Обобщение по теме Южная Америка игра по станциям


 Да осенит Вас Южный Крест,
название-
почти как музыка.
Хибарки посредине мусора,
да осенит Вас Южный Крест…
Стада, уставшие пастись,
голодно- царственные гуачо.
И птицы крохотнее бабочек.
И бабочки с размахом птиц…
Р.Рождественский

Цели и задачи урока:
Обобщить знания и представления учащихся о природе и населении Южной Америки, подвести итог изучению темы.

Оборудование:
Физическая карта Южной Америки, климатическая, природных зон.

Предварительная подготовка:
Дополнительный материал;
Атласы;
Контурные карты;
Цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Класс делится на группы (4-5 человек). Учащимся раздаются маршруты прохождения станций и оценочные листы.
Оценочный лист

Ф.И. 1 станция 2 станция 3 станция 4 станция 5 станция
1.
2.
3.
4.
5.

Каждая группа выполняет одну работу на станции

2. Приветствие команд:

Команды выступают с приветствиями. Демонстрируют эмблемы отражающие образ материка. (Эмблемы выполняются заранее).
1 станция Климат Южной Америки
2 станция Внутренние воды Южной Америки
3 станция Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки
4 станция Природа Южной Америки
5 станция Население Южной Америки

1 станция Климат
1) сравните климат Южной Америки и Африки, сделайте вывод.
Заполните таблицу.

Черты сходства Различия Южная Америка Различия Африка

2) В каком климатическом поясе Ю.Америки зимой и летом температура +25…+27C , а осадки выпадают круглый год?
В каком климатическом поясе расположены Оринокская низменность и Бразильское плоскогорье?
В каком климатическом поясе находится Патагония?
В каком климатическом поясе Южной Америки самая низкая среднегодовая температура?
В каких климатических поясах выделяется по три климатические области?

3) Характеристика климатических поясов и областей

Климатический пояс Климатическая область Температура января и июля Количество осадков Режим осадков Главный климатообразующий фактор

4) Южная Америка – самый влажный материк. Используя климатическую карту, подтвердите этот факт. Объясните, причины этой особенности, используя контур материка, Южная Америка.

5) С помощью карты климатических поясов мира определите:
Почему в Южной Америке, в отличие от Африки, отсутствуют северный тропический и северный субтропический климатические пояса.
Почему в Южной Америке, в отличие от Африки, имеется умеренный климатический пояс.

2 станция Рельеф и полезные ископаемые
1) Постройте по физической карте Южной Америке схематический профиль рельефа материка по параллели 20 ю.ш.
Вертикальный масштаб: в 1 см- 1000 м, горизонтальный: в 1 см- 350 км.



2) Изобразите рисунок строения платформы, значками покажите размещение месторождений полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Сделайте вывод.

3) Номенклатура:
Панамский перешеек
м. Гальинас
Бразильское плоскогорье
Амазонская низменность
горы Анды
архипелаг Огненная Земля
Гвианское нагорье
Ла – Платская низменность
Оринокская низменность
г. Аконкагуа
4) Самая большая равнина земного шара.
Район Южной Америки, богатый селитрой и медью.
Нагорье, находящееся на севере материка.
Равнина богатая нефтью.
Самая длинная горная цепь на суше.
Равнина, имеющая уклон на юг.

  • Амазонская низменность 1
  • Оринокская низменность 2
  • Ла – Платская 5
  • Бразильское плоскогорье 3
  • Гвианское нагорье 4
  • Анды 6

5. Кроссворд

По горизонтали: 1. Самая длинная горная цепь на материке. 5. Самая высокая вершина материка. 8. Самый высокий вулкан Южной Америки. 9. Вулкан в центральной части Анд.
По вертикали: 1. Самая крупная низменность Южной Америки. 2. Минерал, полезное ископаемое. 3. Крупное плоскогорье на востоке материка. 4. Ландшафт низких, длительно затопляемых пойм рек на Амазонской низменности, покрытых влажнотропическим лесом. 6. Вершина Гвианского плоскогорья. 7. Слово «анта» в переводе с языка инков озночает полезное ископаемое, которым богаты Анды.

3 станция Внутренние воды

  1. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по вашему выбору). Оценка возможности и трудности их использования.

План:



  1. Выделите самые крупные речные системы Южной Америки.
  2. Сравните их с речными системами Африки.
  3. Сравните основные реки материков по величине бассейна, характеру течения, питания и режима.
  4. Выявите причины сходства и различия рек Южной Америки и Африки.
  5. Оцените возможности и трудности хозяйственного освоения речных систем материков.

 
2) Приведите примеры рек, впадающих в каждый из океанов



3) Почему реки Атлантического океана превышают по площади бассейны, по длине и полноводности реки Тихого океана?
4) Как рельеф влияет на внутренние воды?
Как вы считаете, что означает выражение «Реки — зеркало климата?»
Какую реку Южной Америки можно назвать транзитной?
5) Кроссворд:

По горизонтали: 2. Высокогорное озеро в Южной Америке. 6. Один из притоков Амазонки. 17. Самая многоводная река в мире. 8. Озеро на севере материка, в Венесуэле. 9. Один из притоков Амазонки. 10. Река в Венесуэле и Колумбии.
По вертикали: 1. Река, протекающая по Ла — Платской низменности. 3. Водопад, расположенный на одном из притоков Параны. 4. Река на севере Чили. 5. Высокая волна во время прилива. 6. Озеро- лагуна. 7. Водопад в Венесуэле, самый высокий в мире.

4 станция Природа Южной Америки
1) Сравните экваториальные леса саванны Южной Америки и Африки. Сделайте вывод и объясните полученный результат.
2) Альпинисты совершили подъем по западному склону Анд на широте экватора у 40 ю.ш. С какого природного пояса начинались их маршруты, где они пересекали большее число природных поясов? Почему? Ответ можно представить в виде рисунков.

3) Крупнейшая хищная птица Анд?
Дерево с самой легкой древесиной?
Крупнейшее высокогорное животное Анд?

4) Южноамериканская разновидность крокодилов?
Бразильская сосна?
Крупнейший хищник в лесах Амазонки?

5) Какой из природных областей присущи следующие географические особенности? Выпишите соответствующие цифры.

  1. Область расположена преимущественно в пределах эквоториального климатического пояса.
  2. Более 200 дней в году идут дожди, погода не меняется в течение года.
  3. Характерны наиболее интенсивные тектонические движения и современный вулканизм.
  4. Область начала формирование в герцинскую и окончательно сформировалась в альпийскую складчатость.
  5. Область расположена в субэквоториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
  6. Большая часть территории области имеет абсолютные высоты от 500 до 2000 метров.
  7. Область расположена преимущественно в субтропическом климатическом поясе.
  8. Преимущественно в этой области расположена Ла – Платская низменность.
  • Амазония
  • Анды
  • Бразильское нагорье
  • Пампа

5 станция Население и страны

  1. Перу- страна контрастов. На основе дополнительной литературы составить схематический рисунок каждой части страны:
    • Коста
    • Сьерра
    • Сельва
  2. Почему индейцы Южной Америки не могли дать отпор испанским колонизаторам?
  3. Х. Колумб совершил четыре плавания к берегам Америки. В чем заключается значимость его открытий?
  4. К какой расе относятся индейцы Южной Америки?
  5. Перечислите народы, являющиеся коренными жителями Южной Америки?



Следующий: