Обобщающий урок за курс 4-го класса по литературному чтению на тему: Своя игра


Подготовка к уроку

Класс делится на 2 или 3 команды (на усмотрение
учителя). Название и капитана команды дети
выбирают сами.
Учитель готовит табло, которое представлено
ниже. Оформляется выставка книг писателей,
которых изучали в этом учебном году. Но на столах
у ребят нет ни учебников, ни книг.
Для ребят готовятся подарки (лучше книги),
которые будут вручены в конце игры.

Игра “Литературные тайны”

Табло


1. Тайны животных
2. Богатырская
3. Авторская
4. Разноцветное покрывало земли
5. Сказочная
6. Детская
7. Объяснялки
10
10
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
20
20
30
30



30
30
30
30

40
40
40
40
40
40
40
50
50
50
50
50
50
50

ХОД ИГРЫ

– Дорогие ребята! Вот и подошел к концу учебный
год. Наш последний урок литературы мы посвящаем
книгам и их авторам. Игра называемся
“Литературные тайны”. Вы разделились на
команды. Представьте их и своих капитанов.

Идет представление команд.

– Проведем жеребьевку, кто начнет игру.

В жеребьевке участвуют капитаны.

– Напоминаю правила игры. Вы выбираете
страницу, в которую будете играть, и цену вопроса.
Если команда отвечает верно, то очки достаются
ей. Если команда ответить не может, то имеет право
ответить другая команда.
Итак, желаю успехов!

1. Тайны животных

– Речь пойдет о животных, которые живут на воле,
но соседствуют с людьми, а также о тех, которых
человек ввел в свой дом. Понимает ли их человек?
Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в
соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит
почаще думать. Ведь животные не могут выбрать
себе соседей получше… (“Верный аист” изд-во
“Детская литература”.)

Вопросы:

10.

“Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей…”

– Из какого произведения эти строки и кто его
автор? (А. Плещеев“Дети и птичка”.)

20.

– Этот автор не любил сказок и историй с плохим
концом, он переделывал его. Но мы читали
произведение, в котором мать погибает, но спасает
своих детей. (С. Есенин “Лебедушка”.)

30.

– Четыре тысячи подков не принесли им счастья,
пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. (Б.
Слуцкий “Лошади в океане”.)

40.

– Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе
он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили
охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки
он ушел. (Д.Н. Мамин-Сибиряк “Приемыш”)

50.

– Они были очень разные по характеру. Но дружба
их была крепкой. Смогла их разлучить только
смерть. (А.И. Куприн “Барбос и Жулька”)

2. Богатырская

– Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!

Вопросы:

10.

“И повелел он своим воинам сделать колеса и
поставить на них корабли. И так как был попутный
ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к
городу. Греки же, увидев это, испугались и
сказали, послав послов к нему:
– Не губи города, дадим тебе дани, какой
захочешь”.

– О ком идет речь? (Об Олеге, его называли
Вещим. Из летописи “И повесил Олег щит свой на
вратах Царьграда”.)

20.

– Он основал монастырь, посвященный Святой
Троице, – Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он? (Сергий
Радонежский.)

30.

– Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
“Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!”

– Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это
был Илья Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по
порядку, как указано на камне.)

40.

– Кто написал эти строки?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
………………
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

(Иван Саввич Никитин. “Русь”.)

50.

– Записи делались из года в год или, как раньше
говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и
название этих записей. Самые древние они не
сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось,
мы можем благодаря труду… О чем и о ком идет речь?
Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о
летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним
из первых был монах Киево-Печерского монастыря
Нестор.)

3. Авторская

– И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин)

Вопросы:

10.

– Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк
Твен.)

20.

– “Точен и скуп на слова был он даже в
обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил,
слово высокопарное, фальшивое, книжное
действовало на него резко: сам он говорил
прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно.
Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения,
эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял,
то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими,
никогда не наслаждался своим удачно сказанным
словом”. (Писатель И.А. Бунин.)

– О ком идет речь, о ком так говорил И. Бунин?
Подсказки: свои первые рассказы он подписывал
псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов.)

40.

– Учитель, участник Октябрьской революции,
гражданской войны, писатель; ему была присуждена
Государственная премия.
Уральцы гордятся своим земляком, прославившем
свой родной край, его людей, его легенды и
предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)

50.

– Так подписывался один из писателей: НАВИ
ВОЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из
букв собственного имени, читающегося в обратном
порядке.)

4. Разноцветное покрывало земли

И долго буду те любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

(А.С. Пушкин)

– Эту страничку иначе можно назвать
“Поэтической”.

Вопросы:

10.

– Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.



– Из какого стихотворения строчки, кто их
автор? (“Весенний дождь”, А.А. Фет.)

20.

– “Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла”.

– Кто это говорит? Кто автор? (“Бабочка”, А.А.
Фет.)

30.

– Кто и кому так говорит?

“Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!”

(“Дети и птичка”. А.Н. Плещеев. Птичка говорит
детям.)

40.

– Этот период ранней осенью длится недолго. Как
он называется? Кто автор одноименного
стихотворения? (“Бабье лето”. Д.Б. Кедрин.)

50 – Олицетворение – наделение предметов,
явлений природы чувствами, настроением,
способностями, характером человека. Приведите
примеры, прочитайте наизусть строчки из
стихотворений.

5. Сказочная

Нам сказали про Ивана-то – хитер,
Нам сказали про Андреича – хитер.
Он хитер – мудер – прохитрился,
Он прохитрился – промудрился.

10

– Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет…

(Жар-птица. Сказка “Конек-Горбунок”, П.П.
Ершов.)

20.

– Узнайте сказку по ее началу: “Давно тому
назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок.
Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была
ему единственная дочь…” (“Ашик-Кериб”.
Турецкая сказка.)

30.

– Эту сказку можно было бы назвать по-другому.
Например, “Последняя весна”, “Брат и сестра”,
“Угасающая жизнь”, “История, которую поведал
высушенный цветок розы”. Но родное название
подходит ей больше. Назовите его. (“Сказка о
жабе и розе”. В.М. Гаршин.)

40.

– Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Что это? (Это зеркало.)

– В какой сказке оно играло немаловажную роль?
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
А.С. Пушкин.)

50.

– “Время не дремлет, часы не стоят”. Какая
сказка раскроет смысл этой пословицы? (“Сказка
о потерянном времени” Е.Л. Шварца.)

6. Детская

Приходите, шалунишки,
По дороге долгой, трудной.
Вы обычные ребята,
Книжки мы про вас читали.
И всегда мы с вами лично
Познакомиться мечтали.

Вопросы:

10.

– Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень… потом
Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда
самоеды перевезут на лодках через Берингов
пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных
зверей”. Кто собирался в такое путешествие? (“Мальчики”,
А.П. Чехов.)

20.

– Какое произведение начинается так: “Хотя мне
уже идет девятый год, я только вчера догадался,
что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь,
хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить
уроки надо”? (“Главные реки”, В.Ю. Драгунский.)

30.

– Еда – главное в жизни этого мальчика, а Борис
Сергеевич его не понял. (“Что любит Мишка”, В.
Драгунский.)

40.

– Какое произведение закончилось так: “Я
думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А
он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не
захотел со мной разговаривать больше. Весна.
Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне
так скучно?” (“Никакой я горчицы не ел”, В.В.
Голявкин.)

50.

– Он знал, что когда его имя произносят
полностью, это предвещает какую-нибудь
неприятность. О ком идет речь? (Том Сойер, М.
Твен.)

7. Объяснялки

– Понятием “крылатые слова” обозначают
вошедшие в нашу речь из литературных источников
краткие цитаты и образные выражения, изречения
исторических лиц и т.п. Что обозначают следующие
крылатые выражения?

10.

– “Сказка про белого бычка”. (Бесконечное
повторение одного и того же с самого начала,
возвращение к одному и тому же.)

20.

– “Бить баклуши”. (Праздно проводить время,
бездельничать. Первоначально означало:
раскалывать, разбивать осиновый чурбан на
баклуши (чурки) для изготовления из них мелких
щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), т.е.
делать очень несложное дело.)

30.

– “Делу время и потехе час”. (Это выражение
взято из указа царя Алексея Михайловича. Вместо
“и” со временем стали употреблять “а”.)

40.



– “Ждать у моря погоды” (Рассчитывать,
надеяться на что-либо, не предпринимая ничего,
оставаясь пассивным.)

50.

– “Знать назубок”. (Знать что-то очень
хорошо. А было время, когда “знать назубок”,
“проверить назубок” принималось почти
буквально: поговорка возникла от обычая
проверять подлинность золотых монет, колец и
других изделий из благородного металла.
Прикусишь монету зубами, и если не осталось на
ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А
то ведь могла попасть фальшивая: внутри полая или
залитая дешевым металлом.)

Подведение итогов, награждение
участников.




Следующий: