные действия являются мощным
фактором, повышающим адаптационные
возможности организма, расширяющим
функциональные резервы.

Являясь одним из естественных видов
двигательной деятельности, плавание в то же
время представляет собой уникальное
средство физического воспитания.
Возможность погружаться на разную глубину,
задерживая дыхание, оказывает тренирующее
воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую
системы, центральный нервный аппарат.
Пребывание под водой при задержке дыхания
развивает анаэробную производительность
организма, тренирует устойчивость к
экстремальным ситуациям. У регулярно
занимающихся плаванием жизненная
активность легких значительно выше. В связи
с укреплением и развитием дыхательных мышц
усиливается легочная вентиляция.
Передвижение в воде создает хорошие
возможности для развития и
совершенствования всех типов дыхания.

Велико гигиеническое значение воды.
Интенсивная мышечная нагрузка во время
быстрого передвижения в водной среде
очищает тело человека, не сопровождается
обильным потоотделением.

Прохладная вода повышает тонус мышц, что
благотворно сказывается на состояние
мышечной системы.

Занятия плаванием существенно снижают
массу тела. Благодаря высокой плотности,
вода оказывает заметное давление на кожный
покров, массируя внутренние органы и
способствуя расслаблению мышц. В воде
растворено определенное количество
кислорода и организм получает возможность
его дополнительного использования. Упругие
потоки воды, оказывая сопротивление
плывущему человеку, массируют тело, что
благотворно сказывается на физическом и
психическом состоянии.

Различают плавание оздоровительное,
лечебное, статическое, синхронное (художественное)
и спортивное.

В этой программе охвачено два направления,
которые неразрывно связаны между собой:
спортивное и лечебное плавание.

К спортивной подготовке допускаются все
дети, желающие заниматься плаванием и не
имеющие медицинских противопоказаний.
Спортивное плавание направлено на обучение
детей всеми способами: дельфин, на спине,
брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на
развитие физических качеств (выносливости,
быстроты, скорости, силовых и
координационных возможностей).
Формирование устойчивого интереса,
мотивации к занятиям плаванием и здоровому
образу жизни.

В процессе плавания создаются
благоприятные условия для исправления
нарушений осанки и деформаций позвоночника.
Это позволило разработать специальное
направление — лечебное плавание. Оно
направлено на коррекцию деформаций
позвоночника и грудной клетки, улучшение
осанки, формирование правильного дыхания,
повышение тонуса мышц — разгибателей
позвоночника, брюшного пресса , а также
улучшение деятельности сердечно-сосудистой
системы.

Лечебное плавание также решает задачи
закаливания организма, укрепления общего
физического состояния.

Занятия плаванием способствуют
утверждению себя как личности. Ранее
боявшийся воды ребенок, преодолевая
подсознательное стремление к
самосохранению, приобщается к активным
действиям в воде и приобретает уверенность
в своих силах.

Необходимость создания данной программы
вызвана тем, что практически здоровые дети
сегодня составляют 1-5% от всего детского
населения. Количество детей с нарушением
осанки постоянно растет. Увеличивается
частота выявления разных форм сколиоза.
Цифры «кричат…», но слышат и понимают это
только к сожалению, лишь специалисты и
родители заинтересованные в воспитании
здорового ребенка.

Слабое физическое развитие ребенка ведет
к нарушениям осанки, а нарушение осанки
затрудняет работу внутренних органов, что
приводит к дальнейшему ухудшению
физического развития. В такой порочной круг
попадают многие дети. Разорвагь его можно,
только обеспечив правильное физическое
воспитание и адекватный двигательный режим
для конкретного ребенка.

Новизна программы заключается в
том, что она направлена на решение ни одной
задачи обучения, а комплексного подхода
обучения и оздоровления учащихся 11 ШКОЛЫ.

Отличительная особенность данной
программы заключается в том, что она
включает в себя два курса:

  1. Курс обучения техники всех способов
    плавания: дельфин, на спине, брасс, кроль,
    стартов, поворотов. Плавание в ластах.
    Развитие аэробных, анаэробных
    возможностей, укрепление мышц организма.
  2. Курс лечебного плавания особенно
    наглядно прослеживается на комплексном
    подходе: осознать
    понять
    подготовиться
    действовать в укреплении здоровья
    учащихся.

Поэтому вопросы физического развития
школьников представлены, как основа
профилактики нарушений. Лечебное плавание,
обеспечивая естественную разгрузку
позвоночника с одновременной тренировкой
мышц, является частью всего лечебного
комплекса.

Особый акцент в программе сделан на
использование таких методических подходов,
которые позволяют работать с каждым
ребенком индивидуально, развивать
личностные качества, способствующие
формированию у детей культуры отношений к
своему здоровью, познавательной и
двигательной активности.

Детям предоставляется
возможность из большого количества
упражнений и разных способов плавания
выбрать те, которые у них лучше получаются.
Это дает возможность каждому относиться к
обучению более сознательно и активно.

Цель программы

Укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие (развитие физических,
интеллектуальных и нравственных
способностей).

Задачи программы

  1. Формирование здорового образа жизни,
    привлечение учащихся к систематическим
    занятиям физической культурой и спортом.
  2. Укрепление здоровья и всестороннее
    физическое развитие (развитие физических,
    интеллектуальных и нравственных
    способностей).
  3. Достижение спортивных успехов в
    соответствии с индивидуальными
    особенностями детей.

Задачи программы I года обучения

I Курс — обучение:

  1. Улучшение состояния здоровья и
    закаливание.
  2. Улучшение недостатков физического
    развития.
  3. Привлечение максимально возможного
    числа детей к занятиям плаванием,
    формирование у них устойчивого интереса,
    мотивации к систематическим занятиям
    спортом и к здоровому образу жизни.
  4. Овладение жизненно необходимыми
    навыками плавания.
  5. Обучение основам техники плавания
    способами кроль на груди, на спине.
  6. Приобретение детьми разносторонней
    физической подготовленности.
  7. Приобретение учащимися уверенности в
    своих силах.
  8. II Курс — лечебный:

    1. Разгрузка позвоночника — создание
      благоприятных физиологических условий
      для нормального роста тел позвонков и
      восстановления правильного положения
      тела.
    2. Воспитание правильной осанки.
    3. Улучшение координации движений.
    4. Постановка правильного дыхания.
    5. Закаливание.
    6. Эмоциональная разрядка.

    Задачи программы II года обучения

    I Курс — обучение:

    1. Укрепление здоровья и закаливание.
    2. Устранение недостатков в уровне
      физической подготовленности.
    3. Формирование интереса к
      целенаправленным многолетним занятиям
      плаванием.
    4. II Курс — лечебный:

      1. Воспитание правильной осанки.
      2. Возможное исправление деформации.
      3. Улучшение координации движений.
      4. Приобретение навыков плавания -
        освоение плавания
      5. Увеличение силы и тонуса мышц.
      6. Улучшение функций сердечно-сосудистой и
        дыхательной систем.
      7. Закаливание организма
      8. Эмоциональная разрядка.

      Задачи программы III года обучения

      I Курс — обучение:

      1. Обучение основам техники способов
        плавания дельфин, брасс.
      2. Совершенствование техники всех
        способов плавания.
      3. Совершенствование техники стартов и
        поворотов.
      4. Приобретение детьми разносторонней
        физической подготовленности: развитие
        аэробной выносливости, быстроты,
        скорости, силовых и координационных
        возможностей.
      5. Воспитание морально-этических и волевых
        качеств, становление спортивного
        характера.
      6. Поиск талантливых в спортивном
        отношении детей на основе
        морфологических критериев и
        двигательной одаренности.

      II Курс — лечебный:

      1. Улучшение координации движений.
      2. Увеличение силы и тонуса мышц.
      3. Улучшение функций сердечно-сосудистой и
        дыхательной систем.
      4. Закаливание.
      5. Развитие волевых качеств и создание
        психологического стимула для дальнейших
        занятий плаванием.
      6. Эмоциональная разрядка учащихся.
      7. Учебно — тематический план

        I курс: «Обучение»

        Темы:

        1. Правила поведения в бассейне.
        2. Меры безопасности в бассейне.
        3. Личная гигиена пловца.
        4. Плавание — важное средство закаливания.
        5. Общеразвивающие физические упражнения.
        6. Специальные подготовительные (имитационные)
          упражнения.
        7. Подготовительные упражнения для
          освоения с водой.
        8. Техника плавания кролем на груди.
        9. Техника плавания кролем на спине,
          способом дельфин, брасс.
        10. Прыжки в воду, соскоки, спады.
        11. Старты, повороты на дистанции.
        12. Эстафеты, игровые упражнения,
          соревнования.
        13. Открытые практические занятия для
          родителей.

        Учебно — тематический план (1 курс) 1-го
        года обучения

        1 четверть 9ч2 четверть 9ч3 четверть 12ч4 четверть 9ч

        Сентябрь-октябрь

        Ноябрь-декабрь

        Январь-мартАпрель-май
        1. Правила поведения в бассейне.
        2. Гигиенические требования.
        3. Общеразвивающие и специальные
          упражнения на суше.
        4. Подготовительные упражнения в воде:
        • погружение,
        • скольжение.
        1. Обучение 2-м вариантам дыхания.
        2. Игры в воде.
        1. Обучение техники работы ног
          способом кроль на груди (в скольжении
          и доской).
        2. Обучение техники работы ног
          способом на спине.
        3. Обучение техники способом на груди
          и на спине с работой ног и различным
          положением рук.
        4. Упр.сп.кроль, н/с.
        5. Упр.способом н/с.
        6. Контрольные уроки.
        7. Игры в воде.
        1. Обучение техники плавания на спине
          (ноги, упр., в корд.)
        2. Обучение техники кроль на груди (ноги,
          упр.).
        3. Упр.для изучения стартов, поворотов.
        4. Игры в воде.
        5. Контрольные задания:
        • способ. н/с- 12,5м.
        • способ. н/гр.-12,5м
        • на задерж. дыхания.
        1. Совершенствование техники
          плавания кроль на груди на задерж.
          дыхания.
        2. Совершенствование техники плавания
          на спине.
        3. Совершенствование прыжка в воду с
          низкого бортика.
        4. Контрольные задания:
        • 25м на спине в полной координации.
        • 12,5м кроль в координации на задерж.дыхания

        Учебно — тематический план (1 курс) 2-го года
        обучения

        1 четверть 9ч

        2 четверть 9ч

        3 четверть 12ч

        4 четверть 9ч

        Сентябрь-октябрь

        Ноябрь-декабрь

        Январь-март

        Апрель-май

        1. Правила поведения и меры
          безопасности в бассейне.
        2. Личная гигиена пловца.
        3. Общеразвив. и специальные упр. на
          суше.
        4. Обучение «вдох» с поворотом головы
          в сторону (стоя на месте, в ходьбе, в
          скольжении).
        5. Разучивание общего согласование
          движений, ног и дыхания, рук и дыхания.
        6. Совершенствование техники на спине
          (ноги, упр.).
        7. Контрольные задания.
        8. Игры.
        1. Специальные дыхательные упр. в зале
          и в воде.
        2. Совершенствование техники кроль на
          груди в полной координации на задер.дыхания.
        3. Обучение техники кроль в
          согласовании движений рук, ног и
          дыхания.
        4. Упр. для изучения старта с бортика
          из положения стоя в наклоне вперед,
          руки вытянуты вперед, с последующим
          скольжением на дальность.
        5. Контрольные задания.
        6. Игры в воде.
        1. Совершенствование умений в
          плавании кролем на груди и на спине
          по элементам и с освоенными уже
          связками элементов.
        2. Совершенствование умений плавать
          кролем на груди и на спине с полной
          координацией движений и правильным
          дыханием.
        3. Упражнения для изучения старта с
          бортика вперед руками, повороты.
        4. Контрольные задания.
        5. Игры в воде.
        1. Совершенствование умений плавать
          кролем на груди и на спине с полной
          координацией движений и правильным
          дыханием.
        2. Развитие общей выносливости
          Развитие скорости.
        3. Плавание в ластах.
        4. Контрольные задания:
        • 25м кроль на время. 25м на спине на
          время.
        • 50-200м на спине на технику.
        • 25-50м кроль в полной координации.
        • Комбинированное плавание кроль-спина-100м.
        • Учебные старты, повороты.
        • Игры в воде.

        1. Правила поведения и меры
          безопасности в бассейне.
        2. Личная гигиена пловца.
        3. Совершенствование техники
          плавания кроль на груди.
        4. Совершенствование техники
          плавания на спине.
        5. Обучение техники плавания способом
          дельфин: ноги, руки по элементам.
        6. Беседы о правилах безопасности при
          нырянии.
        7. Обучение нырянию в длину, глубину,
          старты.
        8. Плавание в ластах.
        9. Развитие общей выносливости.
        10. Контрольное задание: Плавание в
          ластах с доской до 500м
        1. Обучение техники плавания способом
          дельфин: ноги, руки по элементам, в
          полной координации.
        2. Совершенствование техники
          плавания способами кроль на груди, на
          спине.
        3. Плавание в ластах.
        4. Развитие общей выносливости.
        5. Плавание отрезков 8×25м, 4×50м, 2×100м, 200м.
        6. Контрольное задание:
        • 12,5м дельфин в полной координации
        • Старты с бортика.
        • Повороты «маятник».
        1. Игры в воде.
        1. Совершенствование техники
          плавания дельфин (ноги, упр., в коорд.).
        2. Развитие общей выносливости (плавание
          способом кроль, серии: 8-10×25м, 4-5х50м, 2×100м,
          200м и т.д.).
        3. Плавание в ластах.
        4. Плавание способом на спине от 50м-до400м.
        5. Обучение техники работы ног
          способом брасс.
        6. Обучение техники брасс (руки).
        7. Плавание брасс в координации.
        8. Контрольные нормативы:
        • плавание ноги брасс с доской до 25м,
        • дельфин в координации 25м.
        1. Обучение техники способа брасс (ноги,
          руки, упраж.).
        2. Совершенствование техники способа
          дельфин (ноги, упр., в корд.).
        3. Совершенствование техники способа
          кроль на на груди, на спине.
        4. Плавание в ластах до 500м.
        5. Плавание на спине до 400м.
        6. Плавание брасс 100-3 00м.
        7. Плавание кроль 50-200м
        8. Игры, эстафеты на скорость все
          способы.
        9. Старты, повороты.
        10. Контрольные нормативы:
        • Кроль 50-200м.
        • На спине 100-500м.
        • Брасс 100-3 00м.
        • Дельфин 25-50м.

        Содержание учебно — тематического плана
        по плаванию.

        Теоретические сведения.

        Тема №1 Правила поведения в бассейне.

        Порядок прибытия на занятия,
        первоначальное построение, порядок в
        раздевалке, в душе и в бассейне. Требования
        к порядку и дисциплине детей в раздевалке,
        душе, бассейне.

        Тема №2 Меры безопасности в бассейне.

        Передвижение в бассейне шагом. Поведение
        в бассейне до начало занятий по плаванию и
        после окончания занятий. Пользование
        электрофенами для сушки волос.

        Тема №3 Личная гигиена пловца.

        Требования к одежде пловца. Наличие
        принадлежностей и порядок помывки в душе до
        начало и после окончания занятий.
        Гигиенические требования к пловцам в
        бассейне.

        Тема №4 Плавание-важное средство
        закаливания и укрепления здоровья детей.

        Требования к закаливанию организма на
        занятиях по плаванию. Элементы закаливания
        в домашних условиях. Совершенствование
        иммунной системы человека важный фактор
        предупреждения простудных заболеваний.
        Влияние плавания на развитие и
        совершенствование сердечно — сосудистой,
        дыхательной и др. систем организма.

        Практические занятия.

        Общеразвивающие и специальные
        физические упражнения.

        Комплекс №1

        1. Ходьба и бег н/м с высоким подниманием
          колен.
        2. Круговые вращения руками вперед, назад.
        3. Упр. «Стрела» фиксировать у стены 4сек.,
          повторить 5-6 раз.
        4. И.п. — сидя на бортике, упор руками сзади,
          ноги вытянуты, носки «внутрь».
          Движение ногами кролем.
        5. И.п. — ноги врозь, руки за голову. Наклоны
          туловища вперед с доставанием пола
          руками.
        6. Бег н/м с высоким подниманием колен,
          ходьба.
        7. Упражнения на дыхание.

        Комплекс №2

        1. Ходьба и бег с высоким подниманием колен.
        2. И.п. — стоя ноги врозь, правая рука вверх,
          левая прижата к бедру. Имитация гребковых
          движений руками при плавании кролем н/с.
        3. И.п. — стоя ноги врозь руки за голову.
          Повороты туловища в сторону, руки в
          сторону.
        4. И.п. — стоя в наклоне, выполнение
          гребковых движений руками в согласовании
          с дыханием при плавании кролем на груди.
        5. Бег н/м с высоким подниманием колен.
        6. Упражнения на дыхание

        Комплекс №3

        1. Ходьба и бег с высоким подниманием колен.
        2. Круговые движения вперед, назад (иммитация).
        3. Ноги врозь, руки за головой — круговые
          движения туловищем.
        4. Сидя на полу — работа ног кролем, то же -
          лежа.
        5. Выпрыгивания вверх, с переходом в
          ускорение, л/б и ходьбу.
        6. Упражнения на дыхание.

        Подготовительные упражнения для
        освоения с водой.

        Упражнения для освоения в воде
        выполняются в течении 10-12 занятий. Выполняя
        их, занимающиеся учатся погружаться с
        головой в воду и открывать глаза, всплывать
        и принимать правильное положение пловца на
        воде («Стрела»), делать выдох в воду,
        скользить по поверхности, сохраняя
        горизонтальное положение тела. Большинство
        упражнений выполняется с задержкой дыхания
        на вдохе.

        Упражнения, знакомящие с плотностью и
        сопротивлением воды.

        1. Передвижение в воде по дну шагом, бегом,
          грудью, спиной, левым и правым боком вперед,
          передвижение в воде с выполнением руками
          гребковых движений.
        2. Упражнение «Полоскание белья».
        3. И.п. — стоя на дне, делать поочередные
          движения ногами способом кроль, при
          плавании брассом, отталкиваясь от воды
          передней, внутренней поверхностью голени
          и стопы.
        4. И.п. — присесть в воду до уровня подбородка,
          руки вытянуты в стороны, лежать на воде.
          Повороты туловища налево и направо,
          удерживая прямые руки на воде и меняя
          положение кистей рук на воде.
        5. Игры и игровые упражнения:»веселые
          дельфины», «Переправа», «Кто
          быстрее», «Рыбы и сеть», «Караси и
          карпы», «Байдарки».
        6. Погружение в воду с головой и открывание
          глаз

          1. «Умывание». И.п. — стоя на дне,
            наклониться вперед, побрызгать себе в лицо
            водой, не вытирая глаза руками. Затем
            сделать вдох, задержать дыхание, опустить
            лицо в воду на 3 сек.
          2. И.п. — стоя лицом к бортику, руками
            держаться за край бортика. Погружаться с
            головой в воду и открыть глаза на 5 сек.,
            затем 7 — 10…
          3. И.п. — стоя в наклоне на дне, руки на
            коленях. Сделать вдох, задержать дыхание,
            опустить лицо в воду, открыть глаза,
            сосчитать до 5.
          4. И.п. — сидя на бортике бассейна. По команде
            спрыгнуть в воду ногами вниз, затем
            погрузиться с головой под воду.
          5. Игры и игровые: «Веселые брызги», «Сядь
            на дно»,»Хоровод»,»Поезд идет в
            тоннель», «Охотники и утки», «Смотри
            в глаза друг другу», «Искатели жемчуга»,
            «Сосчитай пальцы на руке».
          6. Всплывание и лежание на поверхности
            воды.

            Эти упражнения позволяют детям
            почувствовать состояние невесомости и
            научиться лежать в горизонтальном
            положении на поверхности воды.

            1. «Поплавок». И.п. — стоя в воде,
              сделать глубокий вдох, задержать дыхание
              и приседая погрузиться в воду с головой,
              принять группировку, всплыть на
              поверхность. В этом положении лежать на
              воде 10-15 сек., затем вернуться в и.п.
            2. «Медуза». Сделав вдох, задержать
              дыхание, лечь на воду, опустить лицо и
              руки в воду. Чуть согнуться в пояснице и
              расслабить руки и ноги, «повиснуть» в
              воде на 10 — 12 сек. Затем встать ногами на
              дно.
            3. «Звезда». Сначала выполнить «поплавок»,
              затем на счет 4-5 выпрямить руки и ноги,
              лечь на воду горизонтально, голова
              опущена в воду, руки и ноги слегка
              развести в стороны — держать 10 сек.
            4. «Звезда» выполнить в положении н/с.
            5. «Стрела»(положение пловца на воде).
              Стоя спиной к бортику, присесть так, чтобы
              подбородок лежал на воде, руки вытянуты
              вперед, положить на воду. Сделать
              глубокий вдох, задержать дыхание,
              опустить лицо в воду, отталкиваясь ногами
              от дна, лечь на воду строго горизонтально,
              спина прямая, ноги вытянуты, руки впереди
              - держать 10 сек.
            6. «Стрела» выполнить в положении н/с.
            7. Игры и игровые упражнения: «Поплавок»(кто
              дальше), «Пятнашки с поплавком», «Чья
              стрела лучше».

            Освоение дыхания в воде



            Умение задерживать дыхание в воде и
            выполнять выдох в воду является основой для
            постановки различного дыхания при плавании.

            1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо
              водой, делая в этот момент выдох».
            2. И.п. — стоя лицом к бортику, приседая в
              воду с головой, постепенно погружаясь все
              ниже и ниже под воду, сделать под водой
              продолжительный выдох.
            3. И.п. — то же, руки на коленях. Погружаясь в
              воду с головой, сделать продолжительный
              выдох под водой.
            4. И.п. — стоя на дне в наклоне, руки на
              коленях, лицо левой щекой лежит на воде.
              Вдох и выдох с поворотом головы в воду.
            5. Игры и игровые упражнения: «У кого
              вода закипит сильнее», «Поезд идет в
              тоннель», «Насос».

            Скольжения

            Скольжения на груди и на спине с различным
            положением рук, помогают освоить рабочую
            позу пловца — равновесие, обтекаемое
            положение тела, умение максимально «проскальзывать»
            вперед после каждого гребка, что является
            основой и показателем хорошей техники
            плавания.

            1. «Буксир». Лечь на воду с
              плавательной доской и поплавком в ногах,
              и принять положение «Стрела».
              Партнер берет за доску и везет по воде,
              выполняя роль буксира. После этого
              упражнение выполняется с поплавком,
              затем без поддерживающих предметов.
            • гребки руками с дыханием.
            • Движение ногами и гребки руками в
              плавании с дыханием
            • Плавание с полной координацией движений
              руками, ногами и дыханием.
            1. Широкое применение игр на воде, игровых и
              соревновательных упражнений -
              обязательное методическое требование к
              учебно -тренировочному занятию по
              плаванию. При помощи игр решаются задачи
              повторения и закрепления разученных
              упражнений на воде, воспитание
              самостоятельности, инициативы, развитие
              творческих способностей детей, улучшение
              эмоционального фона занятий.
            2. Скольжение «Стрелы» без предметов.
            3. Скольжение на груди с различным и.п. рук с
              выдохом в воду.
            4. Скольжение на спине с доской.
            5. Скольжение на спине без предметов и с
              различных и.п. рук.
            6. Скольжение на груди с элементарными
              гребками руками.
            7. Скольжение на спине с элементарными
              гребками руками.
            8. Игры «Буксир», «Скользящие стрелы»,
              «Кто лучше»,»Кто дальше»,»Кто
              быстрее».

            Учебные прыжки и соскоки в воду

            Прыжки в воду развивают у человека
            решительность, ловкость, смелость. Прыжки и
            соскоки в воду выполняются вниз ногами и
            вниз головой.

            1. Из и.п. — сидя на бортике бассейна,
              опираясь на руку, спрыгнуть в воду ногами
              вниз с поворотом на 90° в сторону опорной
              руки, коснувшись дна ногами, присесть с
              головой под воду.
            2. Этот же прыжок, но из и.п. упор присев.
            3. Из упора присев махом рук вперед соскок
              в воду ногами вниз с последующим
              приседанием с головой под воду.
            4. И.п. — осн. стойка, приседая отвести руки
              вниз-назад, махом рук вперед -прыжок в
              воду ногами вниз с последующим
              погружением с головой под воду.
            5. И.п. — осн.стойка. Шагом вперед, прыжок в
              воду ногами вниз»солдатиком».
            6. И.п.- сидя на бортике руки вытянуты вверх
              и зажать голову. Наклоняясь вперед,
              выполнить спад-вход в воду руками
            7. И.п.- упор присев на бортике бассейна.
              Спад вперед с последующим скольжением в
              положении «Стрела».
            8. И.п.- осн.стойка, руки вытянуты вверх, за
              голову. Приседая и наклоняясь вперед,
              выполнить спад и скольжение на груди в
              положении «Стрела».
            9. Стартовый прыжок в воду с бортика
              бассейна.

            Техника плавания Кроль на груди
            Упражнения на суше.

            1. И.п. — сидя на полу, упор руками сзади на
              предплечья, ноги выпрямить, носки
              оттянуты, слегка повернуты внутрь.
              Движения ногами кролем.
            2. Имитация положения пловца на воде («Стрела»).
              Вначале выполнить стоя у стены, затем
              стоя в одном шаге от стены с фиксацией
              правильного положения тела в течении 4-6
              сек., затем «Стрела» в положении лежа.
            3. И.п.- лежа на груди на гимнастической
              скамейке в положении «Стрела», ноги
              свободно свешены, движение ногами кролем.
            4. И.п.- то же, но левую руку вперед, правую
              прижать к бедру. Имитация дыхания в воде с
              поворотом головы.
            5. То же, но в сочетании с движениями ногами.
            6. Разучить элементарные гребки руками.
            7. Движение руками кролем в положении стоя
              с наклоном вперед. Вначале разучивается
              движение одной правой, затем левой рукой,
              затем правой рукой в сочетании с дыханием,
              наконец, гребковые движения руками в
              согласовании с дыханием.
            8. И.п. — лежа на гимнастической скамейке на
              груди в положении
              «Стрела».Гребковые движения руками
              кролем. Сначала разучивается
              движение одной правой рукой, затем левой,
              затем гребок правой (левой)
              В сочетании с дыханием.

            И.п. — лежа на гимнастической
            скамейке, руки вперед, ноги свободно
            свисают. Согласование движений ногами
            кролем, гребка правой(левой) рукой и дыхания
            с поворотом головы в сторону.

            Упражнения в воде

            1. Скольжение на груди с различным
              исходным положением рук, а также в
              сочетании с элементарными гребками
              руками.
            2. Движения ногами кролем в положении лежа
              н/с, руки за головой прямые.
            3. Скольжение на груди с движением ногами
              кролем и различным исходным положением
              рук.
            4. Упражнения для изучения
              дыхания в воде, начиная с простейших и
              заканчивая упражнениями»вдох и выдох»
              в воду с поворотом головы.
            5. Плавание с доской при помощи
              движений ногами кролем, левая рука лежит
              на доске, правая к бедру. Вдох и выдох в
              воду с поворотом головы, затем это же
              упражнение, но уже без доски.
            6. Движения руками кролем.
              Вначале упражнения выполняются стоя на
              дне бассейна, затем с продвижением по дну.
            7. Гребковые движения руками в
              скольжении на груди с задержкой дыхания.
            8. Плавание кролем на груди с
              задержкой дыхания.
            9. Гребок правой (левой) рукой -
              вдох. Вначале упражнение выполняется
              намести, затем с продвижением по дну
              вперед, затем в скольжении на груди.
            10. Плавание при помощи ногами
              кролем, одна рука вытянута вперед, другая
              прижата к бедру (вдох в сторону).
            11. Согласование гребковых движений руками
              с дыханием. Вначале упражнение
              выполняется намести, затем с
              продвижением ногами по дну бассейна,
              затем в скольжении.
            12. Согласование движений руками, ногами и
              дыхания. Плавание кролем на груди с
              полной координацией движений с
              постепенным увеличением расстояния.

            Кроль на спине Упражнения на суше

            1. И.п. — лежа на гимнастической скамейке,
              принять положение «Стрела».
            2. Лежа н/с на гимнастической скамейке,
              ноги свободно свисают, движения ногами
              кролем.
            3. Выполнять движения руками «мельница»
              назад.
            4. Разучить гребки руками по очереди, стоя
              в одном шаге от стены.
            5. Лежа на гимнастической скамейке,
              движения ногами кролем в сочетании
              поочередными гребками руками.
            6. Стоя в одном шаге от стены, гребковые
              движения руками «Мельница» назад в
              согласовании с движением ног.
            7. Лежа на гимнастической скамейке, одну
              руку вытянуть вперед, другая прижата к
              бедру. Движения ногами кролем в
              согласовании с гребковыми движениями
              руками «Мельница». Вначале выполнить
              упражнение на сцепление, затем движения
              ногами, руками и дыханием в полной
              координации.

            Упражнения на воде

            1. Скольжение н/с с различным и.п. рук.
            2. Скольжение н/с с элементарными гребками
              руками.
            3. Сидя на бортике бассейна, опустить прямые
              ноги в воду, носки оттянуть и слегка
              повернуть внутрь. Движения ногами кролем.
            4. Плавание с доской н/с — ноги кролем.
            5. Плавание н/с — ноги кролем, с различным и.п.
              -рук.
            6. Плавание н/с — ноги кролем, поочередные
              гребки руками.
            7. Плавание н/с — при помощи движений ногами
              кролем и гребковыми движениями руками «Мельница»
              на сцепление.
            8. Плавание н/с с полной координацией
              движений, постепенно увеличивая дистанцию.
            9. Техника стартов и поворотов

              Кроль на груди Старт

              В детских бассейнах изучается простейший
              старт. Из положения основная стойка,
              большими пальцами ног зацепиться за край
              бортика бассейна, руки вверх, «зажать»
              голову. Приседая наклониться вперед — вниз ,
              грудью лечь на колени и потеряв равновесие,
              выполнить спад вперед, вход в воду с прямыми
              руками и следующими скольжением вперед в
              положении «Стрела».

              Поворот

              С детьми группы начальной подготовки,
              разучивают простейший поворот -»маятником».
              Подплывая к бортику бассейна, коснуться его
              рукой, в момент касания повернуться на бок в
              сторону этой руки, затем опираясь рукой о
              бортик, приподнять голову и плечевой пояс
              над водой, подтянуть согнутые ноги к животу
              и поставить их под водой на стенку. Сделать
              вдох, оттолкнуться рукой от бортика,
              перевалиться на другой бок, пронести руку
              по воздуху вперед, опустить ее в воду и
              вытянуть вперед одновременно с другой
              рукой. Голова и плечи в это время полностью
              погружаются в воду. Оттолкнуться ногами от
              стенки бассейна, вытянуться и после
              непродолжительного скольжения под водой в
              положении «Стрела», начинать плыть
              кролем на груди.

              Кроль на спине

              При плавании на спине старт выполняется
              из воды. По команде «занять места»
              пловцы прыгают в воду по своим дорожкам,
              поворачиваются лицом к стартовым тумбочкам
              и по команде «На старт!» пловцы руками
              берутся за ручку тумбочки, согнутыми ногами
              упираются в стенку бассейна. По команде «Марш!»
              - выполняют мах руками через стороны вверх и
              назад, одновременно отталкиваясь ногами от
              стенки и прогибаясь. После отталкивания
              вытягивают руки за голову прямые, входят в
              воду. После скольжения ногами под водой,
              подключаются руки и плывут н/с в полной
              координации.

              Поворот

              С детьми групп начальной подготовки
              разучивают наиболее простой поворот — «плоский».
              Подплывая к стенке бассейна н/с,
              повернуться на грудь, лицом к стенке,
              взяться руками за бортик, приподнять голову
              и плечи, согнуть ноги в коленях, подтянуть
              их к груди и поставить на стенку — сделать
              вдох. Затем выполнить мах руками назад,
              оттолкнуться ногами от стенки,
              проскользить в положении «стрела» на
              спине 3 — 4м, начать движения ногами и руками.

              Дельфин Упражнения на суше

              1. И.п. — стоя в упоре на коленях, выгибание и
                прогибание спины с максимальной
                амплитудой («злая кошка»).
              2. И.п. — лежа в упоре сзади, упругие
                движения тазом вверх-вниз.
              3. И.п. — стоя на одной ноге к стенке
                опираясь на рукой, другая вверху,
                волнообразные движения туловищем и
                свободной ногой, как при плавании
                дельфином.
              4. Волнообразные движения туловищем, руки
                у бедра.

              Упражнения на воде

              1. В скольжении на груди, руки у бедер,
                волнообразные движения ногами и туловищем.
              2. То же, но скольжение на спине.
              3. Плавание с помощью работы ног дельфином,
                руки вытянуты вперед.
              4. Предыдущее упражнение, но с доской в
                руках.
              5. Ныряние с помощью движений ногами
                дельфином, на отрезках не более 5м.
              6. Разучивание движений руками и дыхания (на
                суше)

                1. И.п.- стоя в наклоне , руки вперед на ширине
                  плеч, ладони вниз, голова слегка
                  приподнята, смотреть на кисти рук.
                  Круговые движения руками вперед.
                2. Предыдущее упражнение, но лицо опущено
                  вниз.
                3. При разучивании разрешается немного
                  задерживать руки у бедер к моменту вдоха.
                  Вначале вдох можно выполнять через 3 -4 цикла,
                  а затем на каждый цикл движений руками.

                  Упражнения в воде

                  1. Стоя в воде в наклоне, круговые движения
                    руками вперед, лицо опущено вниз.
                  2. Плавание с помощью движений руками
                    дельфин, с поплавком между ног и с
                    задержкой дыхания.
                  3. Предыдущее упражнение, но в согласовании
                    с дыханием (вдох через 2 -3 цикла движений
                    руками, затем на каждый цикл).
                  4. Плавание руками дельфином, но без
                    поплавка.
                  5. Плавание дельфином на задержке дыхания, с
                    помощью движений рук и легких
                    поддерживающих движений ног.
                  6. Плавание двухударным дельфином на
                    задержке дыхания.
                  7. Предыдущее упражнение, но с дыханием
                    через два, три цикла
                    движений рук, затем на каждый цикл
                    движений.
                  8. Брасс Упражнения на суше

                    1. И.п. — стоя боком к стенке и опираясь на
                      нее рукой (другая на поясе), ноги на ширине
                      плеч, носки развернуты в стороны «до
                      отказа». Приседания, разводя колени в
                      стороны, и не отрывая пяток от пола.
                    2. Предыдущее упражнение, но вместо
                      приседаний выполнять выпрыгивания вверх
                      из полуприседа.
                    3. И.п. — стоя на краю скамейки с опорой
                      руками сзади, движения ногами как при
                      плавании брассом, медленно подтянуть
                      ноги, сгибая их разводить колени в
                      стороны, волоча пятки по полу, развернуть
                      носки в стороны, описывая стопами
                      полукруг, соединить ноги и вытянуть их.
                    4. И.п. — лежа на груди на скамейке. Движения
                      ногами, как при плавании брассом с
                      помощью преподавателя.Подтягивание ног
                      ученик выполняет самостоятельного в
                      момент разведения носков в стороны
                      преподаватель берет руками стопы и
                      помогает принять нужное и.п. перед
                      отталкиванием, затем не выпуская ног
                      помогает ему правильно воспризвести
                      гребковое движение и соединить ноги
                      вместе. Следить за плавным сгибанием ног,
                      быстрым разворотом стоп носками в
                      стороны, энергичным разгибанием и
                      свидением ног.
                    5. И.п. — стоя в наклоне, руки вперед
                      ладонями вниз, смотреть на кисти.
                      Развести руки в стороны- вниз чуть больше
                      ширины плеч, согнуть руки в локтевых
                      суставах, направляя локти вниз-внутрь под
                      подбородок, и соединяя кисти вновь вместе,
                      выпрямить руки вперед в и.п. и выдержать в
                      этом положении небольшую паузу.
                    6. Предыдущее упражнение, но растягивая
                      резиновый амортизатор.
                    7. Упражнения 1,2 , но в сочетании с дыханием,
                      во время захвата(вторая половина гребка)
                      вдох, во время выведения рук вперед -
                      выдох.

                    Упражнения в воде

                    1. И.п.- стоя на глубине по пояс. Упражнения
                      1,2, которые выполняются на суше.
                    2. 2. Передвижение по дну бассейна прыжками,
                      пятки вместе, носки развернуты в стороны
                      «пингвины».
                    3. И.п. — лежа на груди (на спине) с опорой рук
                      о бортик. Движения ногами брассом. Следить
                      за ровным пол оженим тела (таз у
                      поверхности воды, четким разведением стоп
                      носками в стороны, разведением колен в
                      стороны, немного шире таза, энергичным
                      отталкиванием стопами по дугам назад,
                      паузой после отталкивания ногами).
                    4. В скольжении на груди, руки впереди -
                      движения ногами брасс, выполнять 2,3 цикла
                      движений.
                    5. Предыдущее упражнение, но в скольжении на
                      спне, руки у бедер.
                    6. Плавние ноги-брасс, руки впереди, с
                      плавательной доской в руках и без нее.
                    7. Плавание брассом с раздельным
                      согласованием движений руками и ногами.
                    8. Плавание брассом в полной координации (от
                      последовательного согласования движений
                      руками и ногами к частично слитному их
                      согласованию).
                    9. Контрольные упражнения и нормативы для
                      учащихся первого года обучения

                      УпражненияНормативы

                      1. Погружение под воду с
                      продолжительным выдохом

                      10-12 погружений подряд

                      2. Выпрыгивание из воды с последующим
                      погружением в воду и выдохом — вдохом во
                      время прыжка

                      10-12 прыжков

                      3. Погружение под воду с заданием
                      поднять со дна бассейна 1,2 -небольших
                      предмета

                      10-12 прыжков

                      4. Скольжение на груди, руки за головой,
                      без работы ног

                      3-6 метров>

                      5. Скольжение на груди, руки за головой
                      с работой ног

                      6-8 метров>

                      6. Скольжение н/с, руки за головой, с
                      работой ног, с дыханием

                      3-6 метров

                      7. Скольжение н/с, руки за головой, с
                      работой ног, с дыханием

                      6-12 метров

                      8. Плавание кролем на груди в полной
                      координации без дыхания

                      10-12 метров

                      9. Плавание на спине в полной
                      координации

                      12-25 метров

                      10. Спад с низкого бортика из положения
                      сидя

                      12 метров

                      11. Соскок вниз ногами с бортика
                      бассейна

                      12 метров

                      Контрольные упражнения и нормативы для
                      учащихся второго года обучения



                      Страницы: 1 | 2 | Весь текст


                      Следующий:

                      Упражнения

                      Нормативы