Обобщение и контроль знаний на уроках географии

В условиях современного образования, когда
сокращается количество часов на преподавание
географии при сохранении обязательного минимума
знаний и умений учащихся, учитель вынужден
совершенствовать методику преподавания с тем,
чтобы качественно и с наименьшими затратами
времени провести контроль знаний и обобщение
изученного материала, что даст экономию времени
на усвоение новых знаний. Для решения этой задачи
нами используются апробированные приемы и
методы с внесением некоторых изменений,
зависящих от контингента учащихся и личности
самого учителя.

Опыт показывает, что решению вышеуказанной
проблемы способствует введение в учебный
процесс определение индивидуального числового
показателя достижений ученика, т.е. его рейтинга.
Методика определения рейтинга описана в
методической литературе достаточно давно. В
классическом варианте предлагается по окончании
изучения темы письменный опрос учащихся по
предложенным вопросам, каждый из которых
оценивается в балльной системе. Количество
баллов рассчитывается по принципу
“Брейн-ринга”.

Взяв за основу данную методику, мы несколько
видоизменили ее.

Нами совмещен контроль с обобщением знаний. Для
чего проводим данных урок в устной форме. Вопросы
размещаются не в порядке сложности, а в
соответствии с логикой темы, что дает
возможность повторить весь материал. Все
ученики, знающие ответ на поставленный вопрос,
поднимают руки. Учитель спрашивает лишь одного.
Учащиеся, согласные с ответом, опускают руки.
Если ответ знают все ученики, то каждый из них
получает 1 балл. Если – половина класса, то каждый
из них зарабатывает 2 балла и т.д. Учитель
включает в перечень вопросов и такие, которые
рассчитаны на углубленные знания темы, а также,
требующие логического мышления и применения
знаний в нестандартных условиях. На такие
вопросы, как правило, могут ответить не все
ученики и тогда они делят все баллы (их
количество равно количеству учеников в классе)
между собой. Таким образом, ученик может получить
до 25-30 баллов за один вопрос.

После ответа на каждый из вопросов учитель
говорит, кто из учеников и сколько баллов должен
выставить себе. Для экономии времени каждое
следующее число является суммой с предыдущим. По
количеству набранных баллов каждый ученик
получает отметку за знание пройденной темы,
которая была полностью повторена на уроке.

Вероятно, у прочитавших описание методики,
возник целый ряд вопросов. Попытаемся
предупредить их.

Как перевести баллы в отметку? Это зависит от
контингента класса. Если класс ровный по силам,
то разница между “3”, “4”, “5” будет невелика,
если же в классе несколько учеников заметно
лучше других знают предмет – разница будет
существенной. За 5 минут до конца урока учитель
спрашивает у 2-3 учеников, которые работали на
“удовлетворительно” о количестве набранных ими
баллов (то же касается и учащихся, работавших на
“4” и “5”) и объявляет цифры перевода баллов в
отметку и выставляет их в журнал.

Не появляется ли у учеников желание
“приписать” себе лишние баллы? Опыт показывает,
что подавляющее большинство наших ребят – люди
честные. Но исключать такую возможность, увы,
полностью нельзя. Чтобы избежать неточности в
выставление методы существуют. Учитель
достаточно хорошо знает своих учеников. И если он
предполагает, что ученик поднял руку, не зная
ответа на вопрос, лишь в расчете, что его не
спросят, а баллы можно будет получить, то именно
этого ученика учитель и вызовет. (Неправильный
ответ не позволит получить баллы, а если ученик
вообще не будет давать ответ, то из его суммы
баллы вычитаются). “Штрафные” баллы могут быть
достаточно велики, что позволяет избежать
соблазна отдельным не очень честным ученикам.
Кстати, из вышесказанного видно, что на таком
уроке чаще обычного отвечают малоактивные на
традиционных уроках ученики. Сильные же
учащиеся, как правило, отвечают на вопросы
повышенной сложности, что в конечном итоге
расширяет знания всех учеников класса.

Как подобрать вопросы? Здесь все зависит от
учителя. Но хотелось лишь посоветовать включать
как простые вопросы, чтобы дать возможность даже
заведомо слабым ученикам

поверить в свои силы, так и очень сложные, чтобы
поддержать интерес у сильных учеников и выявить
тех ребят, которые из-за малой активности не
проявили себя.

Опыт показывает определенные преимущества
данной методики:

  1. Совмещение контроля знаний с обобщением
    пройденного материала;
  2. Возможность объективно оценить на протяжении
    урока знания всех учеников;
  3. Снята психологическая нагрузка на слабых
    учеников, связанная с боязнью полного провала (0
    баллов не набирает никто);
  4. Увеличена оперативность в подведении итогов;
  5. Усилен игровой момент в данной методике, что
    позволяет успешно применять ее не только на
    уроках в старших классах, но и в среднем звене;
  6. Удается поднять авторитет в глазах сверстников
    и уверенность в себе малоактивных учеников;
  7. Возможность повысить свой рейтинг при
    проведении урока по следующей теме поддерживает
    интерес к предмету.
  8. Соревновательность, присущая данному возрасту,
    лучше проявляется, чем при письменном опросе;
  9. Наконец, экономится время учителя, необходимое
    на проверку работ.

Еще одним примером урока обобщения и контроля
знаний может служить игра “Крестики-нолики”.
Коротко остановимся на особенностях игры, не
встреченной нами в методической литературе.
Участникам игры необходимо, как и в детской игре,
“собрать” правильные ответы в горизонтали,
вертикали или диагонали (рисунок
1).

Например, при обобщении знаний по теме
“Африка” класс разбивается на команды по 3
человека. Учитель объявляет тему вопросов в
каждой из клеток (рисунок 2).Опыт
показывает, что в центральной клетке должны быть
вопросы по теме наиболее сложной для учащихся.
Это увеличивает интерес к игре.



Две первые команды определяют жребием право
хода. Первая из команд называет номер выбранной
клетки и слушает вопрос учителя. Если ответ
верен, то в соответствующую клетку ставится
значок команды (Х или О). Если ответ неверен, то
клетку занимает значок команды-соперницы, а
вопрос передается классу. Ход в случае неверного
ответа переходит к соперникам. Выигравшая
команда продолжает игру, игроки проигравшей
команды имеют возможность продолжить отвечать
на вопросы, переадресованные классу во время
последующих поединков. Таким образом, в уроке
постоянно принимают участие все ученики класса.
Все ответы учеников регистрируются в протоколе и
к концу урока все ребята получают отметку.

Апробация игры показала, что ученики среднего
школьного звена очень активны на таких уроках.
При этом самый большой интерес проявляют
наиболее слабые классы. Учитель же имеет
возможность не только оценить знания всех
учеников, повторить пройденный материал, но и,
подбирая соответствующие вопросы, выявить ребят
с нестандартным мышлением.

Позволим себе привести еще один пример урока,
проведенного в форме деловой игры.

Тема: Климат России.

Цели:

  • Обобщить знания учащихся об особенностях
    климата, климатообразующих факторах.
  • Продолжить формирование навыков работы с
    тематическими картами, статистическими
    материалами.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Настенные карты и карты
атласа, рисунки учебника, CD-ROM “Уроки географии. 8
класс” (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

Ход урока


Действующие лица:

Климатологи, синоптики,
строители, экономисты, туристы, диетологи,
историки, этнографы.

Каждый ученик класса получает индивидуальный
вопрос, соответствующее его специальности, на
который он дает письменный ответ. Через 5-7 минут
можно приступить к устным ответам на эти вопросы.
Порядок ответов лучше построить таким образом,
чтобы повторить особенности разных типов
климата (т.е. сначала предоставляется слово всем
специалистам, характеризующим арктический
климат, затем субарктический,
умеренно-континентальный и т.д.) Ученики отвечают
у карты, а учитель может иллюстрировать их
ответы, показывая на дисплее фрагменты уроков из
названного в оборудовании диска

Возможные задания:

Климатолог № 1

Почему граница зоны субарктического климата на
востоке страны значительно южнее, чем на западе?

Климатолог № 2

Где находится полюс холода северного
полушария? Объясните причины столь низких
температур.

Климатолог № 3

Опишите климат Москвы по диаграммам. Объясните
причины данного типа климата.

Температура

Осадки (610 мм)

Климатолог № 4

Опишите климат Омска по диаграммам.
Объясните причины данного типа климата.

Температура Осадки (330 мм)

Климатолог №5

Опишите климат Якутска по диаграммам.
Объясните причины данного типа климата.

Температура

Осадки (290 мм)

Климатолог № 6

Опишите климат Хабаровска по диаграммам.
Объясните причины данного типа климата

Температура

Осадки (700 мм)

Синоптик №1

Используя карту (рис.32) на странице 83 учебника и
климатическую карту атласа дайте прогноз погоды
на июнь на восточном берегу озера Байкал.

Синоптик №2

Используя карту (рис.32) на странице 83 учебника и
климатическую карту атласа дайте прогноз погоды
зимой на полуострове Камчатка.

Синоптик №3

Используя карту (рис.32) на странице 83 учебника и
климатическую карту атласа объясните причину
большого количества циклонов на Кольском
полуострове в феврале-марте. Опишите погоду в это
время.

Синоптик №4

Летом в Москве установилась ясная жаркая
погода. Объясните причины.

Диетолог №1

Опишите особенности питания жителей
Мурманской области в различные сезоны. Как это
связано с особенностями климата?

Модельер № 1

Предложите гардероб для жителя Иркутской
области. Как это связано с особенностями климата?

Модельер № 2

Предложите гардероб для жителя Краснодарского
края. Как это связано с особенностями климата?

Экономист №1

Как особенности климата сказываются на
расходах населения в различных регионах страны?

Экономист №2

Бюджет каких регионов России больше других
зависит от климата? Объясните дополнительные
расходы.

Строитель №1

Опишите особенности жилых домов в Якутии и
строительство коммуникаций. Как это связано с
климатом?

Строитель №2

Как климат сказывается на особенностях жилищ в
сельской местности в различных регионах России?

Этнограф

Как климат сказался на особенностях характера
русичей?

Историк №1

Приведите примеры того, как климат России
оказал влияние ход военных действий?

Историк №2

Объясните особенностями климата в различных
регионах России общественный уклад и
политическую стабильность в царские времена.

Турист №1

Вы собрались летом в поездку в г. Киров. Какую
одежду и предметы вы возьмете в поездку? Какими
видами отдыха там можно заняться?

Турист №2

Вы собрались зимой в поездку в г. Иркутск. Какую
одежду и предметы вы возьмете в поездку? Какими
видами отдыха там можно заняться?Если позволяет
планирование, деловой игре желательно отвести
два урока. В противном случае оценить знания
учащихся можно по письменным ответам, которые
сдаются в конце урока.

Требования, предъявляемые к материалам, не
позволяют привести примеры других наработок по
данной тематике, но, надеемся, что коллеги найдут
для себя что-нибудь полезное в вышеизложенном
тексте и поделятся своим опытом.




Следующий: