Обобщающий урок Восхождение на химический Олимп


Дидактическая цель урока:

создать
условия для систематизации и обобщения знаний
учащихся об основных классах неорганических
соединений и их применения в новых учебных
ситуациях.

Задачи:

а) образовательные:

– повторить основные понятия темы:
оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы;
– проверить умения составлять формулы веществ,
экспериментально распознавать кислоты и щёлочи;
– анализировать и систематизировать вещества по
их строению, делать выводы и обобщать.

б) развивающие:

– развивать учебно-логические умения:
наблюдать, описывать, анализировать, соотносить;
– формировать интерес к предмету.

в) воспитательные:

– совершенствовать навыки грамотного
проведения химического эксперимента, соблюдения
определённых норм поведения в процессе
выполнения лабораторного опыта;
– воспитывать у учащихся трудолюбие,
аккуратность;
– формировать умение работать коллективно.

Тип урока:

обобщающий.

Вид урока:

игра-путешествие.

Оборудование и реактивы:


мультимедийный комплекс, презентация
(Приложение 1), магниты, штатив с пробирками,
растворы серной кислоты, гидроксида натрия,
индикаторы – лакмус, фенолфталеин.

На столах у учащихся:

схема-конспект
урока с заданиями, модели цветов.

Ход урока

Ребята, на уроке мы поведем разговор о
многообразии окружающего мира, который состоит
из множества разнообразных тел, а тела состоят из
ЧЕГО? (Веществ)

Т.о, мы с вами живём в окружении
веществ.

Веществ в природе очень много,
И нужно все их разделить.

На какие группы можно разделить вещества по
составу? (Сложные и простые)

(Схема на доске)

Сложных веществ в наше время известно великое
множество, поэтому, и классификация их более
сложная, и требует особого внимания.

Предположите, какой будет тема
сегодняшнего урока?

Тема нашего урока “Основные классы
неорганических соединений”.

Т.к., урок сегодня обобщающий,
подумайте какова цель урока?

Следовательно, целью урока будет
обобщить знания о классах неорганических
соединений, а это, в свою очередь, поможет вам в
дальнейшем успешно решать всевозможные
химические задачи.

А для этого мы с вами совершим
восхождение к вершине химического Олимпа.

На горе вас ждёт сюрприз.
Чтоб к вершине нам дойти,
Нужно многое постичь, надо много сил вложить.

Девиз

нашего урока – “Достичь
вершины – не свалиться в пропасть!”

На время путешествия вы превращаетесь
в отважных покорителей вершин. А что необходимо
настоящим путешественникам? Конечно же, это
“путевые заметки”, которые лежат у вас на столах
(Приложение 2). В них вы должны отражать все
основные моменты восхождения, выполняя задания.
Рядом с каждым заданием вы видите по две золотые
звёздочки – это аурики, ребята, а почему у этих
звёздочек такое название? (А знаете ли вы, что
название химического элемента золота по
латински произносится как аурум? Аурики будут
показателями ваших знаний и активности.
Результат выполнения задания вы будете
оценивать сами, обводя аурики, следующим образом
– если нет ошибок – 2 аурика, если допущены
незначительные ошибки – 1 аурик. Как и всякое
путешествие, наше требует сноровки, терпения,
смекалки, взаимовыручки и, конечно, хорошего
настроения.

Отправляемся в путь! Желаю удачи!

Прежде чем мы начнём восхождение на гору, нам
надо собрать необходимый багаж. В нашем случае –
это багаж знаний. Приступаем к первому этапу.

Как вы уже сказали, по составу все
вещества можно разделить на простые и сложные. А
чем отличаются простые вещества от сложных.

(Какие вещества можно назвать простыми? А какие
вещества называются сложными?)


Сложных веществ известно в мире много,
И каждое в отдельности важно.
Все вещества на классы делим строго.
Какие это классы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Какие соединения называются оксидами?
Каким образом даются названия оксидам?

Чем отличаются от оксидов основания? А
как основаниям дают названия?

Какие соединения называются
кислотами?

Чем отличают соли от кислот? Как
образуются названия солей?

По мере обсуждения на доске появляется
схема.

Мы поработали дружно, собрали рюкзаки,
и каждый из вас заслужил по одному аурику, а
теперь, вперёд – в горы!

Впереди нас ждёт этап “Угадай слово”

Давайте, выполним задание 2-го этапа.

( учащийся зачитывает задание из
путевых заметок)



Для примера рассмотрим формулу
первого вещества – _______ . К какому классу
соединений она относится? На пересечении формулы
вещества и его класса – находим букву и вносим ее
в первую клетку в строчке под таблицей. Всем
понятно это задание?

– Приступайте к работе.

– Ребята, какое слово у вас получилось?

– У кого получилось слово “Письмо”,
поднимите руки.

– Ребята, вы правильно определили
классы неорганических соединений, оцените свою
работу при помощи ауриков.

Т.о., мы получили название 3-го этапа
нашего путешествия.

Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам
по электронной почте пришло видеописьмо от
ученика 7 класса, юного химика – Иванова Влада.
Вот, что он сообщает.

“Многоуважаемые коллеги-химики 8-го
класса!

Недавно, читая книгу, я натолкнулся на
такую задачу-сказку:

“Любовная история”

Лакмус был страстно влюблён в Кислоту
и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая
Щёлочь, которая была к нему неравнодушна,
раздражала Лакмуса до посинения. Несчастный
Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к
Щёлочи, но, зная её едкий характер, при малейшем к
ней прикосновении весь становился малиновым.

Так как я только начал интересоваться
такой чудесной наукой, как химия, то в
прочитанном мне не всё ясно. Помогите мне,
пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам
благодарен за помощь”.

– Ну, что, ребята, поможем разобраться
с проблемой? Текст письма у вас размещён в
путевых заметках. Давайте разберёмся: о каких
классах неорганических соединениях говорит
Влад.

(Учащиеся: Основаниях и кислотах.)

– А теперь посмотрите на экран.

– Что это за животное?

– А как вы думаете, почему я его вам
сейчас показала? Какие химические вещества,
подобно хамелеону, меняют свою окраску? Как они
называются?



Учащиеся: индикаторы: лакмус,
фенолфталеин, метиловый оранжевый. Они также как
и ….. меняют окраску.

– А теперь вернёмся к проблеме Влада.
Какие явления были описаны в сказке?

Учащиеся: изменение окраски
индикаторов в зависимости от характера среды: на
щёлочи индикатор – фенолфталеин, он в их
растворе становится малиновым, а на кислоты –
лакмус – он краснеет.

– Давайте опытным путём подтвердим
ваши теоретические знания. Работу выполняете в
паре. Прочитайте задание.

Учащийся читает. Определим порядок
выполнения работы (что сделаете в первую
очередь?). Не забывайте правила ТБ при выполнении
работы. Результаты исследований запишите в
соответствующую колонку таблицы.

– Какое вещество находится в ваших
пробирках?

– Как вы это определили?

– Итак, третий этап позади. Спасибо. Вы
помогли юному химику Владу. – Оцените свою
работу при помощи ауриков.

Но прежде чем мы перейдём к 4-му этапу, я
предлагаю немного отдохнуть и устроить
“стрельбу глазами”. Повернитесь к
периодической таблице. Сядьте поудобнее, руки
свободные. Я проговариваю предложение о
каком-либо химическом элементе, а вы взглядом
находите его и вслух называете.


Задание “Стрельба глазами”.

  • В периодической системе найдите жизненно
    важный элемент, поддерживающий процесс горения.
    (О)
  • От О переведите свой взгляд влево, на элемент
    стоящий в том же периоде в III группе (В).
  • От В переведите взгляд вниз и влево, на элемент,
    атомы которого образуют металл, используемый в
    градусниках. (Hg)
  • От Нg переведите взгляд вверх и вправо, на
    элемент, спиртовой раствор которого имеется в
    любой аптечке. (I).
  • – Отдохнули? Продолжаем восхождение.

    На химической поляне
    Чудо-формулы цветут
    Соберём давайте с вами
    Из цветов букеты тут.

    – Подниматься в горы одному сложно, а
    вот в группе – это другое дело. Этот этап вам
    также предстоит преодолеть в паре.

    – В путевых заметках вы видите 4
    цветка, в середине каждого – формулы различных
    веществ. Некоторые из формул содержат ошибки.
    Найдите их и исправьте.

    – Соединение какого класса веществ вы
    получили? Назовите его.

    (тоже со второй)

    – А посмотрите какие цветы у меня.

    – СО2, применяется для
    газирования напитков;

    – Са(ОН)2 – гашеная известь,
    используется в строительстве и быту;

    – Са3(РО4)2, основа
    костной системы и зубов позвоночных;

    – НСl – основная составляющая
    желудочного сока у млекопитающих.

    – Вот и 4-й этап позади. Оцените свою
    работу с помощью ауриков.

    ОБОБЩЕНИЕ:

    – Т.о, мы составили схему, которая
    отражает классификацию сложных веществ. – ____,
    опираясь на данную схему, расскажи о
    классификации веществ.

    (РЕБЕНОК)

    – Друзья, мы почти достигли цели.
    Остался последний этап – достичь вершины. Для
    этого выполним проверочную работу.

    Снег идёт, и снег кружится.
    Он ковром везде ложится.
    Приглашаю всех я вас
    Поиграть в снежки сейчас.

    Но снежки у нас из химических снежинок.
    На них задания разного уровня сложности, и
    оцениваются разным количеством ауриков.

    – Прочитайте задания и выберите одно.

    – Проверьте, правильно ли вы
    выполнили. (Самопроверка по образцу)

    – Оцените свою работу.

    Вот и всё! Мы достигли цели! Кто-то из
    вас пришёл к вершине горы без поражений, у кого-то
    были затруднения. Теперь давайте посмотрим, что
    же за сюрприз нас ожидает.

    На вершине горы – конверт: “Сюрприз”.
    Учитель вскрывает конверт “Сюрприз”, в котором
    находятся отметки “3”, “4”, “5”.



    – Ребята, подсчитайте общее
    количество ауриков в своих путевых заметках.

    Оцените результат своей работы
    следующим образом:

    11-9 ауриков – 5; 8-6 ауриков – четвёрка, 5-3
    ауриков– тройка. – –

    – Поставьте себе оценку в
    соответствующую клетку.

    Д/З

    : – Ребята, для самых
    любознательных в конце путевых заметок есть
    интересное домашнее задание.

    Подведение итогов.

    – Давайте вспомним, какую цель урока
    мы ставили перед собой?

    – Определите каждый для себя – достиг
    ли ты этой цели?

    – Если вам понравилось сегодняшнее
    занятие – поприветствуйте друг друга.

    – Вы были целеустремленными,
    неутомимыми покорителями химического Олимпа.
    Спасибо вам за работу.

    Приложение 1

    Приложение 2




    Следующий: