Обобщение по теме Африка

Цель проведения:

  1. Систематизировать, углубить теоретические знания учащихся по данной
    теме.
  2. Способствовать развитию мышления школьников путём обобщения ранее
    полученных знаний и умений по материку Африка.
  3. Формировать умение работать в коллективе, воспитывать ответственность и
    уважение к мнению одноклассников, прививать интерес к предмету.

Оформление:

  • карты по Африке;
  • таблицы по данному материку;
  • картины природы Африки;
  • народностей Африки карточки задания.

Форма проведения: КВН.

Ход игры

I. Организационный момент.

В кабинете столы поставлены для каждой команды отдельно.

Класс делится на 2 команды. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах.
За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа,
то отвечает другая команда, получая дополнительно один балл за каждый верный
ответ. В подготовке ответов участвуют все члены команды. Итоги соревнования
подводятся по таблице, где учитываются все баллы, полученные в ходе игры. Для
проведения игры можно использовать не все предложенные задания.

Жюри – 2 ученика 11 класса.

II. Вступительное слово учителя.

План.

1 конкурс – Приветствие.
2 конкурс – Разминка.
3 конкурс – Картографы.
4 конкурс – «Путешествие в Африку» – домашнее задание.
5 конкурс – Конкурс капитанов.
6 конкурс – «Ты мне, я тебе».
7 конкурс – «Почемучка».
Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.

Африка – континент коротких теней. Африка — самый жаркий материк на Земле.
Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. Только
она почти посередине пересекается экватором. Именно на территории Африки
расположена самая длинная река мира Нил. Своеобразен и разнообразен органический
мир Африки. Здесь можно встретить самого крупного млекопитающего на суше –
африканского слона, самую крупную человекообразную обезьяну – гориллу, самую
крупную птицу – страуса, самого грациозного животного – жирафа, а также
крокодила, бегемота и других животных. Растительный мир представлен баобабом,
пальмами – кокосовой, масличной, финиковой, пальмой дум. Пробковый дуб,
бутылочное дерево, акация и другие растения дополняют разнообразие органического
мира Африки.

Сегодня мы приступаем к закреплению знаний по Африке и расширению кругозора.

Команды приглашаются на игру.

1 конкурс – Приветствие.

Конкурс оценивается в 5 баллов.

Игроки по очереди представляют свои команды: название, эмблему, девиз,
приветствие жюри.

2 конкурс – Разминка.

1 балл за правильный ответ.

Вопросы 1 команде «Килиманджаро»:

  1. Какое место по площади среди материков занимает Африка?
  2. Назовите озеро, меняющее свои очертания.
  3. Какое дерево любят слоны?
  4. На каком языке разговаривают жители Ливии?
  5. На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.
  6. Назовите путешественника, первым обогнувшего Африку.
  7. Как называется африканская длинноухая лиса?
  8. Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?
  9. Что лежит восточнее: Алжирская Сахара или Ливийская пустыня?
  10. Крупное Африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но
    слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.

Вопросы 2 команде «Мыс «Доброй надежды»:



  1. Можно ли в Африке покататься на лыжах?
  2. Опишите вельвичию.
  3. Что такое кимберлитовая трубка, что внутри неё?
  4. Что нужно иметь туарегу, чтобы построить дом?
  5. На скольких литосферных плитах находится материк?
  6. В какой части материка добывают алмазы?
  7. Назовите имя путешественника, который пересёк Южную Африку с запада на
    восток, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория?
  8. Окапи – это родственник какого африканского животного?
  9. Как называется народ, населяющий экваториальные леса?
  10. Назовите реку многоводную круглый год, дважды пересекающую экватор.

3 конкурс – «Картографы».

За правильно показанный объект – 1 балл.

Каждая команда получает конверт с набором названий географических объектов.
За каждый правильно показанный на карте объект команда получает 1 балл, за
каждое дополнение, характеризующее объект по 1 баллу. Конверт с набором названий
географических объектов прилагается. (Приложение №1)

4 конкурс – «Путешествие в Африку» – домашнее задание.

5 баллов.

Заслушать рассказы. Команде сопернику найти ошибки. За каждую ошибку получают
1 балл.

5 конкурс – Конкурс капитанов.

А) Нарисовать с закрытыми глазами контур Африки. 3 балла.

Б) Из предложенных рисунков животных выбрать тех животных, которые обитают в
Африке. (Белый медведь, бобр, тигр, пингвин, страус, газель, зебра, волк, жираф,
лев, олень, слон,, кенгуру, лось, носорог, бегемот). 7 баллов.

6 конкурс – «Ты мне, я тебе».

Маршрут проложить на карте (домашнее задание – маршрут проложить через 5
объектов). 5 баллов. (Приложение №2)

7 конкурс – «Почемучка».

За каждый ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Почему река Конго самая полноводна река Африки?
  2. Где в Африке расположены области низкого и высокого давления?
  3. Почему пигмеи часто меняют место своего проживания?
  4. Почему у огромного дерева баобаба мелкие листочки?
  5. Почему носорог считается воинственным животным Африки?

Вопросы 2 команде:

  1. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?
  2. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше
    осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
  3. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми
    склонами?
  4. Как вы думаете, что произойдёт с границами природных зон, если не будут
    приняты меры по охране природы Африки.
  5. Почему бассейн рек Атлантического океана больше, чем Индийского океана?

Подведение итогов, выставление оценок. (Приложение
№3)

Список литературы:

  1. Поурочные разработки по географии. Н.А.Никитина. Москва, «ВАКО», 2008.
  2. Урок-игра при изучении Африки. С.Л. Мамченко. География в школе №10,
    2003.
  3. Урок на тему «Пустыня Африки». И.В.Морозова. География в школе №2, 2001.
  4. Игра на уроках географии. С.Ф.Спичак, С.В. Тесленко. География в школе
    №2, 1996.



Следующий: