Образовательная программа дополнительного образования детей Азбука здоровья

Пояснительная записка.

Образовательная программа «Азбука здоровья» имеет социально-педагогическую направленность и общекультурный уровень освоения.

Изменение экологической, экономической ситуации в стране за последние годы привело к ухудшению состояния здоровья детей. По данным РАМН лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми. У большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции:

  • центральной нервной системы;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания и кровообращения;
  • обмена веществ и др.

Многолетние исследования состояния здоровья школьников, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии их здоровья не наблюдается. Девяносто пять процентов школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка.

Современные научные исследования, в том числе материалы ВОЗ, убедительно показывают большую роль самого человека, его образа жизни в формировании и поддержании уровня индивидуального здоровья.

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья.

Актуальность программы. Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью в частности.

Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.

Цель и задачи программы.

Цель: Создание условий для физического, социального и психологического оздоровления детей, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний, расширение представления детей о здоровье.

Программа предполагает решение задач образовательного, развивающего, воспитательного и оздоровительного направления.

Обучающие задачи:

  • формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках здорового образа жизни;
  • формирование умений и навыков сознательно, вариативно, творчески использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, пополняя свой жизненный опыт;
  • освоение новых моделей эффективного коллективного поведения и навыков сотрудничества;

Развивающие задачи:

  • создание эффективного развивающего, оздоровительного и воспитательного пространства через формирование модели игровой деятельности;
  • предоставление возможности каждому ребенку для самоопределения, самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;
  • развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по организации здорового образа жизни;

Воспитательные задачи:

  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
  • воспитание ответственности за свое здоровье;

Оздоровительные задачи:

  • улучшение показателей физического развития;
  • снижение пропусков занятий по заболеваемости;
  • улучшение общего самочувствия.

Возраст занимающихся: 7-11 лет.

Срок реализации программы: один учебный год.

Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью – два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники будут знать:

  1. Правила здорового образа жизни.
  2. Основные понятия об органах человека.
  3. Способы укрепления своего здоровья.

Воспитанники будут уметь:

  1. Применять комплексы упражнений для повышения уровня физического развития;
  2. Формировать морально-волевые качества.
  3. Снимать утомляемость, гипервозбудимость;
  4. Развивать психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение.

Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:

Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль.
  • итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, викторин).
  • анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), классные журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
  • праздники Здоровья.

Учебно-тематический план.

п/п Тема Количество часов
всего теоретических практических
1. Вводное занятие. Знакомство с программой. 2 2 -
2. Культура здоровья. Навыки ЗОЖ. 20 8 12
3. Я и мой организм. 30 10 20
4. Мои чувства и настроение. 20 8 12
5. Пирамида здоровья. 30 10 20
6. Школа движений. 38 8 30
7. Итоговое занятие. 4 2 2
ИТОГО: 144 48 96

Содержание программы

Тема 1: «Вводное занятие» (2 часа).

Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете и зале. Беседа «О профилактике простудных заболеваний».

Практика: Игра: «Мое имя», подвижные игры.

Тема 2: «Культура здоровья. Навыки ЗОЖ» (20 часов).

Теория: Беседы: «Здоровье – всему голова!», «Что такое здоровье?», «Здоровый образ жизни», «Ценности ЗОЖ», «Забота о свое здоровье и здоровье окружающих», «Ответственность за свое здоровье», «Влияние физических упражнения на здоровье», «Мода и здоровье», «Вредные привычки», «Правила гигиены», «Режим дня», «Утренняя гигиеническая зарядка», «Польза занятий физкультурой и спортом для здоровья», «Правила закаливания. Обтирание и обливание», «Режим работы и отдыха», «Польза прогулок», «Здоровый сон – лучшее лекарство», «Правильное питание».

Практика: Подвижные игры. Упражнения для УГГ. Составление режима дня. Игра «Да-нет».

Тема 3: «Я и мой организм» (30 часов).

Теория: Беседы: «Я и мой организм». «Мышцы, кости, суставы». «Скелет – наша опора», «Осанка – ровная спина». «Глаза – зеркало здоровья. Забота о глазах», «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми», «Слух. Уход за ушами», «Органы дыхания. Правильное дыхание», «Сердце – главный орган нашего организма», «Кожа. Забота о коже», «Зачем человеку кожа?», «Если кожа повреждена», «Уход за руками и ногами», «Стопы. Профилактика плоскостопия».

Практика: Комплексы упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Физкультминутки. Оздоровительные минутки: само — массаж ушной раковины, самомассаж пальцев, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Упражнения: «Держи осанку», «Гора», «Добрые слова», «Геометрические фигуры», «Радуга», «Математическая зарядка», «Веселая арифметика». Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Космонавты», «Перемена и урок», «Котел», «Великаны, карлики». Игры малой подвижности: «Внимательные глазки», «Жмурки», «Запрещенное движение» и др. Индивидуальная работа.

Тема 4: «Мои чувства и настроение» (20 часов).

Теория: Беседы: «Мое настроение. Какое бывает настроение. От чего зависит настроение», «Настроение в школе. Настроение дома», «Юмор и смех», «Мой внутренний мир. Чувства, желания, ощущения, переживания», «Страна понимания». «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.). Управление эмоциями», «Как мы улыбаемся? (сдержанно, хитро, искренне)».

Практика: Описываем и рисуем свои чувства. Упражнение «Слушаем себя». «Школа улыбок». Упражнение «Передай настроение». Упражнение «Покажи эмоцию». «Мои желания – цветик сем — цветик (конкурс на самое лучшее желание)». «Подарок на всех (рисунок для группы)». Само — регуляция. Формирование навыка само — регуляции. Упражнения на релаксацию. Викторина: «Угадай чувство». Игры малой и средней подвижности. Индивидуальная работа.

Тема 5: «Пирамида здоровья» (30 часов).

Теория: Сказки для здоровья.

Практика: Обсуждение сказок. Рисунки. «Покажи героев сказки». «Кто я? На кого я похож?». Имитационные игры и упражнения. Закрепление навыка само — регуляции. Релаксационные упражнения. Праздник Здоровья.

Тема 6: «Школа движения» (38 часов).

Теория: «Жизнь требует движения. Что такое гиподинамия?», «Двигательная активность человека в течение дня». «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота». «Пластика движений», «Красивая походка». Фитбол-гимнастика.

Практика: Тесты. Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма. Комплексы упражнений для красивой осанки. Комплексы упражнений УГГ. Упражнения для развития гибкости, ловкости, силы, выносливости. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, эспандером. Комплексы упражнений на больших мячах. Упражнения на тренажерах. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений для гибкости и подвижности в суставах. Ритмическая гимнастика. Комплексы упражнений для красивой походки. Элементы спортивных игр (теннис, бадминтон). Подвижные игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Замри-отомри», «Море волнуется», «Делай, как я». Эстафеты. Индивидуальная работа.

Тема 7: «Итоговое занятие» (4 часа).

Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Анализ обучения. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.

Практика: Праздник Здоровья.

Методическое обеспечение программы:

  1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития учащихся данного возраста.
  2. Дидактический материал: литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии), аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.

Техническое оснащение занятий:

Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием.

Для занятий необходимо оборудование: спортивное оборудование и инвентарь, парты, стулья, магнитофон.

Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:

  1. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000.
  2. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
  3. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
  4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
  5. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975.
  6. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003.
  7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
  8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
  9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
  10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
  11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
  12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994.
  13. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989.
  14. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004.
  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.
  17. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003.
  18. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. М., 1998.
  19. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.

Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы:

  1. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
  3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000.
  4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
  5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
  6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
  7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002.
  9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.

Следующий: