Обобщение по теме Литосфера. 6-й класс

Цели

урока:

  1. Образовательная цель

: обобщить знания
учащихся по теме на уровне знаний фактов, понятий
и причинно-следственных связей.

  • Развивающая цель
  • : продолжить развитие
    логического мышления, умения работать с картами,
    применять полученные знания в нестандартной
    ситуации.

  • Воспитательная цель
  • : воспитывать интерес к
    предмету.

    Оборудование:

    • физическая карта полушарий,
    • физическая карта России,
    • коллекция горных пород,
    • карточки с заданиями,
    • текст лекции о внутреннем строении Земли.


    Ход урока



    1.

    Оргмомент.

    Организация класса, постановка учебной задачи.


    2

    . Повторение материала.

    2.1. Слово учителя: Есть на всё в Программе
    мера.

    Наша тема “ Литосфера”
    Завершилась, как ни жаль.
    И теперь зовёт нас вдаль
    “Гидросфера” – оболочка.
    Только рано ставить точку:
    Знанья о земной коре
    Пригодятся детворе.
    Нынче всем на удивленье
    Игровое повторенье!
    Все готовы отвечать?
    Ну, с чего бы нам начать?
    Объясните, для примера,
    Что такое литосфера?

    Ответ детей: (Литосфера – это оболочка Земли,
    состоящая из земной коры и верхней части мантии.)


    Чем же сложена она?
    Вам коллекция дана.
    Назовите, что известно.

    (Ученики определяют названия образцов горных
    пород и минералов, объясняют их происхождение).

    2.2. – А сейчас вы послушаете “Лекцию о
    внутреннем строении Земли” профессора Отто
    Лидденброка, члена-корреспондента всех
    географических и минералогических обществ пяти
    частей света, которую он прочитал в мае 186… года.
    Вы внимательно её прослушайте, проанализируйте
    содержание и определите, с чем согласны, а может
    найдёте некоторые неточности.

    (Выходит ученик в мантии и
    шапочке-конфедератке, читает лекцию
    ).

    …Итак, всем известно, что земной радиус
    составляет 6000 км. Достоверно известно также, что
    Земля состоит из земной коры и ядра. Нижняя
    граница земной коры достигает 40 км.

    О, как много видов минералов слагают земную
    кору, 600! 600 минералов известно ныне геологической
    науке. Все они классифицируются по трём разделам:
    горючие, металлические и камнеподобные.

    Это ли не подлинное удовольствие для каждого
    геолога по внешнему виду, твёрдости, запаху и
    вкусу определить любую из них.

    Итак, сначала – земная кора, но ни вы, мои
    любезные слушатели, ни кто другой не знает
    достоверно, что происходит внутри земного шара.
    Говоря о внутреннем строении Земли, мы вступаем в
    область предположений. Так, ряд учёных считает,
    что с глубиной температура земной коры
    поднимается приблизительно на один градус через
    каждые 200 метров.

    Но тогда все вещества в центре Земли окажутся в
    газообразном или в раскалённо-расплавленном
    состоянии. И тогда земная кора разорвалась бы,
    как под давлением пара взрывается котёл. Ядро
    Земли не может быть огненно-жидким. Да, да, да! Жар
    не может сосредоточиваться на больших глубинах.
    Разве не известно, что число действующих
    вулканов сокращается. Земля была раскалена с
    поверхности, а не наоборот.

    Я высказываю своё категорическое суждение –
    путешествие к центру Земли возможно! Через
    кратер потухшего вулкана можно спуститься в
    земные недра!

    Учитель

    : “Итак, как вы считаете, можно ли
    совершить путешествие к центру Земли?

    (Ребята высказывают свои мнения).

    2.3. Неровна поверхность нашей планеты:

    Здесь – материк, а здесь – впадина, дети.
    А формы рельефа в основе одни.
    Какие виды имеют они?

    (Дети дают определение рельефа и называют его
    формы
    .)

    Посмотрите на картины:
    Горы это иль равнины?

    Показываю < Рисунок1>

    (Дети говорят, что такое “Горы”).

    А какие суперсилы
    Их в движенье приводили?

    (Ответы учащихся.)

    2.4. Физкультминутка: Изобразите мимикой и
    пластикой образование гор, землетрясение,
    извержение вулкана.



    2.5. С давних пор привыкли горы
    О высотах вести споры.
    Трудно, дети или просто
    Вам расставить их по росту?

    (Дети рассказывают о делении гор по высоте и
    как пользоваться шкалой высот
    .)

    (Получают задания на карточках.)

    (Проверяем выполненное задание, показываю
    < Приложение 1>)

    2.6. А теперь, друзья, сравним
    По высотам вид равнин.
    Ну, какой они окраски?
    Покажите, вот указка.

    (Дети показывают равнины и говорят об их
    различиях по высоте
    .)

    2.7. И теряюсь я в догадке:
    Что за горы на Камчатке?
    Посмотрите, здесь на фото
    Фейерверк устроил кто-то.

    Показываю < Рисунок 2>

    Может, верное решенье
    Нам подскажет их строенье?

    Показываю < Рисунок 3>

    (Дети рассказывают о строении вулкана.)

    А бывают ли вулканы
    Не в горах, а в океане?

    (Дети рассказывают о подводных вулканах.)

    А какой рельеф там дна?
    Вам минуточка дана.

    (Дети рассказывают о рельефе дна Океана.)

    2.8. Я даю координаты.
    Поищите-ка, ребята,
    На каких материках
    Гор вершины в облаках.
    62о с.ш., 150о з.д. (Мак-Кинли)
    31о ю.ш., 70о з.д. (Аконкагуа)
    3о ю.ш., 38о в.д. (Килиманджаро)
    29о с.ш., 87о в.д. (Джомолунгма)
    77о ю.ш., 170о в.д. (Эребус)

    (Дети по координатам называют горы.)

    2.9. А теперь словарь по теме.
    Чтоб сберечь урока время,
    Я читаю вам куплеты,
    Вы пишите лишь ответы.

    (Дети отвечают на листочках.)

    От дождей, текучих вод
    Он растёт из года в год.
    Он полей равнинных враг.
    Как зовут его? (Овраг)

    Чтоб узнать глубины вод,
    Что применим? (Эхолот)

    По пустыне гонит ветер
    Горы жёлтого песка.
    Как зовутся горы эти,
    Вы подумайте слегка. (Барханы)

    Взлетают пыль и кучи пепла,
    В земле бушует Бог Огня.
    Какие горы Этна, Гекла?
    Ещё вопрос вам от меня. (Вулканы)

    Бьёт источника фонтан,
    Струя из поднебесья.
    В соседях с ним живёт вулкан,
    Фонтан вам тот известен? (Гейзер)

    Порода горного царства
    Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

    Я слова читаю вам,
    Вы прислушайтесь к словам.
    Может лишние попали?
    Докажите, как узнали.

    (Дети находят лишнее слово и объясняют свой
    выбор
    .)

    Ядро, мантия, впадина, земная кора.
    Подошва, склон, вершина, отмель.
    Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
    Низменность, перевал, гребень, хребет.
    Лава, магма, гейзер, кратер.

    2.10. Игра – соревнование “Восхождение на
    гору”

    Восхождение на гору
    Только тем ребятам впору,
    Кто объект найдёт на карте.
    В путь! Счастливого вам старта!

    Условия игры

    : На двух склонах горы(гора в виде
    рисунка прикреплена к доске) – показаны
    остановки. Два ученика получают карточки с
    шестью вопросами. Если ответы верные, продвигает
    свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый
    водрузит флажок на вершине. Ответы дают
    попеременно. В случае неверного ответа на
    следующий пункт продвигаться нельзя.


    1 карточка

    2 карточка

    1. Кавказские горы
    1. Гималаи
    • Амазонская низменность
    2. Восточно-Европейская равнина
    • влк. Ключевская Сопка
    3. влк. Килиманджаро
    • Среднесибирское плоскогорье
    4. Аравийское плоскогорье
    • Джомолунгма
    5. Эльбрус
    • Анды
    6. Уральские горы

    3. Вывод по уроку.

    Подведение итогов, выставление оценок.

    Звуковое
    сопровождение




    Следующий: