Обобщение по теме Литосфера


Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Литосфера».

Оборудование: таблицы по теме, коллекции «Горные породы и минералы», физическая карта полушарий, фото, маршрут, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений.

3. Проведение игры.

Представление команд, жюри. Объяснение правил игры. Схема маршрута.

Вводное слово ведущего.



Есть на всё в программе мера
Наша тема «Литосфера».
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовёт нас вдаль.
«Гидросфера» — оболочка.
Только рано ставить точку.
Знание о земной коре
Пригодится детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье.

Солнце сладко нам целует пятки
И целует тело горячо
Эй, ребятки, собирай палатки!
Взваливай палатки на плечо.
Ждёт нас где-то в красной шапке лето,
Ждёт костёр и свежая уха.
Лучше нету, чем бродить по свету
Под большой поклажей рюкзака.
Нас природа в лучшем цвете года
Ждёт в свои зелёные края,
А погода не сорвёт похода,
Если есть весёлые друзья.
Е. Кувайцев

Все готовы отвечать?

1 станция. Геологическая.

Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?

Работа с коллекцией. Командам предложено по 5 образцов минералов и горных пород.

Вопрос болельщикам во время выполнения заданий командами.

– В чем разница между минералом и горной породой?

Земля планета молодая,
Галактики прекрасное дитя.
Поверхности движенье вызывая,
Ядро Земли кипит, шумя.
Землетрясения, порою города сметая
Сменяются покоем на года,
Пока вулкан столб дыма с искрами взметая не загрохочет,
И лава как река, стечёт попутно застывая.
Всё это проявленье сил земных
Рождающихся в сердцевине
Коралл морской и щебет птиц лесных.
И сказка мудреца об Атлантиде.
Всё это матушка ЗЕМЛЯ!

2 станция. Минеральная.

Отпечатаны листочки на породах древних лет.

У кого родились строчки, описать их? Кто же дать готов ответ?

Команды отгадывают по 2 загадки.

Я был когда-то смолою,
Из трещин стволов вытекал.
Искрился на солнце порою,
И липкой слезой застывал.
(Янтарь)

В таёжных и диких лесах
В Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи ценных камней,
По твёрдости нет им равных.
(Алмаз)



Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)

Для лёгкости в сплавы даётся
Мощь самолёта создал
Тягуч и пластичен, отлично куётся
Серебряный этот металл.
(Алюминий)

3 станция. Рельефная.

Неровна поверхность нашей планеты:
Здесь материк, а здесь – впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни,
Какие виды имеют они?

(Горы и равнины на материке и океане.)

– Покажите на их карте.

Команды называют и показывают по очереди по 3 объекта.



4 станция. Равнинная

Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины,
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?

Команды заполняют схемы «Классификация гор и равнин по высоте» и отвечают на вопрос: Как образовались?

5 Станция. Горная.

С древних пор привыкли горы,
О высотах вести споры.
Трудно дети или просто
Вам расставить их по росту.

Команды, используя шкалу высот и глубин, расставляют горы по высоте: Уральские, Кордильеры, Кавказ, Анды, Сихоте-Алинь, Алтай.

Вопрос болельщикам во время выполнения заданий командами:

- Объясните, как пользоваться шкалой высот?

6 станция. Сейсмическая.

И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.

Команды по фото определяют, что это вулканы. На схемах подписывают основные части вулкана.

7 станция. Высотная.

Я даю координаты
Поищите-ка на карте
На каких материках
Гор вершины в облаках.

8 станция. Капитанская.

А теперь словарь по теме,
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
А вы дайте мне ответы.

Капитаны отгадывают загадки по теме.

От дождей, текущих вод,
Он растёт из года в год,
Он полей, равнины враг
Как зовут его?
(Овраг)

Чтоб узнать глубины вод
Что применим?
(Эхолот)

По пустыне гонит ветер
Горы жёлтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
(Дюны и барханы)

Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна, Текла?
Ещё вопрос вам от меня.
(Вулкан)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан.
Фонтан вам тот известен?
(Гейзер)

9 станция. Секретная.

Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.

  1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
  2. Вершина, дюны, барханы, овраг.
  3. Подошва, склон, вершина, отмель.
  4. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
  5. Низменность, перевал, гребень, хребет.

10 станция «Блиц».

На двух склонах гор показаны остановки. Команды получают 5 вопросов. Если ответ верен, передвигаются к вершине. Попеременно.

Восхождение на гору
Только тем ребятам в пору,
Кто объект найдёт на карте
В путь! Счастливого вам старта!

К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.
(Урал)

Первый слог – движенье в танце,
Второй – Вселенная.
А в целом – горная страна в Средней Азии.
(Памир)

С «А» овеяна я славой у казаков с давних пор.
«А» отбрось – я величаво возвышаюсь среди гор.
(Пика-пик)

Жюри подводит итоги, награждение.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди
Как собственный приказ,
Ни то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин




Следующий: