Образ экономического района России. 9-й класс


Цели: Создать образ экономического района;
включить учащихся в проектную деятельность по
систематизации имеющихся знаний по
экономическому районированию и
самостоятельному приобретению знаний по
отдельным экономическим районам, их значению для
хозяйства страны; формировать проектные
умения-ставить цель, планировать выполнение
проекта, взаимодействовать, представлять
результат.

Задачи:

  • Мотивировать учащихся на проектную
    деятельность. Совместно выявить подтемы проекта.
  • Создать группы по выполнению мини-проектов
  • Организовать работу в группах(проявить планы
    работы, предоставить материалы, при
    необходимости помочь распределить роли)
  • Проявить новообразования в знаниях, умениях на
    основе карт рефлексии, развивать навыки взаимо-и
    самооценивания
  • Организовать презентацию проектов учащихся и
    дискуссию по обсуждению представленных проектов

Для проведения необходимо приготовить:


разноцветные фишки, выбор которых определяет
состав группы, материал с теоретическими
сведениями, карты организации проектной
деятельности, ватманы, маркеры, нетбуки, атласы.

Работа над проектом занимает 4 урока.

Первый урок. Погружение в тему проекта.
Проявление тематики мини-проектов. Организация
проектной деятельности.

Вступительное слово учителя: На прошедших
уроках мы изучали главный экономического район
России-Центральный. По каким параметрам мы
характеризовали ЭР? Вам было интересно таким
образом знакомиться с экономическим районом?
Можно ли создать яркий, запоминающийся образ
экономического района?

Далее учитель предлагает учащимся просмотр
видеоролика из серии “Мульти-Россия”,
рассказывающий об одном из субъектов РФ.

Вопрос классу:

Понравился вам фильм? Почему?
(В коротком мультфильме в красочной и доступной
форма создатели сделали образ субъекта
запоминающимся).

Учитель: Нам предстоит изучение ещё
нескольких экономических районов центральной
части нашей страны: Центрально-Черноземный,
Северо-Западный, Европейский Север,
Волго-Вятский район. Мы должны создать такой
рассказ об этих районах, чтобы он запомнился
надолго.

Далее учитель организует распределение
учеников по группам. Группам раздаются
необходимые материалы, паспорт проекта (Приложение 1), карта организации
проектной деятельности (Приложение
2).



Оставшуюся часть урока учащиеся формулируют
цель согласно теме, ставят задачи и создают план
проекта. Определяют конечный результат проекта.
На данном этапе происходит распределение ролей.
Учащимся, испытывающим затруднения в
определении в выборе, предлагаются подсказки с
указанием видов деятельности
(Приложение 3).

Роль учителя на данном этапе-оказать
консультационную помощь группам, для этого можно
воспользоваться следующими
вопросами-подсказками:

  • Какова идея проекта?
  • В чем вы видите проблему, которую необходимо
    решить?
  • Что будет представлять собой конечный
    результат?
  • Какими способами вы будете собирать информацию?

Второй и третий урок. Технологический:
уточнение плана, поиск информации, её анализ и
интерпретация.

В начале второго часа педагог организует
обсуждение выбора групп учащихся в решении
поставленной перед ними проблемы. Этот делается
для того, чтобы предостеречь от возможных ошибок
и показать варианты решения других групп. На этом
же этапе организуется обсуждение критериев
будущих работ и защиты проектов (Приложение
4)
.

Принятие решений ведет за собой сбор и
уточнение информации, обсуждение альтернатив,
уточнение плана деятельности. Цель
информационного поиска-быстро и своевременно
отыскать необходимую информацию, полезную при
создании проекта.

В этом могут помочь подсказки в паспорте
проекта (Приложение 1). Также
группа приступает к созданию конечного продукта.

Роль учителя на данном этапе-ненавязчивая
консультация, оказание помощи лишь в том случае,
если ученики попросят об этом. В течение данного
этапа учитель может проводить наблюдение,
используя проверочные листы наблюдений (Приложение 5).



Проверочные листы наблюдений это — листы
концепций, умений, стратегий, процессов, или
настроений, которые необходимо отслеживать у
учеников в определенное время. Они могут помочь в
оценивании навыков общения, стратегий
совместного обучения, навыков мышления, развития
участия учеников в общей работе, в ходе устных
выступлений, представлений, индивидуальной
работы или выполнения тестового задания
Проверочные листы разработаны для быстрой
записи присутствия или отсутствия специального
качества или понимания.

Четвертый урок. Презентация полученных
результатов. Взаимооценка, самооценка.
Рефлексия.

Этот урок завершает работу над проектом.
Группы представляют результаты работы, которая
оценивается в соответствии с содержанием карты
критериев (Приложение 4) участниками
экспертной группы из числа учителя и
руководителей проекта.



По окончании презентаций результатов работ
учащиеся проводят самоанализ и рефлексию (Приложение 6).

Роль учителя на данном этапе: организует
представление результатов и оценку результата
проектной деятельности самостоятельно или с
группой экспертов.

Домашнее задание: Написать эссе на
тему: Роль (название экономического района) в
хозяйстве страны.




Следующий: