Обобщение знаний по теме: Климат России. 8-й класс

Цели урока.

  • Определить уровень усвоения учащимися основных
    понятий и терминов, главных особенностей климата
    России, климатообразующих факторов, понимания
    закономерностей распределения основных
    элементов климата.
  • Определить уровень умения работать с
    климатической картой и диаграммой.
  • Формировать умение навыков общения, осознание
    значимости группового опыта.
  • Оборудование:

    настенная карта “Климат
    России”, видеопроектор.

    Тип урока:

    урок повторения и обобщения
    знаний, закрепления умений.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация темы и постановка цели

    .
    Мотивация на деятельность.

    На предыдущих уроках мы изучали тему “Климат
    России” и все основные вопросы по этой теме нами
    рассмотрены. Сегодня завершающий урок. Поставьте
    цель сегодняшнего урока. Учащиеся определяют
    цель урока (повторить, закрепить знания,
    выполнить зачетную работу).

    3. Повторение и обобщение материала

    Повторение основных понятий по теме в парах.

    Назовите какие новые понятия по теме “Климат”
    рассмотрены в этом году?

    На экране высвечиваются основные понятия по
    теме “Климат”. Учащиеся в парах, чередуясь друг
    с другом, проговаривают их. (Климат, погода,
    воздушная масса, ветер, муссон, суммарная
    радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон,
    испаряемость, коэффициент увлажнения, изотерма,
    климатический пояс, амплитуда температуры).

    Если что-то не знают, могут заглянуть в тетрадь
    или учебник. 5 мин. Взаимооценка, оглашение
    результатов (поднимают руки у кого “5”, “4”, “3”,
    “2”)

    Работа в группах.

    Работа с климатической
    картой и климатическими диаграммами. Решение
    проблемных задач. Перед выполнением работы на
    экране высвечивается климатическая диаграмма,
    проводится повторение приема ее описания.
    (Приложение 2)

    Класс делится на 5 групп по 4 человека. Группы
    равные по силам, в составе каждой группы есть
    сильные и слабые ученики. Задания предполагают
    практическую работу с картой и диаграммой и
    “мозговой штурм” при решении проблемных задач.
    На обсуждение 7 мин, после этого- заслушивание
    ответов каждой группы. Сначала каждая группа
    отвечает на 1, 2 вопросы, причем учитель может
    спросить любого члена группы (ответы
    оцениваются, отметка объявляется в конце работы).
    При характеристике климата по климатической
    диаграмме аналогичная диаграмма высвечивается
    на экране. Работа рассчитана на 20 мин.

    Задания группам

    1 группа

    1. Вы оказались в Западной Сибири в г. Сургут.
      Определите климатический пояс и тип климата этой
      территории.
    2. Летом там устанавливается кУВМ.
      (Континентальная умеренная воздушная масса)
      Какую погоду она формирует?
    3. По климатической диаграмме определите тип
      климата. (Умеренно-континентальный)
    4. Какой тип погоды и почему устанавливается в
      Ижевске, когда зимой в школах отменяют уроки.

    2 группа

    1. Определите для территории г. Якутска
      климатический пояс и тип климата.
    2. В зимний период на территории Якутии
      устанавливает господство кУВМ, какую погоду она
      принесет?
    3. По климатической диаграмме определите тип
      климата. (Муссонный)
    4. Владивосток лежит на одной широте с городом
      Сочи, а морозы там как в Архангельске, снег едва
      прикрывает землю. Чем это объяснить?

    3 группа

    1. Вы оказались на берегу Черного моря в г. Сочи.
      Определите климатический пояс и тип климата этой
      территории.
    2. Летом туда приходит мТВМ. Какую погоду она
      формирует?
    3. По климатической диаграмме определите тип
      климата. (Резко-континентальный)
    4. Как вы объясните аномально жаркую погоду в
      Ижевске этим летом?

    4 группа

    1. Вы собираетесь в Приморский край, во
      Владивосток. Определите климатический пояс и тип
      климата.
    2. В летний период на территории Приморского края
      господствует мУВМ, Какая погода там
      устанавливается?
    3. По климатической диаграмме определите тип
      климата. (Морской)
    4. В Ижевске мороз переносится легче, чем в
      Мурманске. Почему?

    5 группа

    1. Определите климатический пояс и тип климата в
      Удмуртии.
    2. Зимой часто в Удмуртии проникает циклон с
      запада. Какую погоду он формирует?
    3. По климатической диаграмме определите тип
      климата. (Континентальный)
    4. Почему самые холодные зимы в России не на самом
      северном полуострове, а на северо-востоке в
      Оймяконе?

    4. Контроль знаний.

    Проверочный тест на 2
    варианта. Приложение 2 (7 мин.)

    5. Итак, нами рассмотрен еще один компонент
    природы России.

    Что мы будем изучать на
    следующем уроке? Запишите домашнее задание:
    повторить основные понятия по теме “Реки”,
    крупнейшие речные системы мира.

    Рефлексия: На столах у каждого ученика
    прикреплены листочки разного цвета (красный,
    голубой, желтый). На доске нарисовано солнце.
    Учитель просит при выходе из класса прикрепить
    на солнце листочек — красный, если материал
    усвоен полностью, желтый — понял, но не все,
    голубой — многое осталось непонятным.

    Приложение 1

    Следующий: