Оболочки Земли. Литосфера. Строение Земли и свойства земной коры


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с главными оболочками
    Земли;
  • рассмотреть особенности внутреннего строения
    Земли, свойства земной коры;
  • дать представление о способах изучения земной
    коры.

Учебно — наглядный комплекс:

  • Глобус,
  • схема строения земной коры (мультимедийная
    презентация),
  • учебник для 6 класса “Начальный курс
    географии” Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Формы проведения урока:

Знакомство с основными оболочками Земли, их
определение; работа со схемой “Внутреннее
строение Земли”; работа с таблицей “Земная кора
и особенности ее строения”; рассказ о способах
изучения земной коры.

Термины и понятия:

  • атмосфера,
  • гидросфера,
  • литосфера,
  • земная кора,
  • мантия,
  • ядро Земли,
  • материковая земная кора,
  • океаническая земная кора,
  • раздел Мохоровичича,
  • сверхглубокие скважины.

Географические объекты:

Кольский полуостров.

Объяснение нового материала:

  • Объяснительное чтение учебника,
    конспектирование (стр.38).(использование
    мультимедийной презентации).
  • Строение Земли (рассматриваем рис.22, стр.39),
    комментированное чтение, составление
    рисунка-конспекта в тетради (использование
    мультимедийной презентации).
  • Свойства земной коры. Включение в конспект
    работы с рис.23, стр.40.(Использование
    мультимедийной презентации)
  • Решение задач на определение температуры,
    изменяющейся с погружением в глубь Земли.
  • Изучение земной коры. Работа с рис.24, стр.40.
  • Закрепление нового материала. (Использование
    мультимедийной презентации).
  • 1.Объяснительное чтение учебника,
    конспектирование.

    Подчеркнуть карандашом и записать в тетради:
    (использование мультимедийной презентации).

    Внешние оболочки земли:

    • Воздух – газообразная оболочка –атмосфера
    • вода – водная оболочка – гидросфера
    • горные породы, которые слагают сушу и дно
      океанов – земная кора
    • живые организмы вместе с той средой, где они
      живут, составляют биосферу.

    2. Строение Земли (рассматриваем рис. 22, стр.39).
    Использование мультимедийной презентации.
    Комментированное чтение, составление
    рисунка-конспекта в тетради.

    Литосфера – это твердая оболочка Земли,
    включающая земную кору и верхнюю часть мантии.
    Мощность литосферы составляет в среднем от 70 до
    250 км.


    Земная кора

    “литос” — камень

    Литосфера

    “сфера” — шар

    Мантия – “покрывало”

    tC +2000С tC

    плавления железа +1539С

    давление = 1,3 млн.атм.

    твердая-магний

    пластичная-железо

    раскаленная-кремний

    Ядро

    tС +4000С +5000С

    кипения железа +3000С

    давление = 3,6 млн.атм.

    железо

    кремний

    Радиус Земли (экваториальный) = 6378 км

    3. Свойства земной коры. Включение в конспект
    работы с рис. 23 стр.40 (использование
    мультимедийной презентации).

    Земная кора – твердая каменная оболочка Земли,
    состоящая из твердых минералов и горных пород.

    Земная кора


    материковая

    толщина

    1. до 70км в горах

    30-40км под равнинами

    2. 3 слоя:

    осадочный чехол

    слой гранита

    слой базальта

    3. более старая

    океаническая

    толщина

    1. 5-10км под океанами

    2. 2 слоя:

    3. более молодая, формируется в районе вершин
    океанических хребтов

    .осадочный чехол

    слой базальта

    4. Решение задач на определение температуры,
    изменяющейся с погружением в глубь Земли.

    От мантии внутреннее тепло Земли передается
    земной коре. Верхний слой земной коры – до
    глубины 20-30м подвержен влиянию внешних
    температур, а ниже температура постепенно
    повышается: на каждые 100м глубины на +3С. Глубже, температура уже в
    значительной степени зависит от состава пород.

    Задание:

    Какова температура горных пород в
    шахте, где добывается каменный уголь, если ее
    глубина 1000м, а температура слоя земной коры,
    который уже не зависит от времени года
    составляет +10С

    Решаем по действиям:

  • Сколько раз произойдет повышение температуры
    горных пород с глубиной?
  • 1000: 100=10

    1. На сколько градусов повышается температура
      земной коры в шахте:

    3С •10= 30С

    1. Какой будет температура слоя земной коры в
      шахте?

    +10С+( +30С)= +40С

    Температура = +10С +(1000:100 3С )=10С
    +30С =40С

    Решить задачу

    : Какова температура земной
    коры в шахте, если ее глубина 1600м, а температура
    слоя земной коры, не зависящего от времени года -5 С?

    Температура воздуха =(-5С)+(1600:100
    3С)=(-5С)+48С =+43С.

    Запишите условие задачи и решите ее дома:

    Какова температура земной коры в шахте, если ее
    глубина 800м, а температура слоя земной коры, не
    зависящего от времени года +8?С?

    Решите задачи, приведенные в конспекте урока

    5. Изучение земной коры. Работа с рис. 24 стр.40,
    текстом учебника.

    Бурение Кольской сверхглубокой скважины
    началось в 1970году, ее глубина до 12-15км.
    Подсчитайте, какую часть земного радиуса это
    составляет.

    R Земли = 6378км (экваториальный)

    =6356 км (полярный) или меридиональный

    530-531 часть экваториального.

    Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза
    меньше. Несмотря на многочисленные исследования,
    мы еще очень мало знаем о недрах собственной
    планеты. Словом, если вновь обратиться к
    приведенному сравнению, мы еще никак не можем
    “проколоть скорлупку”.

    1. Закрепление нового материала. Использование
      мультимедийной презентации
    2. .

      Тесты и задания для проверки.


    1. Определите оболочку Земли:

    земная кора.

  • гидросфера.
  • атмосфера
  • биосфера.
  • А. воздушная

    Б. твердая.

    В. Жизни.

    Г. водная.

    Ключ проверки:

    1. Б

    2. Г

    3. А

    4. В

    2. Определите, о какой оболочке Земли идет
    речь:

    Земная кора

  • Мантия
  • Ядро
  • а/ ближе всего к центру Земли

    б/ толщина от 5 до 70км

    в/ в переводе с латыни “покрывало”

    г/ температура вещества +4000 С+5000 С

    д/ верхняя оболочка Земли



    е/ толщина около 2900км

    ж/ состояние вещества особое: твердое и
    пластичное

    з/ состоит из материковой и океанической частей

    и/ основной элемент состава – железо.

    Ключ проверки:

    1. б, д, з,

    2. в, е, ж,

    3. а, г, и.

    3. Землю по ее внутреннему строению иногда
    сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать
    этим сравнением?

    Домашнее задание: §16, задания и вопросы после
    параграфа, задача в тетради.

    Материал, используемый учителем во время
    объяснения новой темы.

    Земная кора.

    Земная кора в масштабе всей Земли представляет
    тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли
    ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75км
    под горными массивами Памира, Тибета, Гималаев .
    несмотря на маленькую мощность, земная кора
    имеет сложное строение.

    Верхние ее горизонты довольно хорошо изучены
    при помощи бурения скважин.

    Строение и состав земной коры под океанами и на
    континентах очень сильно различаются. Поэтому и
    принято выделять два основных типа земной коры –
    океаническую и континентальную.

    Земная кора океанов занимает примерно56%
    поверхности планеты, и главной ее чертой
    является небольшая толщина – в среднем около 5-7
    км. Но даже такая тонкая земная кора
    подразделяется на два слоя.

    Первый слой – осадочный, представлен глинами,
    известковыми илами. Второй слой сложен
    базальтами – продуктами извержений вулканов.
    Мощность базальтового слоя на дне океанов не
    превышает 2 км.

    Континентальная (материковая) земная кора
    занимает площадь меньше, чем океаническая, около
    44% поверхности планеты. Континентальная кора
    толще океанической, ее средняя мощность 35-40км, а в
    области гор достигает 70-75 км. Она состоит из трех
    слоев.

    Верхний слой слагают разнообразные осадки, их
    мощность в некоторых впадинах, например, в
    Прикаспийской низменности, составляет 20-22 км.
    Преобладают отложения мелководий – известняки,
    глины, пески, соли и гипс. Возраст пород 1,7
    млрд.лет.

    Второй слой – гранитный – он хорошо изучен
    геологами, т.к. имеются выходы его на поверхность,
    а также предпринимались попытки пробурить его,
    хотя попытки пробурить весь слой гранита
    оказались неудачными.

    Состав третьего слоя не очень ясен.
    Предполагают, что он должен быть сложен породами
    типа базальтов. Мощность его составляет 20-25 км. В
    основании третьего слоя прослеживается
    поверхность Мохоровичича.

    Повехность Мохо.

    В 1909г. на Балканском полуострове, около
    г.Загреба, произошло сильное землетрясение.
    Хорватсякий геофизик Андрия Мохоровичич,изучая
    сейсмограмму, записанную в момент этого события,
    заметил, что на глубине примерно 30 км скорость
    волн существенно увеличивается. Данное
    наблюдение подтвердили и другие сейсмологи.
    Значит, существует некий раздел, ограничивающий
    снизу земную кору. Для его обозначения ввели
    особый термин – поверхность Мохоровичича (или
    раздел Мохо).

    Мантия

    Под корой на глубинах от 30-50 до 2900 км
    расположена мантия Земли. Из чего же она состоит?
    Главным образом из горных пород, богатых магнием
    и железом.

    Мантия занимает до 82% объема планеты и
    подразделяется на верхнюю и нижнюю. Первая
    залегает ниже поверхности Мохо до глубины 670 км.
    Быстрое падение давления в верхней части мантии
    и высокая температура приводят к плавлению ее
    вещества.

    На глубине от 400 км под материками и 10-150 км под
    океанами, т.е. в верхней мантии, был обнаружен
    слой, где сейсмические волны распространяются
    сравнительно медленно. Этот слой назвали
    астеносферой ( от греч. “астенес” — слабый). Здесь
    доля расплава составляет 1-3%, более пластичная.
    Чем остальная мантия, астеносфера служит
    “смазкой”, по которой перемещаются жесткие
    литосферные плиты.

    По сравнению с породами, слагающими земную
    кору, породы мантии отличаются большой
    плотностью и скорость распространения
    сейсмических волн в них заметно выше.

    В самом “подвале” нижней мантии – на глубине
    1000км и до поверхности ядра – плотность
    постепенно увеличивается. Из чего состоит нижняя
    мантия, пока остается загадкой.

    Ядро.

    Предполагают, что поверхность ядра состоит из
    вещества, обладающего свойствами жидкости.
    Граница ядра находится на глубине 2900км.

    А вот внутренняя область, начинающаяся с
    глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это
    обусловлено очень высоким давлением. Даже на
    верхней границе ядра теоретически рассчитанное
    давление составляет около 1,3 млн.атм. а в центре
    достигает 3 млн.атм. Температура здесь может
    превышать 10000С. Каждый
    куб. см вещества земного ядра весит 12 -14 г.

    Очевидно, вещество внешнего ядра Земли гладкое,
    почти как пушечное ядро. Но оказалось, что
    перепады “границы” достигают 260км.

    Лист-конспект урока “Оболочки Земли.
    Литосфера. Земная кора.”

    Тема урока. Строение Земли и свойства земной
    коры.

    1. Внешние оболочки Земли:

    Атмосфера — _______________________________________________________________

    Гидросфера -_______________________________________________________________

    Литосфера — ________________________________________________________________

    Биосфера — _________________________________________________________________

    1. Литосфера-____________________________________________________________

    3. Строение Земли:


    1. Заполни схему “Толщина земной коры”.

    1. Заполните таблицу: “Строение земной коры”

    2. Вид земной коры толщина Состав (слои)

    3. Найдите соответствия:
    1. земная кора океанического типа.
    2. материковая земная кора
    3. мантия
    4. ядро

    а. состоит из гранита, базальта и осадочных
    пород.

    б. температура +2000,
    состояние вязкое, ближе к твердому.

    в. толщина слоя 3-7 км.

    г. температура от 2000 до 5000С, твердое, состоит из двух слоев.

    _______________________________________________________________________________

    1. Реши задачи:

    1. Вычислите температуру в шахте, если на
      поверхности Земли +8С, а
      глубина шахты 750м?
    2. _______________________________________________________________________________

    3. Вычислите температуру в шахте, если на
      поверхности Земли +15С, а
      глубина шахты 1000м?

    ________________________________________________________________________________




    Следующий: