Образовательная программа дополнительного образования детей. Секция флорбол

Пояснительная записка

Целевая направленность физической культуры в
общеобразовательной школе в настоящее время
заключается в подготовке физически здорового
поколения, способного повышать уровень своего
физического развития посредством новейших
образовательных технологий.

Программа дополнительного образования
составлена на основе законодательных актов,
постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации, постановлений и приказов
Государственного комитета Российской Федерации
по физической культуре и туризму, Министерства
образования Российской Федерации, Федерации
«Союз флорбола России», регламентирующих работу
государственных, школ дополнительного
образования, расположенных на территории
Российской Федерации, независимо от их
подчиненности и с учетом современного состояния
флорбола как вида спорта.

Программа, опираясь на особенности развития
флорбола, как вида спорта, использует основные
методические положения для строительства единой
педагогической системы многолетней спортивной
тренировки.

Она предусматривает:

  • Реабилитационно-оздоровительное воздействие
    на организм современных детей и подростков, с
    последующим привлечением их к регулярным
    занятиям физической культуры, а затем, возможно,
    и спортом, в зависимости от медицинских
    показаний.
  • Приемлемость в решении задач по формированию
    социально-психологической личности спортсмена,
    укреплению его психического здоровья ,
    формированию морально-волевых качеств.
  • Целевую подготовку флорболистов начальной и
    групп спортивной специализации в направлении
    повышения спортивного мастерства.
  • Создание условий для многогранной общей и
    специальной физической подготовки.
  • Опережающее развитие учащихся во владении
    технического мастерства.
  • Систему анализа подготовки и контроля
    состояния учащихся на всех этапах развития.

Программа содержит цели и задачи, материал по
разделам подготовки физической, технической,
тактической, теоретической.

Основные формы учебно-тренировочной работы –
тренировочные и теоретические занятия, участие в
соревнованиях и контрольных играх, просмотр и
анализ учебных кино- и видеоматериалов, игр
команд высокой квалификации, видеозаписей
соревнований ведущих команд. Продолжительность
одного занятия в группах предварительной
подготовки не должна превышать 2 академических
часов, в учебно-тренировочных группах – 3 часов, в
группах спортивного совершенствования 4 часов.

Количество учебно-тренировочных занятий в
неделю определяет школа, исходя из задач
выполнения программных требований, подготовки к
соревнованиям и т.п. (таблица 1)

ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(этап предварительной подготовки)

В содержание учебно-тренировочных занятий в
группах начальной подготовки входят:

  • общефизическая подготовка с широким диапазоном
    средств всестороннего физического воздействия;
  • подготовительные упражнения, способствующие
    овладению разнообразными технико-тактическими
    приемами:
  • подводящие и основные упражнения,
    способствующие овладению техническими и
    тактическими приемами; подготовительные игры и
    игровые упражнения; теоретические занятия по
    программе;
  • отбор способных и одаренных детей для занятий
    флорболом на основе разработанных тестов.

Основной принцип построения
учебно-тренировочной работы в группах начальной
подготовки – универсальность в постановке
задач, выборе средств и методов по отношению ко
всем занимающимся, соблюдение требований
индивидуального подхода и глубокого изучения
особенностей каждого занимающегося.

Физическая подготовка

Общая физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения без
предметов

Упражнения для рук и плечевого пояс: сгибание и
разгибание, вращение, махи, отведение и
приведение, рывки. Выполнение упражнений на
месте и в движении. Упражнения для мышц шеи:
наклоны вращения, повороты головы в различных
направлениях. Упражнения для мышц туловища:
упражнения на формирование правильной осанки;
наклоны повороты, вращение туловища в различных
исходных положениях; поднимание и опускание
прямых и согнутых ног в положении лежа на спине,
на животе, сидя, в висе; переход из положения лежа
в сед и обратно; смешанные упоры и висы лицом и
спиной вниз.

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты

По зрительному сигналу рывки с места с
максимальной скоростью на 5,10,15м. Рывки из
различных исходных положений в различных
направлениях. Бег с максимальной скоростью и
резкими остановками, с внезапным изменением
скорости и направления движения по зрительному
сигналу. Ускорения. Бег по виражу, по спирали,
кругу, восьмерке ( лицом и спиной вперед).
Эстафеты и игры с применением беговых
упражнений.

Упражнения для развития ловкости

Эстафеты с предметами и без предметов. Бег
прыжками через препятствия. Падения и подъемы.
Игра клюшкой стоя на коленях, в полуприседе и в
приседе. парами».

Упражнения для развития гибкости

Маховые движения руками, ногами с большой
амплитудой, с отягощениями, пружинистые наклоны
в разные стороны. Вращение туловища, шпагат,
полушпагат.

Техническая подготовка

Техника игры полевых игроков

Техника передвижения

Стойка флорболиста ( высокая, средняя, низкая).
Бег. Бег с прыжками, поворотами, резкими
остановками. Бег спиной вперед. Бег приставными и
скрестными шагами. Бег по «спирали».

Техника владения клюшкой и мячом

Техника нападения

Обучение хвату клюшки одной, двумя руками.
Ведение мяча. Ведение без отрыва клюшки от мяча
(перед собой, сбоку), по прямой и по дуге. Ведение
мяча толчками концом крюка т серединой крюка
(перед собой, сбоку). Ведение (широкое и короткое).
Ведение мяча «восьмеркой». Бросок мяча.

Техника защиты

Отбор мяча ногой. Выполнение отбора при
встречном движении и сбоку. Отбор мяча клюшкой,
корпусом, «вытаскивание мяча» концом крюка
клюшки.

Тактическая подготовка

Тактика игры полевых игроков

Тактика игры и нападения

Индивидуальные действия. Ведение, обводка,
атака ворот. Умение ориентироваться на игровой
площадке. Выполнение различных действий без мяча
и с мячом в зависимости от действий партнеров,
соперников.

Групповые действия. Передачи. Передачи
мяча в парах, тройках, на месте и в движении.
Взаимодействие в парах с целью выхода на
свободное место, игра в «стенку». Игра в атаке 2х0,
3х0, 2х1, 3х1. Обучение передачи мяча в «квадратах» с
различным сочетанием игроков: 3х2, 4х3, 3х1, 3х3, 5х4.

Тактика игры в защите

Индивидуальные действия. Выбор места для
оборонительного действия, перехват продольной и
диагональной передачи, отбор мяча.

Групповые действия. Умение подстраховать
партнера.

Тактика игры вратаря

Обучение и совершенствование правильного и
своевременного выбора места в воротах при атаке.
Обучение выбору способа отражения мяча при
разных уровнях полета мяча. Обучение умению
концентрировать внимание на игроке, угрожающем
воротам. Развитие игрового мышления в спортивных
и подвижных играх.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ

(этапы начальной спортивной
специализации и углубленной тренировки)

Основные задачи подготовки и содержание
учебно-тренировочного процесса.

Занятия в учебно-тренировочных группах
флорболистов 1-го и 2-го года обучения
соответствуют этапу начальной спортивной
специализации. В это время целенаправленно
осваиваются технико-тактические приемы игры и
применение их в игровой деятельности. В то же
время, важное место в подготовке юных
флорболистов продолжает занимать
общефизическая подготовка, обеспечивающая
всестороннее развитие систем организма,
повышение их функциональных возможностей.

Техническая подготовка

Техника игры полевых игроков

Техника передвижения

Повторение ранее изученного материала.
Различные сочетания приемов, бег с прыжками,
поворотом, изменением скорости и направления по
сигналу. Резкие остановки с последующим
ускорением. Старты из различных исходных
положений. Бег с прыжками через несколько
препятствий. Выпады вперед, в стороны в движении.
Кувырки с последующим быстрым вставанием и
ускорениями в различных направлениях.

Техника владения клюшкой и мячом

Техника нападения

Ведение мяча одной и двумя руками.
Совершенствование ранее изученных способов
ведения мяча. Ведение коротким и широким
способом. Ведение толчками концом и серединой
крюка и, не отрывая крюк клюшки от мяча. Ведение
лицом и спиной вперед, по прямой, по виражу, по
«восьмерке», с остановками и ускорениями.
Обучение ведению мяча без зрительного контроля.
Обучение элементам ведения «эйр-трикс».
Совершенствование выполнения броска. Бросок с
«удобной» и «неудобной» стороны, на месте и в
движении. Изучение техники кистевого броска.
Обучение технике броска подкидкой.
Совершенствование техники»заметающего» броска.
Удар по неподвижному и катящемуся мячу, на месте
и в движении. Остановка мяча. Совершенствование
ранее изученных способов остановки. Остановка на
месте и в движении. Остановка ногой, бедром,
грудью, клюшкой. Остановка прыгающего и летящего
по воздуху мяча. Изучение сочетаний технических
приемов: ведение – бросок, ведение – бросок –
добивание, остановка мяча – бросок, остановка
мяча – ведение бросок – добивание и т.п. Обманные
движения (финты): ложный бросок, ложная остановка
(остановка – ускорение), финт «игра на паузе».
Совершенствование финтов «на передачу», «на
ведение», «на перемещение».

Техника защиты

Отбор мяча. Совершенствование ранее изученных
способов отбора. Преследование соперника с целью
отбора мяча. Ловля мяча на себя. Отбор с
применением силовых единоборств.

Техника игры вратаря

Совершенствование техники перемещений в
основной стопке. Техника перемещения лицом и
спиной вперед. Совершенствование техники
стартов и остановок на коротких отрезках.
Развитие умения сохранять и принимать основную
стойку после выполнения акробатических
упражнений и других действий. Совершенствование
техники отбивания низколетящих мячей правой и
левой ногой с разворотом и без разворота стопы.
Отбивание мячей, летящих с разной скоростью и
траекторией. Обучение технике падений на правый
и левый бок. Обучение технике вставания в
основную стойку после падения на бок. Игра на
выходе.

Тактическая подготовка

Тактика игры полевых игроков

Тактика игры в нападении

Индивидуальные действия. Оценивание
целесообразности той или иной позиции.
Своевременное занятие наиболее выгодной позиции
для получения мяча. Отрыв от «опекуна» для
получения мяча. Эффективное использование
изученных технических приемов, способы и
разновидности решений тактических задач в
зависимости от игровой ситуации. Тактика
действий вблизи ворот соперника – добивание
мяча отскочившего от вратаря.

Групповые действия. Взаимодействие с
партнерами при равном соотношении и численном
превосходстве соперников, используя короткие и
средние передачи. Комбинации в парах: «стенка»,
«скрещивание», «загибание». Взаимодействия в
«тройках»: «треугольник», «смена мест». Умение
начинать и развивать атаку из стандартных
положений (розыгрыш мяча в центре поля, от
бокового борта, свободный удар, от лицевого
борта). Перевод мяча с фланга на фланг через
центрального игрока.

Командные действия. Выполнение основных
обязанностей в атаке на своем игровом месте,
согласно избранной тактической системе в
составе команды. Расположение и взаимодействие
игроков при атаке флангом и через центр поля.

Тактика игры в защите

Индивидуальные действия. Противодействие
маневрированию, т.е. осуществление «закрывания»
и создание препятствий сопернику в получении
мяча. Умение выбрать целесообразный технический
прием для отбора и перехвата мяча или
нейтрализаций соперника в зависимости от
игровой ситуации и расположения игроков на
площадке. Совершенствование в перехвате мяча.
Применение отбора мяча изученным способом в
зависимости от игровой обстановки.
Противодействие сопернику в выполнении передач,
ведения и ударов поворотом. Совершенствование
ловли мяча на себя.

Групповые действия. Взаимодействие в
обороне при равном соотношении сил и при
численном преимуществе соперника. Правильный
выбор позиции и страховка партнера. Организация
противодействия комбинациям «стенка»,
«скрещивание», «треугольник», «Смена мест».
Переключение взаимодействия двух игроков против
двух и трех нападающих в центре поля, вблизи
борта. Взаимодействия в обороне при розыгрыше
противником комбинаций в «стандартных
положениях». Взаимодействие защитников и
вратаря. Спаренный отбор.

Командные действия. Выполнение основных
обязательных действий в обороне на своем игровом
месте, согласно избранной тактической системе в
составе команды. Организация обороны по принципу
личной, зонной и комбинированной защиты. Выбор
позиции и взаимодействие игроков при атаке
противника по флангу и через центр.

Тактика игры вратаря

Обучение и совершенствование индивидуальных
тактических действий, и выбор способа
противодействия в различных игровых и
стандартных ситуациях. Обучение тактическим
действиям при отскоке мяча от вратаря.
Совершенствование выбора места в воротах при
атаке броском, ударом. Обучение умению
определять момент и направление завершения
атаки. Указания партнерам по обороне и занятии
правильной позиции при розыгрыше стандартных
положений вблизи ворот. Игра на выходах из ворот.
Развитие игрового мышления в спортивных и
подвижных играх.

Список литературы:

  1. Аулик И.В. Как определить тренированность
    спортсмена. – М., ФиС, 1977
  2. Баженов А.А. Правила соревнований и
    технические приемы во флорболе. Журнал
    физическая культура в школе, 1999, № 5 и № 6.
  3. Баженов А.А. Флорбол. Тактика игры. Журнал
    физическая культура в школе, 2000, № 1 и № 2.
  4. Вавилов Е.Н. Развивайте у дошкольников
    ловкость, силу, выносливость. Пособие для
    воспитателей детского сада. – М., Просвещение, 1981.
  5. Детская спортивная медицина: Руководство для
    врачей / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева.
    – М.; Медицина, 1991.
  6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в
    начальной школе. М., Просвещение, 1976.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании
    школьников: Пособие для учителя. – М., 1988.
  8. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение
    одаренностей и поиск талантов в спорте. – М.;
    СпортАкадем Пресс, 2000.
  9. Теория и методика физического воспитания./ Под
    ред. Б.А. Ашмарина/ М., Просвещение, 1990.
  10. Флорбол. Правила соревнований
    (учебно-методическое пособие)./Под ред. В.А.Костяева.
    – Издательский центр СГМУ г. Архангельск, 2003.
  11. Яковлев В. Игры для детей. – М., ФиС, 1975.
  12. Костяев В.А. Методика начального обучения
    технике флорбола. Сборник «Современные проблемы
    и развитие физической культуры и спорта» –
    Архангельск: АГМА, 1998. – 83с.
  13. Костяев В.А. История развития флорбола..
    Сборник «Современные проблемы и развитие
    физической культуры и спорта» – Архангельск:
    АГМА, 1998. – 20с.

Приложение

Следующий: