Образование почв и их разнообразие. 8-й класс

Тип урока

: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Сформировать знания о почвах;
  • Показать вклад В.В. Докучаева в создании
    почвоведения;
  • Познакомить с новыми терминами “почва”,
    “почвенный профиль”, “механический состав”,
    “структура почвы”;
  • Продолжить учить работать с картой, таблицами,
    схемами.
  • Оборудование:

    учебник Бариновой И.
    И., чашечки с 3 образцами почв, схемы, рисунки,
    таблица “Показатели полевого метода
    определения механического состава почв”, атласы
    для 8-го класса.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    1) Проблемный рассказ о 100 дневном опыте [Приложение 1].

    2) Беседа.

    • определите тему и цель нашего урока?
    • Сегодня мы сможем ответить на следующие
      вопросы: Как образуется почва? Какова роль
      русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы?

    Почему почвы разнообразны? Что такое
    механический состав и структура почвы? Что такое
    почвенный горизонт?


    3.Основная часть урока.

    1) Доклад ученика о В.В. Докучаеве.

    Определение почвы

    2) Работа с 3-мя образцами почв.

    • Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или
      рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на
      доске учитель вывешивает определение термина
      “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”)
    • Сколько времени необходимо для образования
      почвы? (“образование, которого происходило в
      течение длительного времени”)
    • Какие компоненты природы взаимодействуют между
      собой для образования почвы? (“в процессе
      взаимодействия материнской породы, растений,
      животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).

    Важнейшим свойством почвы является
    плодородие.

    Оно обусловлено наличием в почвах
    органического вещества – гумуса или перегноя.

    3) Работа с 3 образцами почв.

    • Определите, какой образец является самым
      плодородным?
    • Как вы догадались? (черный цвет)

    Образование почвы.

    4) Работа по учебнику на с.93 рис. 51.

    • Как образуется почва?
    • Какие компоненты участвуют в процессе
      почвообразования? (климат, рельеф, животные,
      растения, материнская порода, время,
      деятельность человека) Приведите примеры.

    5) Работа с рисунками [Приложение 2].

    Назовите организмы, увеличивающие наличие
    перегноя в почве. Приведите примеры.

    Механический состав

    В зависимости от того, на какой горной
    породе образовалась почва, они могут быть
    глинистыми, суглинистыми, супесчаными,
    песчаными.

    6) Работа со схемой [Приложение
    3
    ].

    Песчаные и супесчаные почвы требуют полива в
    засушливую погоду, в них много почвенного
    воздуха. Суглинистые и глинистые почвы быстро
    заболачиваются, в них мало почвенного воздуха. В
    чем преимущества песчаных и глинистых почв?

    7) Работа по учебнику с. 95 рис. 53.

    • Определите соотношение песка и глины в почвах
      различного механического состава.
    • Как можно узнать, какая по механическому
      составу почва у нас на огороде? Посмотрите
      таблицу “Показатели полевого метода
      определения механического состава почв” [Приложение 4].

    8) Практическая работа

    • Определите механический состав 3 образцов почв
      и разложите таблички (глинистая, суглинистая,
      супесчаная, песчаная) под номерами почв.
    • Проверяем: №1 – глинистая, №2 – супесчаная, №3 –
      песчаная.

    Структура почвы



    – способность
    почвенных частиц соединятся в относительно
    устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы
    склеивают почву в мелкие комочки, прочность
    которых увеличивается, если в почве есть кальций.
    Зернистые – черноземы, мелкокомковатые –
    подзолистые, бесструктурные – глинистые,
    песчаные.

    9) Работа со схемой [Приложение
    5
    ].

    • Определите структуру образцов почв и разложите
      таблички. Какие почвы по структуре у вас
      получились?
    • Проверяем: №1 – бесструктурная, №2 –
      комковатая, №3 – бесструктурная.

    Почвенный профиль.

    10) Работа по учебнику с. 96 рис. 54.

    Почвенная толща неоднородна. В процессе
    образования почвы возникают почвенные
    горизонты.

    А0 – лесная подстилка, луговой войлок.

    А1 – перегнойно-аккумулятивный
    (гумусовый) горизонт. Данный горизонт пронизан
    корнями. Много микроорганизмов, червей,
    насекомых, личинок. Происходит накопление
    органического вещества и накопление гумуса
    0,1…10-12 %.

    А2 – элювиальный горизонт (вымывания)
    имеет цвет печной золы, название “подзолистый”.

    В – горизонт вмывания. В этом
    горизонте корней мало. Он плотный, накапливаются
    оксиды железа и алюминия (красновато-бурый цвет),
    карбонаты (белесые пятна, пленки, прожилки), гипс,
    соли. Мощность 1-1,5 м.

    С – материнская порода, из которой
    образовалась почва. Нет гумуса, нет корней.

    Молодые почвы обычно не имеют четко выраженных
    горизонтов.

    11) Работа в тетради.

    Нарисуйте почвенный профиль [Приложение
    6
    ].

    Разнообразие почв

    Состав, структура, внешний вид, цвет
    почвы зависят от взаимодействия многих
    компонентов природы. Природные условия нашей
    страны разнообразны. Поэтому разнообразны и
    связи между компонентами природы. Это
    разнообразие взаимосвязей определяет
    разнообразие почв. Чтобы убедиться в этом,
    достаточно посмотреть на почвенную карту –
    пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в
    разных районах нашей страны различных почв.

    12) Работа по карте.

    – Определите, какие почвы преобладают в нашей
    местности?


    4. Итог урока.

    – А если бы сейчас встретились с древними
    учеными, чтобы вы им сказали об образовании почв.

    – Что называют почвой?

    – Назовите факторы почвообразования.

    – Как различают почвы по механическому
    составу?

    – Назовите основные свойства почвы.

    – Какая структура почвы считается лучшей?

    – Назовите почвенные горизонты.


    Домашнее задание.

    § 15, с. 93 – 97, вопросы на с. 97.

    Список литературы:

  • Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. –
    М.: Дрофа, 2009. – 303с.
  • Большая детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2000.
  • География: справочник для старшеклассников и
    поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. 656 с.
  • География России. Природа России: 8 кл.: Атлас. –
    Дрофа, 2007.
  • Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки
    по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО,
    2009. – 352 с.
  • Энциклопедия для детей. Т 3. География./ Глав. ред.
    М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.



  • Следующий: