Обобщение педагогического опыта учителя географии по теме Проектная деятельность на уроках географии

Для реализации нового подхода на основе
личностно – ориентированного обучения, в своей
работе я начала использовать технологию
проектной деятельности. Основная дидактическая
идея данной технологии предусматривает развитие
личности, самостоятельно добывающей знания и
приобретающей умения. Вместе с тем, в этой
технологии активно формируется опыт творческой
деятельности учащихся и их эмоционально –
ценностное отношение к миру.

Уникальное положение школьной географии
“мостик” между естественными и общественными
науками, предоставляет ей огромные
интеграционные возможности. География формирует
комплексное и системное представление о Земле,
формирует у школьников умения и навыки
ориентации и социально – ответственного
поведения в окружающем мире.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией
учебного процесса, формирует умения добывать
информацию, принимать нестандартные решения,
интегрировать знания из разных областей и
применять их на практике. В классно – урочной
системе обучение осуществляется обычно путем
проблемных заданий, ситуаций. Потепление климата
– проблемы и пути решения, Туризм в Антарктиде –
7-й класс; Экологические проблемы озера Байкал,
Герб природных зон – 8-й класс; Разработка
проекта создания ГЭС на реке, Строительство АЭС.
За и против, Туризм Челябинской области – 9-й
класс; Города США, Демография мира, Природное
наследие – 10-й класс и т.д. Проекты чаще всего
решаются с помощью групповой формой работы –
ролевая игра.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с
учащимися проектно – исследовательской
деятельностью внеклассной системы и учащиеся
нашей школы подготовили и успешно защищали
немало интересных и оригинальных работ. Вот
некоторые темы проектов, которые участвовали в
конкурсах “Экология школьного двора”,
“Трудовой подвиг моей семьи в летописи ЧТЗ”, “
Судьба моей семьи в судьбе моей страны”, “
История Тракторозаводского района”, “Улицы
Тракторозаводского района”, “Старые фотографии
рассказали”. Персональный проект – это
творческая работа, с применением
исследовательского метода, основы которого в
современной дидактической системе соотносятся с
деятельностным подходом. Потребность – мотив –
цель – задачи – действия.

Но любая проектная деятельность, будь то на
уроке или вне класса, осуществляется согласно
разработанному плану.

  • Диагностика и определение проблемы для решения
  • Формирование идеи и создание образа – эскиза
    проекта
  • Программа реализации проекта
  • Определение условий реализации проекта и
    обратная связь
  • Завершение проекта и его экспертиза

Общая схема подготовки и проведение учебной
ролевой игры по защите проекта.

Подготовка: 1-й этап


Определение темы проекта


Постановка учебной проблемы
для обсуждения


Определение ролей и правил ролевого
поведения участников игры


Определение сюжета предстоящей игры

Подготовка: 2-й этап


Совместная подготовка всех учеников


Индивидуальная и групповая подготовка
всех участников


Окончательная обработка сюжета


Введение новых ролей (если возникла
необходимость)

Проведение и подведение итогов: 3-й этап




Проведение защиты и обсуждение
проектов


Подведение итогов

В качестве примера проектной деятельности на
уроке географии, я предлагаю рассмотреть
довольно актуальную тему на краеведческой
основе.

Развитие туризма в Челябинске

Среди представленных населению услуг, особое
место принадлежит рекреации – деятельности,
направленной на укрепление здоровье человека,
удовлетворение его эмоциональных и духовных,
культурных потребностей. Рекреация должна
способствовать и созданию благоприятной сферы
обитания человека. К основным видам
рекреационной деятельности относится: туризм и
экскурсии, санаторно-курортное лечение,
организация места отдыха населения,
формирования зон отдыха. В Челябинске есть все
необходимые предпосылки для развития данных
услуг. Это в первую очередь городской бор и парки,
целебные минеральные воды и водные объекты,
памятники и живописная архитектура. Но в тоже
время, туризм в Челябинске занимает весьма
скромное место на общероссийском рынке
туристических услуг. Т.к. Челябинск считают
городом металлургов, грязным, загазованным и не
интересным.

Таким образом, сегодня мы попробуем с вами
привлечь туристов из других городов и даже стран,
опровергнув представление о нашем городе. Вы
должны создать экскурсионный маршрут “ Проспект
туристу”, в котором вы расскажите о созданном
маршруте из 3 объектов, заинтересовав
потенциальных туристов. Проспект должен
соблюдать определенную тематику: “Памятники
города”, “История Челябинска”, “ Архитектура
Челябинска”, “Отдых в Челябинске” и т.д.

Программа реализации проекта:

  • Выберите тематику вашей экскурсии
  • Выберите по данной тематике 3 объекта посещения
  • Расскажите особенности выбранных объектов
  • Создайте проспект своей экскурсии
  • Включите свою фантазию и заинтересуйте
    потенциального туриста

Условия реализации проекта

За 3 минуты защитите свою экскурсию. После всех
выступлений, каждый потенциальный турист
выберет понравившуюся экскурсию и купит ваш
проспект.

Обсуждение проектов

  • Какой проект вам больше понравился?
  • На сколько удачным оказался ваш проект?
  • Интересно ли было работать над данной
    проблемой?
  • Хотелось бы продолжить работу над данным
    проектом?
  • Хотелось бы изменить процесс работы? Почему?

Спасибо за работу.

Одно из достоинств проектной деятельности –
создание в классе особой образовательной
атмосферы, дающей детям возможность попробовать
себя в различных направлениях учебной
деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию
изучения данного предмета, реализовать
комплексное восприятие географии; принимать
самостоятельные решения; поверить в свои силы.

Для обобщения на уроке и выяснение общего
представления о полученных знаниях учащихся я
использую следующий прием синквей – пятистишье.

  • Первая строчка – существительное, определяющее
    тему.
  • Вторая строчка – два прилагательных
    определяющий признак.
  • Третья строчка – три глагола действия.
  • Четвертая строчка — фраза, отражающая суть
    явления.
  • Пятая строчка – существительное – резюме.

Сочините синквей к словам моего выступления:
проект, опыт, информация.




Следующий: